Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Pobedonostsev.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
85.85 Кб
Скачать

II. Общественно – политические взгляды к.П. Победоносцева

К. П. Победоносцев родился в Москве 21 мая 1827 года. Его отец Петр Васильевич был профессором российской словесности Московского университета, а дед – приходским священником. Семья была глубоко религиозной, и это оказало сильное влияние на формирование охранительных взглядов будущего обер-прокурора, вспоминавшего, что он был «воспитан в семье благочестивой, преданной царю и отечеству, трудолюбивой»11. Поздний ребенок, Константин Петрович с детства казался замкнутым и одиноким, имел привычку к упорному труду, страстно любил книги и был необычайно привязан к церкви. В 1846 г. он поступил в Петербургское училище правоведения, по окончании которого был определен в канцелярию 8-го департамента Сената в Москве.Здесь юный Победоносцев присоединился к группе молодых чиновников, критиковавших архаизм российской судебной системы, пытавшихся противостоять царившим во власти произволу, взяточничеству и бумажной волоките.

В середине 50-х гг. в «Русском вестнике» появились его первые статьи. Из них особенно две - «Заметки для истории крепостного права в России» и «О реформе гражданского судопроизводства» - создали ему имя выдающегося молодого ученого. Карьера его после этого была быстрой и блестящей. В 1859 г. Московский университет пригласил Победоносцева на кафедру гражданского права12. Недолгое пребывание его в стенах этого учреждения стало эпохой в истории русской юриспруденции. Составленный Победоносцевым для своих лекций ясный, сжатый, точный и поучительный «Курс гражданского права», который был издан в 1868 г., в течение нескольких десятилетий потом был настольной книгой всех русских юристов. 

На протяжении ряда лет Победоносцев преподавал законоведение членам императорской фамилии, в том числе будущим императорам Александру III и Николаю II, что способствовало его приближению к царской семье.

В тридцатилетнем возрасте Победоносцев сотрудничал в «Голосах из России», издаваемых в Лондоне А.И. Герценом и Н.П. Огаревым. В опубликованном там памфлете «Граф В.Н. Панин. Министр юстиции» молодой правоведпоказал себя поборником гласности, инициативы и свободы судов. Созвучие мыслей Победоносцева тенденциям правительственной политики того времени обусловили его включение в состав правительственных органов, занимавшихся подготовкой судебной реформы 1864 года. Он стал членом Комиссии при Государственной канцелярии для составления Основных положений по судебной части, а затем состоял в Комиссии по окончательной выработке Судебных уставов под председательством государственного секретаря В. П. Буткова. Такая политика будущего обер-прокурора свидетельствует, что на определенном этапе жизни он искренне верил в возможность либеральных преобразований сверху и лишь, затем его взгляды эволюционировали в сторону консерватизма. Еще в ходе разработки судебной реформы он выступил против «безрассудного заимствования» не свойственных России юридических норм из французского кодекса, особое неприятие проявил он к суду присяжных. Позднее критиковал военную реформу, осуществленную под руководством Д.А. Милютина, и построенную на принципе уравнения сословий. «Главная прелесть дела, - писал Победоносцев Тютчевой в феврале 1874 года, - состояла в том, чтобы не отстать от Европы и произвести полное уравнение сословий в главной повинности. Весело сказать, что дворянина возьмут в солдаты так же, как и крестьянина»13. Пересмотрев свою точку зрения на Великие реформы 1860–70-х годов в целом, Победоносцев, однако, никогда не отказывался от положительной оценки Крестьянской реформы 1861 года. В письме Тютчевой он в марте 1861 г. писал: «Мы до сих пор еще недостаточно оцениваем всю важность этого перелома. Но, господи боже, какая великая перемена? Каково же - подумайте, в России нет крепостного права!.. Никто не будет служить по принуждению»14

В идеале Победоносцева, для поддержания общественной стабильности в России, необходимо было сохранить традиционную политическую форму – неограниченное самодержавие, с «живым», небюрократическим характером.

