
- •Балканские войны 1912-1913 гг.
- •Австро-сербские противоречия в начале хх в.
- •Сараевское убийство и июльский кризис 1914 г.
- •Сербия и Черногория в Первой Мировой войне.
- •Национально-освободительное движение югославских народов Австро-Венгрии в 1914-1918 гг
- •Болгария в конце XIX - начале XX вв.
- •Болгария в Первой Мировой войне.
- •Чехословацкое национально - освободительное движение в годы Первой Мировой войны.
- •Польский вопрос в годы Первой Мировой войны.
- •Переворот 9 июня 1923 г. В Болгарии.
- •Сентябрьское восстание 1923 г. В Болгарии.
- •Переворот 1934 г. В Болгарии.
- •Установление монархической диктатуры. Болгария в 1935 - 1941 гг.
- •Споры в историографии о характере политических режимов в Болгарии в 20 - 40-е гг.
- •Образование Королевства схс.
- •Государственный переворот 1929 г. Югославия в период монархической диктатуры.
- •Положение Югославии накануне Второй Мировой войны.
Сентябрьское восстание 1923 г. В Болгарии.
1923.09.12 София. Разгром полицией помещений БКП, арест 2, 5 тыс.коммунистов, в том числе политсекретаря ЦК БКП Х.Кабапчиева, закрытие коммунистических газет и журналов. 1923.09.13 София. Оргсекретарь ЦК БКП Т.Луканов отменил ранее назначенную на 14.09.1923 г. всеобщую политическую забастовку. Казанлык. Антифашистское восстание в окрестностях города. 1923.09.19 Антифашистское восстание в Старозагорском округе и г.Нова-Загора. 1923.09.20 София. Заседание ЦК БКП приняло директиву о начале вооруженного восстания в ночь на 23.09.1923 г. 1923.09.21 София. В результате предательства полицией разгромлен ВРК. Аресты в революционных частях столичного гарнизона. Оставшиеся на свободе члены ВРК разослали по Софийскому округу директиву об отсрочке вооруженного восстания. 1923.09.22 Правительственными войсками подавлено восстание в Старозагорском округе 19-22.09.1923 г. 1923.09.23 Начало всеобщего вооруженного восстания в Северо-Западной Болгарии. Повстанцами захвачен г.Фердинанд. 1923.09.27 Фердинанд. Правительственные войска выбили из города отряды БКП. Повстанцы начали отход к болгаро-югославской границе. 1923.09.29 Правительственные войска подавили последний очаг восстания во Вратчанском округе. За 10 дней восстания (19-29.09.1923 г.) убито более 20 тыс.человек.
Переворот 1934 г. В Болгарии.
Он был совершен 19 мая 1934 г. и тайно готовился в течение нескольких месяцев. Этот переворот нельзя рассматривать изолированно, вне тех изменений, которые произошли в это время в Европе.
«В Германии, где внутриполитическая обстановка была наиболее острой, буржуазия в целях сохранения своего господства, установила фашистскую диктатуру. Приход германских фашистов к власти вызвал одобрение у правящих кругов Англии и Франции. Правительства этих государств смотрели на фашистскую Германию как на полицейскую силу для подавления революционного движения в Европе»1. В еще большей степени они надеялись направить агрессию Германии против СССР. Отсюда их скрытая поддержка вооружения Германии, прикрытое содействие захватническим планам в Центральной и Юго-Восточной Европе, срыв политики коллективной безопасности, которую последовательно и энергично защищал Советский Союз.
В связи с такой обстановкой в Европе, в Болгарии еще в 1932—1933 гг. начала создаваться политическая обстановка, которая могла быть использована для успешной борьбы за восстановление демократических прав и свобод. «Рабочее движение в городе переживало революционный подъем, в селах трудящееся крестьянство боролось против политики грабежа и насилий, часть солдатских масс: сочувственно относилась к движению и участвовала в нем»2. Правительство так называемого «Народного блока» теряло остатки своего влияния в массах. В его среде возникли острые разногласия, вызвавшие уже в 1933 г. правительственный кризис.
Можно ли было избежать переворота?
