
Проза в. Шукшина
Принадлежит к деревенской прозе 60-х – 80-х гг.
Основная тема – человек деревни.
Творчество делится на 2 этапа:
Авторскую позицию не отделяет от позиции героя. Герой – простой, хороший человек, носитель духовных ценностей деревни, живущий в ладу со своим миром. Рассказы «Гринька Малюгин» и «Классный водитель» - основа для фильма «Живет такой парень». Главный герой – обычный человек, живущий и работающий на земле, человек, стихийный в своем поведении, со своим мировоззрением. Выводит закономерности из собственного опыта и принимает их за истину, отсюда наивность его рассуждений.
Женщина – как стартер: когда-нибудь да подведет. Герои ранних произведений Шукшина – «светлые души». Авторский пафос – восхищение своим героем, полное приятие его позиций и нравственных устоев.
Зрелый этап творчества Шукшина:
изменяется авторская позиция по отношению к герою. Сейчас преобладает аналитическая позиция: проанализировать, понять сущность характера героя, понять его истоки и не все в нем принимать.
изменяется тип героя: это все тот же житель деревни, но в психологическом смысле это несколько иной человек. Героев этого этапа принято называть «чудики». Герой Шукшина – это вроде бы самый обыкновенный человек, маленький человек из крестьянской среды, но Шукшин принципиально видит в этом обычном человеке нечто необычное. Исходя именно их этого автор строит концепцию характера «чудика»: необычное в обычном. Один герой вдруг увлекается микроскопом, другой - вдруг пишет трактат о государстве, который никто не понимает, и все над ним смеются, третий неожиданно выбегает на улицу и начинает палить из ружья, мотивируя это тем, что он шизофреник. Критика часто, видя эти чудачества героя, воспринимает их как забавные проявления личности отдельного человека, видит в этом чистый юмор. Но у Шукшина за этими чудачествами стоит философская концепция, на первый взгляд незаметная. Шукшин принципиально показывает человека, который не хочет жить обычно, как другие. Вторая половина 60-хгг. – эпоха, когда крестьянство выбралось из нищеты, и Шукшин отразил тот момент, когда человек от материальных проблем перешел к осмыслению духовных, бытийных. Характерен в этом смысле рассказ «В профиль и анфас»: 2 героя (антитеза) – 1 пожилой человек, старик, который пережил коллективизацию, голод, войну; второй – молодой, только вступающий в жизнь. Они формулируют разные позиции. Старик осуждает молодого за то, что он лодырь, что ему не хочется работать, нигде ему неинтересно и т.д. Молодой отвечает: я могу работать, но зачем? Старик со своей стороны видит совершенно ясный ответ: чтобы заработать себе пропитание, чтобы жить. А молодой: ну заработал, наелся, дальше что? зачем это все? Старик делает вывод, что это безалаберный человек, и толку из него не будет. Позиция старика – позиция человека, прошедшего много трудностей, для него очень большая ценность – возможность просто себя обеспечить, он пережил такие моменты, когда это было невозможно. А молодой вырос уже в нормальное время. Главный вопрос шукшинских героев не как жить, а зачем жить? Это попытка прорыва их сферы быта в сферу бытия. Герой, с одной стороны, задумывается о смысле жизни, но, с другой – он достаточно ограничен в своих возможностях: малообразован, обладает невысоким уровнем культуры, духовным опытом, т.к. это простой житель деревни. Создается противоречие между высоким порывом к смыслу жизни и невысоким уровнем возможностей, культуры. Это противоречие и порождает «чудачество». Суть его заключается в том, что порыв к бытию, из материального мира в духовный принимает несколько наивные, иногда забавные формы. Есть у него еще герои «куркули» - которые живут в чисто материальной сфере, для которых не существует вопросов о смысле жизни. Во всем творчестве Шукшина прослеживается антитеза куркули – чудики. Нежелание быть как все человек воплощает в наивном, чудаческом поступке.