
- •22. Девиантное поведение и подходы к его объяснению.
- •23.Социальные санкции.
- •24. Личность – индивид – индивидуальность: соотношение понятий.
- •25. Стадии процесса социализации.
- •26.Теория «зеркального я».
- •27. Ролевое поведение личности по т. Парсонсу.
- •28. Подходы к определению социальных институтов.
- •29. Понятие социальной организации.
- •30. Семья как малая группа и социальный институт.
- •31. Религия как институт: происхождение, функции, формы организации, основные тенденции.
- •32. Дюркгейм, Вебер, Малиновский, Маркс о происхождении и функциях религии.
- •33. Мораль как социальный институт. Моральная социализация.
- •34. Семья и брак. Типология брака, типология семьи, функции, тенденции.
- •35. Наука как институт. Социальные факторы развития науки. Понятие парадигмы.
32. Дюркгейм, Вебер, Малиновский, Маркс о происхождении и функциях религии.
Э. Дюркгейм считал, что основная функция религии - отражение и укрепление групповых связей. Главными же атрибутивными признаками религии являются: (отсылка к вопросу 31.)Дюркгейм рассматривал отношения религии и науки, считал вторую продолжением и совершенствованием первой. Дюркгейм, по существу, отождествлял религию с абстрактной идеологией, имеющей вневременный, вечный характер, идентично проявляющийся в любом типе общества.
Макс Вебер рассматривал религию как человеческий ответ на все вопросы бытия, включая жизнь и смерть.
С точки зрения М.Вебера, социолог, в отличии от теолога и философа, не должен касаться вопросов об источнике религии, также как и не должен устанавливать некую метафизическую “сущность” религии. Социолога интересует не сущность религии, а условия ее существования. Иначе говоря, для социолога религии интересна лишь как особый тип мотивации социального поведения людей. М.Вебер представляет религию как первичную основу ценностей и в этом качестве она является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определяет его значения и цели. Особое внимание М.Вебер уделяет выявлению влияния религиозного фактора на действенное отношение индивида к окружающей действительности. М.Вебер настаивает на религиозной обусловленности не просто повседневного поведения верующих индивидов, но и их “хозяйственного” (экономического) поведения.
Малиновский: Не существует народов, как бы примитивны они не были, без религии и магии, – утверждает Малиновский, – так же, как нет ни одного первобытного племени, у которого не было бы основ науки. Малиновский говорит здесь не о преднауке, не о совокупности положительных знаний, а именно о науке.
Отделяя религию и магию от практической жизни первобытного общества, Малиновский делает это чрезмерно механически, полагая, что люди прибегают к содействию сверхъестественного только там и тогда, где и когда бессильны реальные практические знания и навыки. Это – очевидное упрощение реальной ситуации, противоречащее фактам. То же относится и к различению магии и религии. В целом функции их, как считает сам Малиновский, очень близки: если магия выросла из потребности предупреждать потенциально опасные, угрожающие явления и события, религия возникла из стремления уменьшить чувство тревоги, овладевающее людьми в переломные, кризисные периоды жизни, связанные с переходом из одного состояния в другое, такие как рождение, наступление зрелости, брак и смерть. Первобытная религия освящает их, она утверждает социально позитивные ценности. В основе религии находятся, по словам Малиновского, не размышления и спекуляции, не иллюзии и заблуждения, но реальные трагедии человеческой жизни. Религия помогает людям пройти через них и встретить смерть. Дихотомия магического и религиозного сохраняет свое значение и при делении религиозных явлений на безличностные и персонифицированные отношения к сверхъестественному.
Маркс: Основатели марксизма также разработали концепцию, согласно которой корнем религии является реальное практическое бессилие человека, сперва перед природными, затем перед социальными явлениями, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности]. Также широко известно выражение «религия есть опиум народа»