Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лесных.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
10.01.2020
Размер:
4.18 Mб
Скачать

Глава 8

8.5. Инструменты финансового риск-менеджмента

8.5.1. Маркетинг

Инструментом финансового риск-менеджмента, при помощи которого значительно снижаются финансовые риски, является маркетинг. Специали­сты-маркетологи, как правило, разрабатывают отдельные проблемы управле­ния рисками. Например, в рамках маркетинговых исследований рассматрива­ются разного рода ошибки при их проведении и действия, направленные на их минимизацию. С помощью маркетинговых исследований (например, за счет правильного определения уровня спроса на продукцию фирмы и потребитель­ских мотиваций) можно повысить эффективность распоряжения имеющими­ся у фирмы финансовыми ресурсами. Руководство компании может отказать­ся от привлечения дополнительных средств за счет банковского кредита, если выяснится, что уровень спроса ниже предполагавшегося ранее. Это, в свою очередь, понизит риск несбалансированности структуры капитала.

Аналогично и другие компоненты маркетинга позитивно влияют на уро­вень финансовых рисков компании. Это относится ко всем видам маркетинго­вых стратегий. Так, конкурентная стратегия позволяет не тратить излишние средства на конкурентную борьбу. То же самое можно сказать и про другие маркетинговые стратегии — ценовую, товарную, сбытовую, распределения. В той мере, в какой они позволяют экономить средства фирмы — они являют­ся методами снижения финансовых рисков, которые применяются в дополне­ние к традиционным методам финансового риск-менеджмента.

Маркетинговые риски — это совокупность рисков, присущих маркетинго­вой сфере в деятельности компании; характеризуются возможностью возник­новения определенных последствий, которые затрудняют или делают невоз­можным достижение целей маркетинговой деятельности.

8.5.2. Страхование

Страховой и фондовый рынок в современных условиях — это две тесней­шим образом взаимно переплетенные системы. Масштабы денежных потоков среднего зарубежного страховщика на фондовом рынке часто бывают сопоста­вимы с объемом его операций с клиентами по прямому страхованию и превы­шают размеры перестраховочных операций. Статистика говорит о том, что без доходов от участия в операциях с ценными бумагами при сложившихся ценах и убыточности большинство западных страховщиков просто не смогли бы вы­полнять обязательства перед клиентами1.

Страховой и фондовый рынки — это непосредственные конкуренты за ограниченные средства инвесторов, в том числе такие стратегические ис­точники, как временно свободные средства институциональных инвесторов или сбережения населения. Такая общность характерна для всех финансовых рынков как особых механизмов стоимостного распределения, а точнее — пе­рераспределения денежных потоков. При этом они являются в определенном смысле альтернативными возможностями для инвестора, так как нередки слу­чаи, когда фактически одинаковую финансовую услугу можно приобрести

1 Русский страховой бюллетень, 2000, ¹ 7, с. 28—32.

294

Принципы и методы риск-менеджмента

и у страховщика, и у брокера, и у финансового консультанта, и в негосударст­венном пенсионном фонде, и в банке. Однако такая альтернативность — это не столько конкуренция, сколько взаимное переплетение разных финансовых структур в пользу друг друга, объединение сетей продаж своих услуг. Ресурсы же, аккумулируемые через страховой или любой другой финансовый рынок, в конечном итоге все равно движутся в одном направлении, а именно в сферу реального производства, так как только там производится совокупный обще­ственный продукт, создается новая стоимость, а все финансовые рынки ее то­лько обслуживают или распределяют. В развитых странах движение капитала в производственную сферу идет в основном через рынок ценных бумаг.

Немаловажным условием привлекательности ценных бумаг является нали­чие у их эмитента договора страхования с надежным страховщиком. Простое упоминание о том, что, например, риск какого-то малоизвестного эмитента или организатора инвестиционного проекта застрахован, к примеру, в Ллой­де, дает основания полагать, что инвестиции являются надежными (поскольку уважающий себя страховщик, прежде чем выдать полис, произведет деталь­ную проверку проекта, которая не под силу рядовому инвестору).

В принципе здесь страховщикам отводится роль управления риском в широком смысле этого слова, т. е. это не только собственно страхование, но и оценка риска, отказ от страхования объектов с повышенной рискованно­стью (стимулирующий их владельца устранять риск и проводить снижающие риск мероприятия), превентивная деятельность за счет средств страховых ре­зервов и т. п. Заметим также, что даже по инвестиционным проектам, реализу­емым зарубежными инвесторами в России, страхование считается обязатель­ным условием.

Для фондовых рынков развитых стран страхование рисков уже давно стало стандартом профессиональной деятельности. В России внедрение страхова­ния на рынке ценных бумаг началось с инициативы ПАРТАД, инициировав­шей в 1998 г. программу, направленную на страхование ответственности депо­зитариев и регистраторов.

Участники российского фондового рынка пока что проявляют слабый ин­терес к страхованию рисков по следующим причинам:

  • во-первых, риск-менеджмент поставлен еще далеко не во всех инвестици­онных компаниях; буквально единицы пришли пока к осознанию важности и необходимости страхования для успешного и безопасного ведения бизнеса. У многих не хватает ни ресурсов, ни знаний для выбора и приобретения адекват­ной страховой программы;

  • во-вторых, между инвесторами и инвестиционными посредниками помимо юридических договорных отношений существуют и неформальные договоренно­сти, особенно в части расчетов за услуги и управления финансовыми потоками. Тем самым они лишаются возможности законной защиты своих интересов. А когда нет грамотно оформленных претензий и судебных решений, тогда ры­ночному агенту нет особой необходимости страховать свою профессиональную ответственность;

  • и, наконец, в фондовом сообществе достаточно часто встречается убежден­ность в том, что можно застраховать решительно все, что захочется, лишь бы было понимание сторон. Например, существует стойкое заблуждение, что можно

295