Центральной мыслью в рассуждениях обер-прокурора на общественно-политические темы являлось представление о слабости и несовершенстве человеческой натуры, которые делали невозможным внедрение в жизнь общества демократических идей и принципов. Он отвергал любое реформенное или революционное вмешательство в сложившийся общественный уклад, критиковал демократические институты: парламентаризм, многопартийность, разделение властей. Свои общественно-политические и религиозные взгляды Победоносцев высказывал в 1896 г. в «Московском сборнике», в разделе под названием «Великая ложь нашего времени». Вот что писал оно народовластии, ниспровергая теории и практику Запада: «Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия, такова, к сожалению, утвердившаяся со времен Французской революции идея, что власть исходит от народа и имеет основание в воле народной. Отсюда истекает теория парламентаризма, которая до сих пор вводит в заблуждение массу так называемой интеллигенции — и проникла, к несчастью, в русские безумные головы. Она продолжает еще держаться в умах с упорством узкого фанатизма, хотя ложь ее с каждым днем изобличается все явственнее перед целым миром». «Страшно и подумать, что возникло бы у нас, когда бы судьба послала нам роковой удар — всероссийский парламент! Да не будет!»15.

Вслед за парламентаризмом он с яростью обрушивался на идею конституции, решительно защищая монархию. «Величайшее зло конституционного порядка состоит в образовании министерства на партийных началах... Вместо неограниченной власти монарха мы получаем неограниченную власть парламента, с той разницей, что в лице монарха можно представить себе единство разумной воли, а в парламенте нет его, ибо здесь все зависит от случайности»16.Эту же мысль Победоносцев высказал публично на специальном совещании 4 марта 1881 г., созванном в связи с вступлением на престол Александра III. «В России хотят ввести Конституцию, и если не сразу, то, по крайней мере, сделать к ней первый шаг... А что такое Конституция? Ответ нам на этот вопрос дает Западная Европа. Конституция, там существующая, есть орудие всякой неправды, источник всякой интриги»17. Так же на совещании он подверг резкой критике реформы Александра II: «Открылись новые судебные учреждения, новые говорильни, говорильни адвокатов... В такое ужасное время надобно думать не об учреждении новой говорильни, в которой бы произносились новые растлевающие речи... Нужно действовать»18. По мнению Победоносцева, требовалось не заниматься административно-законодательными преобразованиями, а уделить основное внимание подбору достойных кандидатов на важнейшие посты – людей, «русских духом» и с «горячим сердцем». Рекомендовать царю таких кандидатов должен был его доверенный советник – лично бескорыстный, четный и духовно близкий к народу. Сам царь должен был максимально активно участвовать в делах управления, лично решать большинство вопросов, не ограничивая свою деятельность какими-либо формальными рамками.

В письме к Александру III Победоносцев говорил о несоответствие нынешних судебных учреждений и судебных порядков с потребностями народа и с общим строем государственных учреждений в России. Он предлагал постепенно исправить недостатки судопроизводства. Нужно отказаться от принятого еще раньше закона о несменяемости судей. Предлагалось отказаться от публичности многих судебных заседаний и излагались решительные меры против адвокатского сословия, представляющего по мнению Победоносцева «опасность для государственного порядка» Отрицался суд присяжных, ведущий «к гибельной деморализации общественной совести и к извращению существенных целей правосудия19.

Критикуя либерализм, Победоносцев подчеркивал, что представительные учреждения имеют прямую связь с историей страны: «Не всякому быту, не всякой истории, не всякому народу свойственны эти учреждения. Они могут в порядке действовать только там, где есть для того условия в быте народном и в учреждениях прежнего времени (Англия)»20. В Великобритании демократия оправдала себя, поскольку органично вписалась в государственную систему и укоренилась на исторически подготовленной почве. Но это вовсе не означает, что британские государственные формы являются эталоном и могут быть скопированы в России. Парламентаризм, по его мнению, мог существовать и развиваться в странах англосаксонского ареала и таких небольших европейских государствах, как Бельгия и Голландия. Попытки перенесения парламентских форм в остальную Европу и на Балканы он находил искусственными и неудачными. В России парламентаризм, по убеждению Победоносцева, не мог позитивно обновить общественную жизнь, а сторонники этой идеи в лучшем случае были движимы наивным утопизмом и  в худшем – стремлением к личной выгоде. Ограничение власти монарха, неизбежное в случае развития представительных институтов, олицетворяло для Победоносцева десакрализацию мировоззренческих ценностей, стоящих за монархией.

