
- •Онтологические учения средневековой мысли о сотворении мира (креационизм) и неоплатонизм.
- •«Доказательства» бытия Бога (а. Августин, а. Кентерберийский, ф. Аквинский).
- •А. Кентерберийский.
- •Проблема универсалий и ее решение средневековым номинализмом и реализмом.
- •Гносеология: принцип откровения.
- •Вера, разум и понимание, их соотношения в патристике и схоластике.
1.
В средневековье существовала теологическая философия-это философия, в котором существует главное направление, распространенное в Европе в V - ХVI вв, которой признавало Бога, в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир - Его творение. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I - V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V - XIII вв. н.э.
Средневековая философия началась раньше, чем закончилась античная, поэтому границы между античностью и средними веками нечётны и размыты.
Особенности стиля философского мышления средневековья:
Реальностью, определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а Бог. Бог является личностью, которая существует над этим миром;
Мышления средневековья заключалось в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму;
Представление о реальном существовании Бога, направляло взор человека на мир под другим углом. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего - креационизм);
Христианство принесло в философию идею движения истории вперёд к Судному Дню (У Бога есть план, по спасению человечества). Христианская философия стремится осмыслить внутренние личностные механизмы оценки совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души- это новая, проповедуемая христианством ценность.
Философские мышления средних веков вдавались в прошлое, т.е «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».
Для философа того времени, считалось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям. Он должен был следовать установленного оброзца, канона и традиции.
Авторитетом философского мышления являлась «Библия». Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.
Для средневекового мыслителя исходным пунктом теоретизирования становится текст Священного Писания. Этот текст является источником истины и конечной объяснительной инстанцией. Мыслитель ставит своей задачей не анализ и критику текста, а только его истолкование. Текст, освященный традицией, в котором нельзя изменить ни слова, деспотически правит мыслью философа, устанавливает ей предел и меру. Поэтому христианское философствование может быть понято как философская экзегеза (толкование) священного текста. Философия средних веков -- это философия текста.
Стиль философского мышления средневековья отличает стремление к безличности. Многие произведения этой эпохи дошли до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени «христианской философии».
Философскому мышлению средневековья был присущ дидактизм (учительство, назидательность). Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем.
Средневековая философия, в отличие от античной, выделяет: бытие (существование)-экзистенцию; сущность - эссенцию. Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).
Эссенция (сущность) характеризует вещь. Если античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия (без существования).
Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.
2.
Онтологические учения средневековой мысли о сотворении мира (креационизм) и неоплатонизм.
Креационизм- принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверх природное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос
поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов. Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал - активного и пассивного: идей или форм, с одной стороны, материи - с другой. На место
дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его творение. Разница между Богом и творением - огромная: это две реальности различного ранга. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, само тождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего.
«Доказательства» бытия Бога (а. Августин, а. Кентерберийский, ф. Аквинский).
Августин Блаженный (354-430) . Все люди верят в то, что истина существует. Если Бог является Богом истины и истинным Богом, следовательно, Он и есть Истина. Эта Истина с большой буквы является условием существования всякой другой истины. Таким образом, существование какой-либо истины подразумевает существование и Истины с большой буквы, которая, в свою очередь, означает и существование Бога.
Фома Аквинский (1225/26-1274). Фома Аквинский начинает свои рассуждения с вопросов: является ли существование Бога самоочевидным? Доказуемо ли оно вообще? Существует ли Бог? Фома полагал, что бытие Бога отнюдь не самоочевидно. Человек, в конце концов, не может описать Бога подобно тому, как он описывает объекты материального мира: он не может осязать, обонять, видеть или слышать Бога. В то же время Фома был убежден, что внимательное изучение естественного порядка мира дает немало аргументов в пользу существования Бога.
Следуя в своих рассуждениях далее, Фома подходит к пяти возможностям доказать бытие Бога. Именует их емким и конкретным латинским термином demostratio - «ДЕМОНСТРАЦИЯ», «показ».
· ПЕРВОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО выводится из факта существования перемен в мире. «Все, пребывающее в процессе изменения, изменяется под воздействием чего-то иного» «.. должна существовать некая начальная причина всех изменений, сама не подверженная изменениям, которую мы называем Богом».
· ВТОРОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО исходит из того факта, что в мире существуют причины и следствия. «Уберите причину - и вы уничтожите следствие. Поэтому нет, и не может быть ни последней .., ни промежуточной причины, если нет первой причины». Цепочка причинно-следственных связей не может уходить в бесконечность: «Следовательно, мы должны предположить наличие некоей первой причины, которую все называют одним именем: Бог».
· ТРЕТЬЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО строится на идее необходимого и не необходимого. Предметы материального мира существуют, но их существование не является необходимым. Было время, когда они не существовали, и будет время, когда они перестанут существовать. Если все сущее в мире может как быть, так и не быть, то, следовательно, было время, когда ничто не существовало. Но, с другой стороны, из ничего не может возникнуть что-либо. Должно быть что-то, «что не обязано своим бытием чему бы то ни было еще, но само является источником и причиной бытия всех вещей». Если бы Бог не существовал, то ничто не могло бы существовать, ибо творение в своем возможном (потенциальном) существовании зависит от действительного (актуального) существования Бога.
· ЧЕТВЕРТОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО базируется на идее о наличии иерархии добра и совершенства. «Например, предметы становятся теплее по мере того, как они приближаются к источнику тепла, т.е. к самому теплому. Подобным же образом должно существовать нечто самое истинное, самое доброе и самое благородное, а потому и в наибольшей степени исполненное бытия, ибо Аристотель говорит, что наиболее истинные вещи в наибольшей степени исполнены бытия». И Фома заключает: «Следовательно, существует нечто, что дает всем остальным вещам их бытие, их доброту и все совершенства, какими они только обладают. Это нечто мы называем Богом».
· ПЯТОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО связано с очевидностью порядка и явной целесообразностью в природе. «Вещи почти всегда следуют одному и тому же порядку и практически всегда оборачиваются к добру. А это говорит о том, что у них есть некая цель, что поведение их не случайно. Но вещи, лишенные сознания, не могут обладать какой бы то ни было целью, разве что под управлением кого-то, кто наделен разумом и сознанием. Стрела требует лучника. Следовательно, все в природе направляется к своей цели кем-то разумным, кого мы называем Богом».
Все «пять путей» Фомы тесно связаны друг с другом, а также с аристотелевскими представлениями о «неподвижном Перводвигателе» и Первопричине.
Мы уже говорили, что доказательства Фомы Аквинского апостериорны и опираются на эмпирические знания человека о внешнем мире. В то же время его понимание природы Бога априорно и не связано с опытом, поскольку посредством чувственного восприятия мы не можем получить какие-либо сведения о Боге.
Описывая природу Бога, Фома прибегает к Утверждению посредством отрицания: он констатирует то, чем Бог не является. В конце концов он приходит к выводу, что «природа Бога есть Его существование». Точно так же, как жар есть сущность огня, так сущность Бога есть бытие. Бог есть, и его «наличие» означает, что Он самодостаточен в Своем бытие, неделим, безначален и вечен.