Советские авторы считают, что для этого было необходимо единство рабочего класса в борьбе против фашизма. А в то время Болгарская Коммунистическая партия была слаба из-за кризиса в партии. Частухин в своей работе «Рабочее движение в Болгарии в 1918-1939 гг.» пишет: «Следует сказать, что в момент государственного переворота БКП не предприняла мер противодействия перевороту и тащилась в хвосте событий. Объясняется это тем, что у руководства БКП в го время стояли левые сектанты, которые допускали крупные ошибки в проведении политики партии. Ошибочность политической линии партии ярко проявилась в решениях IV расширенного Пленума ЦК БКП (август 1933 г.). В политической резолюции Пленума дана неправильная оценка процессов, происходивших в экономике и в политике страны. В резолюции говорится, что стране угрожает «экономическая катастрофа» и что в лагере буржуазии царит разложение. В резолюции проводится мысль, что не болгарская буржуазия является главным врагом рабочего класса, a Зeмлевладельческий союз, названный ими «передовым отрядом фашистской контрреволюции в стране». Социал-демократическая партия характеризовалась как фашизированная организация. В соответствии с этим резолюция требовала направить главный стратегический удар против Земледельческого союза и против социал-демократии»1.
Государственный переворот 19 мая для руководителей БКП оказался совершенной неожиданностью и имел ряд особенностей.
«Непосредственным участником переворота была та часть болгарского офицерства и буржуазной интеллигенции, которая относилась отрицательно к Кобургской монархии, считая ее виновником национальных потрясений и бедствий Болгарии»2. Эта группа выражала также серьезное беспокойство в связи с курсом внешней политики болгарского правительства, принимавшей характер все большего сближения с фашистской Германией. Они были увлечены идеей национального возрождения и создания авторитарного государства, считали необходимым обновить политический строй, игнорирую борьбу народа за свое освобождение.
«Движение 19 мая было движением части нашей буржуазной интеллигенции и значительной части младшего и среднего офицерства, которое полагало, что национальное возрождение Болгарии возможно без и против трудящихся и их борющихся организаций, без борьбы за искоренение фашизма, как предпосылки всякого национального возрождения вашей страны. И здесь первопричина его неуспеха и того, что оно объективно было использовано монархизмом»1.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что государственный переворот был еще и военным, проводился не столько интеллигенцией, сколько младшим и средним офицерством. Был ли переворот фашистским – спорный вопрос в литературе. Западные авторы его таковым не считают, советские, напротив, не снимают вопрос о его фашистском характере даже когда пишут, что намерения участников были совсем другие.
В любом случае он отличался от фашистского переворота 9 июня 1923 года. «Новый переворот не имел за собой поддержки большинства болгарской буржуазии». Социальная база данного переворота была очень узкая, фактически за ним стояло только офицерство и небольшие круги буржуазии.
Отличие его от переворота 1923 года еще и в том, что он прошел помимо желания дворцовой клики, хотя затрагивал интересы двора. Некоторые участники имели антидинастические взгляды. Однако общее у этих двух переворотов 1923 и 1934 годов – это то, что они оба применяли террористическую диктатуру на уничтожение Коммунистической партии и революционного движения в стране. Поэтому переворот 1934 года имел также террористический характер.
Государственный переворот 19 мая 1934 г., в результате которого к власти пришло правительство Кимона Георгиева, фактически отменил конституцию и покончил с последними остатками парламентаризма и демократии. Переворот в дальнейшем содействовал установлению открытой монархо-фашистской диктатуры.
«Переворот вызвал огромное возмущение рабочего класса и трудящихся масс Болгарии. Однако движение рабочего класса не вылилось в форму организованного отпора вследствие того, что в руководстве Коммунистической партии были левосектантские троцкистские элементы, которые нацеливали рабочий класс не на борьбу против фашизма, а на борьбу против Земледельческого союза, за которым шли крестьянские массы. Пагубная политика левых сектантов сорвала единый фронт, дезорганизовала рабочее движение, лишила рабочий класс поддержки его основного союзника — крестьянства. Отдельные забастовки протеста и демонстрации, вспыхнувшие в Софии, Пловдиве, Хаскове, Варне и других городах, были быстро подавлены. Переворот 19 мая временно укрепил сильно расшатанные в годы экономического кризиса позиции болгарской буржуазии»1. Следовательно переворот носил антинародный характер.
