Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции ЭС.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.88 Mб
Скачать

Изменение экономической активности предпринимателей

в различных фазах длинной волны Кондратьева

Депрессия

Действуют экспансионистские модели поведения, основанные на риске и творческом поиске новых альтернатив

Оживление

Действуют оптимистические модели поведения, обусловленные факторами экономического роста, расширения рынка и конкурентной борьбы

Процветание

Действуют стабилизационные модели поведения, ориентированные на защиту и сохранение достигнутого экономического статуса

Рецессия

Действуют консервативные, пессимистические модели поведения, ориентированные на свертывание экономической активности и защиту активов

Экспансионистская модель поведения в фазе депрессии. В этой фазе спад производства, отсутствие роста ВНП, появление излишних, не использующихся мощностей, банкротства и тому подобные последствия депрессии вызывают следующие реакции предпринимательского корпуса.

Происходит массовая консолидация предпринимательского потенциала, который концентрируется в направлении поиска альтернатив, нивелирующих и амортизирующих последствия депрессии. Эти альтернативы могут быть самыми разными: от защиты капитальных и финансовых активов в условиях кризиса до поиска технологических, организационных и институциональных инноваций, способствующих максимальному снижению издержек производства. Но самое главное, что все альтернативы экспансионистского поведения базируются на позитивной экономической мотивации, связанной с максимальной творческой инициативой, риском и поиском благоприятных возможностей для выхода из кризиса и осуществления экономического роста.

Следует отметить, что параметры данной макропсихологической ситуации в фазе депрессии, представленные К. Де Грином и экстраполированные нами на поведенческие модели предпринимателей, базируются на концепциях Н. Кондратьева, Й. Шумпетера и их последователей, которые были сторонниками внедрения базовых инноваций в фазе депрессии.

Оптимистическая модель поведения в фазе оживления. Эта фаза характеризуется следующими особенностями: начинается рост ВНП, инвестиций, возникают новые сектора экономики, формируются новые рынки и усиливается конкурентная борьба между предпринимателями. Монополистическая структура рынка, доминировавшая в фазе депрессии, в связи с его «сжатием» и выживанием наиболее мощных предпринимательских структур, частично «очищается» для новых фирм, предлагающих инновационные продукты, услуги и технологии. В отельных секторах экономики, особенно лидирующих, начинается активная диффузия инноваций, получивших развитие в предыдущий период.

В этих условиях оптимистическая модель предпринимательского поведения, с одной стороны, отражает общий подъем конъюнктуры на рынках, а с другой – является стимулирующим фактором этого роста, то есть происходит синхронизация экономического роста и оптимистических ожиданий и предпочтений активных экономических агентов, которые способствуют этому росту. Основные макропсихологические особенности оптимистической модели предпринимательского поведения заключаются в следующем.

Агрессивный прорыв на рынки определенной популяции предпринимателей, осуществленный на предыдущем этапе, позволяет им усиливать прессинг на старых рынках и открывать новые сектора в условиях интенсивной конкуренции. Как и на предыдущем этапе, действия предпринимателей отличаются максимальным риском и творческой инициативой. Однако в фазе оживления риск предпринимателя в большей степени направлен на достижение устойчивого статуса и закрепления собственной экономической ниши. Эта потребность особенно возрастает в фазе процветания.

Стабилизационная модель поведения в фазе процветания. Общая макроэкономическая ситуация в этой фазе длинной волны характеризуется следующими особенностями: устойчивым ростом ВНП, возрастанием капитальных запасов и инвестиций, дальнейшим развитием конкурентных рынков с постепенно усиливающейся тенденцией к концентрации и централизации капитала. В конечном итоге, процесс развития успешных фирм и предприятий замедляется, предельная производительность их капитальных благ достигает своего максимума. В этой ситуации наиболее типичное поведение предпринимателей можно охарактеризовать так.

Их приоритеты, связанные с экспансией и расширением производственного потенциала, постепенно сменяются приоритетами сохранения стабильности и устойчивости достигнутого экономического статуса. Одним из элементов такой стратегии является постепенный перенос акцентов из сферы «прямой» конкурентной борьбы в сферу монополистической конкуренции. В этом случае основными факторами сохранения стабильности являются не повышение производительности и снижение издержек, а создание институциональных и экономических барьеров, способствующих вытеснению оппонентов.

В связи с наличием общей благоприятной ситуации социально-психологические особенности стабилизационных моделей поведения характеризуются снижением уровня тревожности. Это, в свою очередь, способствует тенденции к минимизации риска и ориентации на решение достаточно стандартных, апробированных задач. Отсюда следует тенденция к постепенному снижению творческой активности предпринимателей и их рентоориентированному поведению, связанному с эксплуатацией результатов, которые были достигнуты в прошлом. В конечной стадии этой фазы начинает возникать тенденция к постепенному созданию условий к переводу производственного капитала в более надежные, ликвидные активы.

Консервативно-пессимистическая модель поведения в фазе рецессии (спада). В этой фазе происходит снижение темпов роста ВНП, объем капитала постепенно становится избыточным, увеличиваются товарные запасы при одновременном уменьшении спроса. Падение экономической конъюнктуры отражается на сужении производства, уменьшении занятости и увеличении банкротств и слияний. Усиливаются тенденции к концентрации и монополизации капитала, начинается процесс сворачивания производства в секторах, где в наибольшей степени наблюдаются рецидивы спада. Фазе рецессии соответствуют следующие характерные черты действий предпринимателей.

