Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
152791.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.91 Mб
Скачать

Раздел I. Участие адвоката на стадии следствия

сутствии и спрашиваю, все ли правильно записано и не хочет ли клиент сделать какие-либо заявления относительно этих протоколов в связи с нарушением его прав. Заявление мы с клиентом обсуждаем наедине.

Выяснение обстоятельств дела

Это очень интересная и весьма деликатная часть беседы (см. приложение 4). Ход обсуждения обстоятельств дела зависит от разных подходов адвоката к рассказу клиента.

Три разных адвоката зададут один и тот же вопрос клиенту и сформируется три совершенно разные позиции.

Вопрос адвоката: «Что произошло?»

Ответ клиента: «Я кражу из машины не совершал. Отмычка не моя, мне ее засунули за пояс работники милиции, когда надели наручники».

Три позиции защиты

1-й адвокат

2-й адвокат

3-й адвокат

«Расскажи правду, мне надо знать, как было на самом деле. Иначе не смогу тебя защищать»

«Раз ты так говоришь, значит, так по-видимому и было. Примем это за основу защиты»

«То, что ты рассказал, — чушь! Тебя взяли с поличным! Будешь делать то, что я тебе скажу, или я не стану тебя защищать»

Первому адвокату обязательно нужно знать объективную правду; для второго правда там, где его подзащитный; для третьего — где он сам. Может ли защитник быть судьей своему клиенту, как поступил первый адвокат? Или обвинить, как третий, занимая позицию прокурора? Я размышляла над этим много лет и поняла: надо верить своему подзащитному, как сделал это второй адвокат. Не дело адвоката доискиваться до правды, судить или обвинять человека. Надо его защищать. А защищать — значит верить.

Еще много раз за период работы вам придется возвращаться к выяснению обстоятельств дела. И всякий раз это будет новый ракурс, в зависимости от целей, которые вы будете ставить.

При первой беседе с клиентом особенно важно выявить то, что требует быстрого разрешения:

Глава I. Первая беседа с клиентом 15

•/ нет ли обстоятельств, исключающих уголовную ответственность (необходимой обороны, физического или психического принуждения и др., указанных в гл. 8 УК РФ);

/" нет ли оснований для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения его (ст. 208 УПК РСФСР; гл. 11 УК

РФ);

^ если имеет место неоконченный состав преступления, то нет ли добровольного отказа от преступления (ст. 31 УК РФ);

^ если преступление совершено в группе, нет ли эксцесса исполнителя преступления (ст. 36 УК РФ); нет ли невиновного причинения вреда (ст. 28 УК РФ); не совершено ли деяние в состоянии невменяемости (ст. 21 УК РФ).

Для дальнейшего формирования позиции защиты сразу при хервой встрече я пытаюсь выяснить и мотив действий моего подзащитного, т.е. почему и зачем он так поступил.

Я это делаю, конечно, для установления наличия и направленности умысла и возможной квалификации действий, но в большей степени для того, чтобы хоть как-то примирить человека с шим собой — «преступником». Следователь будет давать пове-1ию моего клиента хлесткие оценки типа: «действовал из корыстных, низменных либо хулиганских побуждений», «с особой жестокостью», «имел умысел на лишение жизни», «препятствовал установлению истины по делу» и т.д.

Но, как правило, в жизни все гораздо сложнее, и человек совершает поступки, исходя из причин, которые не находятся на поверхности и не так однозначны и примитивны, как будет утверждать обвинение. Задачу адвоката я вижу в том, чтобы помочь подзащитному объяснить свое поведение с человеческой, жизненной точки зрения.

Разъяснение клиенту его прав

Обычно я приступаю к разъяснению прав после выяснения обстоятельств задержания и дела, потому что к этому времени в беседе устанавливается психологический контакт, уже преодолен страх, клиент вам доверяет и в состоянии понять, как ему бороться за себя.

16 Раздел I. Участие адвоката на стадии следствия

Статьи 51 и 46 УПК РСФСР содержат перечень прав, предоставленных обвиняемому и подозреваемому.

Право на защиту. Обычно под этим подразумевается не только право иметь защитника, но также и возможность защищать свои права любыми средствами и способами, не противоречащими закону.

Кроме того, в это понятие входит и то, что ваш клиент считается невиновным, пока его вину не установит суд. В соответствии со ст. 20 УПК РСФСР следователь не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого и домогаться показаний путем насилия, угроз и иных незаконных мер.

Право знать, в чем обвиняется (подозревается). Здесь необходимо разъяснить клиенту, что он имеет право на конкретизацию обвинения, указание конкретных статей УК, дат, событий, действий.

Адвокаты знают, как распространены у нас такого рода формулировки: «совместно с неустановленными лицами», «в неустановленном месте», «в неустановленное время».

Не менее редки обвинения, когда всей группе лиц, привлекающейся к уголовной ответственности, вменяются одни и те же действия, например: Иванов, Петров, Сидоров, разбив стекло, проникли в помещение бытовки склада; связали сторожа; отобрали у него ключи от складских помещений, откуда похитили товары (далее следует наименования) на общую сумму 5 млн. руб.

Ваш клиент имеет право указать в таком случае, что не понимает, в чем конкретно выразились его действия, и знать, что следствие имеет в виду под такими формулировками.

Право давать объяснения. Логичнее было бы указать в законе, что обвиняемый (подозреваемый) вправе не давать объяснения, так как многие люди, впервые оказавшиеся в положении задержанного, не понимают, что давать показания — это их право, а не обязанность.

Я обычно говорю:

Вы вправе вообще ничего не говорить.

Если вы решили говорить, вы вправе не свидетельствовать против себя и близких родственников (по ст. 51 Конституции РФ).

Вы вправе не отвечать на вопросы, не относящиеся к существу предъявленного обвинения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]