Новое правительство стремилось с самого начала представить себя как власть «беспартийного», «национального» правительства. В своем манифесте оно ссылалось на «моральный кризис», на процесс «глубокого разложения» прежних политических партий, на то, что «только армия в состоянии положить конец теперешней анархии». Правительство удерживало власть путем жестоких преследовании.
Однако оно обещало провести ряд социальных мер. «Крестьянам была обещана «самая широкая поддержка сельского хозяйства» - дешевый кредит, дешевые цены на промышленные товары, обеспеченные рынки и прочее; рабочим – «облегчение безработицы путем организации общественных работ и покровительства труда». В области внешней политики правительство подчеркивало, что, идя навстречу желаниям широких трудящихся масс, оно восстановит дипломатические отношения с СССР»2.
Указом от 14 июня 1934г. были запрещены и распущены все политические партии. Одновременно были распущены рабочие профсоюзы. Закрыты рабочие клубы, запрещена рабочая пресса, конфисковано имущество профсоюзов. Вслед за этим последовали массовые аресты и внесудебные расправы. Десятки коммунистов, революционных рабочих и крестьян на судебных процессах, происходивших в Пловдиве, в Хаскове и других городах, были присуждены к длительному тюремному заключению, часть из них была приговорена к смертной казни.
Кровавые расправы над деятелями революционного движения продолжались и в дальнейшем. Народное собрание было разогнано, закон об общинах изменен. Кметы общин теперь назначались министерством внутренних дел. Самоуправление общин фактически было сведено на нет. В целях централизации власти вводилось новое административное деление, страна разделялась на семь областей.
Правительство провело ряд мероприятий и в области экономической политики. «В частности, оно ввело новые государственные монополии, которые в известной степени затронули интересы некоторых групп крупного капитала. В это время прибыль только трех наиболее крупных табачных фабрик достигала 14 млн. левов, значительную прибыль получали и капиталисты спирто-водочнои промышленности. Однако введение этих монополий (отмененных последующим правительством) не могло улучшить положение трудящихся масс»1.
Интересы крупного капитала были учтены и созданием специального банка «Болгарский кредит» с капиталом в 125 млн. левов. Государственные кредиты были предоставлены частным банкам и крупным предприятиям как средство облегчающее выход из кризиса. Сельскохозяйственная политика была направлена на поддержку зажиточных слоев крестьян, которые могли бы служить опорой правительству в деревне.
Правительство пыталась создать «новую систему общественных отношений», взяв в качестве образца итальянский фашистский режим. «Создано новое ведомство, так называемая «Дирекция общественного обновления», с задачей пропаганды среди населения идеи авторитарного (фашистского) строя»1. Газета «Нови дни» обосновывала ненужность парламентаризма и необходимость сильного корпоративного государства.
Внешняя политика характеризовалась антигерманской настроенностью и стремлением сблизиться с Францией. Вместе с тем правительство взяло решительный курс на сотрудничество с зависимой от Франции Югославией, разгромив враждебную ей черносотенную македонскую организацию Ивана Михайлова, бывшую в течение долгих лет орудием итальянского империализма и великоболгарской реваншистско настроенной буржуазии.
«Правительство Георгиева продержалось у власти всего восемь месяцев. Не имея широкой социальной базы оно было легко отстранено от власти царем Борисом, который сам хотел играть роль болгарского фюрера при помощи германского фашизма. Царю Борису удалось привлечь па свою сторону большую часть членов «Военной лиги» и 22 января 1935 года заменить правительство Георгиева правительством генерала Златева. С этого времени решающую роль в государственных делах стал играть царь Борис. В Болгарии установилась монархо-фашистская диктатура.
Монархо-фашистская клика встала на путь экономического и политического подчинения Болгарии фашистской Германии, на путь лишения Болгарии национальной независимости и превращения её в послушное орудие немецких фашистов»2.