  Самодержавная власть, как ее видел Победоносцев, – это, прежде всего, огромная личная ответственность монарха перед Богом. Любая власть– это жертва, приносимая во имя Отечества. Власть самодержца «не есть привилегия, не есть простое сосредоточение человеческой власти, а есть тяжкий подвиг, великое служение, верх человеческого самоотвержения, крест, а не наслаждение»21. Следовательно, эта власть не может ограничиваться, «ибо всякое ограничение власти царя людьми освобождало бы его от ответа перед совестью и перед Богом. Окружаемый ограничениями, он уже подчинялся бы не правде, а тем или иным интересам, той или иной земной силе»22. Ограничителем деспотизма власти, по мнению обер-прокурора, должно быть не народное представительство, а религиозно-нравственные нормы.

Религия и мораль играли в идеях автора чрезвычайно важную роль. Кроме политической программы Победоносцева, основанной на идее укрепления самодержавных порядков в России, в планах обер-прокурора Святейшего Синода содержалась другая коренная идея: переродить внутренний мир людей, нравственно перевоспитать общество. Но такая политика несла в себе неразрешимые противоречия. С одной стороны, Победоносцев был сторонником идей патриархально-сословной России; но это означало возвращение к прошлому, к отказу от проведенных реформ, что могло вызвать общественные потрясения, которых так боялся стойкий сторонник стабильной державы. 

Как обер-прокурор святейшего Синода, Победоносцев начал оказывать колоссальное влияние на развитие просвещения и религиозной жизни в стране. Православную церковь Победоносцев считал единственной истинной христианской церковью и всемерно ратовал за усиление ее роли, за организацию масштабных церковных торжеств, строительство храмов в «русском стиле», способствовал ужесточению репрессий против старообрядцев, баптистов (штундистов), униатов. Особым покровительством обер-прокурора пользовались церковно-приходские школы, которые, по его мнению, служили «единственным надежным средством к воспитанию нового поколения» в «смутное время, когда со всех сторон испорченные и безумные люди стараются поселить в народе разврат мысли …».23Кроме того он занимался деятельностью по организации массового выпуска религиозной литературы и ужесточению цензуры.

Большую роль в формировании и укреплении отечественного консерватизма Победоносцевотводил школе из двух систем образования: 1) выдвигающей на первый план обучение и 2) уделяющей главное внимание воспитанию. Данные взгляды четко отражены в статьях его педагогическихциклов «Московский сборник», «Учение и учитель», «Воспитание характера в школе». В них он постоянно внушал, что воспитание, по его мысли, есть нравственно-религиозное развитие, ибо только Закон Божий может сформировать истинное основаниенравственного долга в человеческом обществе. Школа, убежденобер-прокурор, способствуя развитию общества и его национального духа, должна соответствовать потребностям народа и не расходиться с консервативным укладом его быт24. В этой связи задачи образования и воспитания рассматриваются им как подготовка человека не к какой-то идеальной, а реальной жизни. Школа не должна отрывать человека от жизни в обстановке семейного, профессионального и общественного быта. Система образования и воспитания должна готовить в первую очередь энергичных и практичных людей, способных самостоятельно справляться со всеми затруднениями и осложнениями жизни, т.е. людей дела.

Критика реформ и демократии, призывала опираться на исторические традиции страны, полнее учитывать роль духовно – религиозного фактора в жизни общества – многие из этих установок обер-прокурора с одобрением воспринимались современниками, тяжело переживавшими противоречивые последствия преобразований, уставшими от бесконечных колебаний правительственной политики. Оппоненты же Победоносцева в верхах, либеральные бюрократы, недооценили консервативного сановника, считая его взгляды архаичными, оторванными от реальных потребностей станы. Это во многом и позволило Победоносцеву одержать в 1881 году верх над своими противниками.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]