Консервативно-пессимистическая составляющая предпринимательского поведения начинает сменять стабилизационную постепенно. Это объясняется инерцией в процессе смены социальных и экономических стереотипов, которые не могут эластично изменяться в соответствии с изменением экономической конъюнктуры. То есть возникает ситуация отставания в осознании нарастающей объективной угрозы экономического спада и необходимости собственной мобилизации. В силу этого проявляются всем известные реакции и соответствующие им технологии экономического поведения, ориентированные на защиту обесценивающихся капитальных активов. В условиях спада «рациональная» реакция предпринимателей, нередко перерастающая в панику, предполагает сокращение издержек производства, товарных запасов, занятости, избавление от кредитов и вообще усиление общей установки, связанной с бегством от реальных капитальных активов в сферу спекулятивных операций.

Далее рассмотрим возможные модели поведения наемных работников в условиях повышательной (оживление и процветание) и понижательной (рецессия и депрессия) фаз длинной волны.

Мы считаем, что, используя четырехфазную модель К. Де Грина, объяснять поведение наемных работников гораздо проблематичнее, чем поведение предпринимателей (работодателей). Дело в том, что предпринимательский корпус – наиболее мобильная часть экономически активного населения, которая наиболее дифференцированно и наиболее реалистично реагирует на изменение параметров экономической конъюнктуры. В свою очередь значительная часть занятых по найму относится к более пассивной категории экономических агентов, реакции которых более диффузны. Естественно, что данное положение нельзя абсолютизировать, поскольку категория занятых по найму неоднородна1. В ее состав входят и такие активные группы, которые могут пополнять ряды предпринимателей и включаться в различные формы самозанятости.

Кроме того, следует отметить, что реакции предпринимателей и наемных работников на изменение экономической конъюнктуры неоднородны. Это подтверждается гипотезой С. Дубровского, который в своей теоретической модели длинной волны Кондратьева обосновал предположение о том, что экстремальные точки социальной напряженности и психологического дискомфорта разных социальных групп концентрируются в разных фазах волны. Точнее, пики социальной напряженности достигаются в течение одного цикла, но с эпицентрами в разных слоях общества2. Развивая это положение, С. Дубровский утверждает следующее.

Социальная напряженность в обществе обычно связывается с неравномерным распределением доходов между различными группами. Исходя из этого, гипотетическая волна социальной напряженности, если она существует, должна совпадать по фазе с волной эффективности новшеств. Это объясняется тем, что разрыв в доходах различных социальных групп зависит, в частности, от разрыва между производительностью труда на новых рабочих местах и средней производительностью труда, определяющей среднюю заработную плату для лиц наемного труда3.

Если исходить из теории максимального психологического дискомфорта в моменты перехода от роста доходов к их относительному снижению, то можно предположить следующее. Группы, связанные с доходами от инноваций (то есть предприниматели), испытывают максимальный стресс в ситуации, когда, во-первых, эффективность новшеств достигает максимума, и, во-вторых, когда величина ВНП достигает минимума и только начинает расти, отставая от роста нормы прибыли и фондоотдачи1. Данное утверждение, по-видимому, синхронно макропсихологической концепции К. Де Грина, который связывает фазу депрессии в рамках длинной волны с «максимальным выбросом адреналина» у категории активных экономических агентов, несущих ответственность за внедрение инноваций. Этот позитивный импульс, демонстрируемый предпринимателями в условиях депрессии, указывает на особый тип «социального стресса», связанного, по словам Й Шумпетера, с процессом «созидательного разрушения»2.

Очевидно, что пик социального и психологического дискомфорта значительная часть наемных работников ощущает в совершенно иной ситуации. По мнению С. Дубровского, наемные работники, чьи доходы зависят от общей экономической ситуации, испытывают максимальный стресс в социально-экономических условиях, когда длительный подъем сменяется спадом и когда эффективность новшеств достигает минимума, а вслед за этим начинают интенсивно падать норма прибыли и фондоотдача, что влечет за собой падение ВНП3.

Учитывая все это, достаточно абстрактная модель К. Де Грина (в ней рассматривается феномен коллективного поведения наций) позволяет гипотетически выделить несколько типов поведения занятых, существенно отличающихся в повышательной и понижательной фазах длинной волны.

Оптимистическая модель в повышательной фазе. В рамках повышательной фазы длинной волны наблюдается улучшение и стабилизация макроэкономической ситуации, что проявляется в снижении безработицы и достижении максимального уровня занятости. Это детерминируется ростом инвестиционного спроса, формированием и расширением новых рынков. Происходит увеличение темпов роста ВНП, заработной платы и доходов занятых, что, в свою очередь стимулирует рост производства. Эти параметры экономического подъема оказывают свое позитивное воздействие на поведение занятых по найму, которое характеризуются следующими особенностями.

Постепенно минимизируются стрессогенные последствия спада. Снижается прямая угроза благосостоянию занятых работников, а восприятие благоприятных альтернатив и возможностей расширяется. В связи с увеличением занятости и ростом доходов обнаруживается тенденция роста творческой инициативы, которая в наибольшей степени проявляется в первом периоде повышательной фазы длинной волны. Расширение рынка труда способствует увеличению альтернатив занятости, что, в свою очередь, увеличивает склонность наемных работников к риску в плане поиска новых рабочих мест и предъявлении повышенных требований к работодателям. Речь идет о том, что в условиях роста потребности в рабочей силе асимметрия спроса–предложения на рынке труда может смещаться в сторону наемных работников (особенно высококвалифицированных).

В фазе оживления (роста) и, соответственно, расширения занятости, доминируют оптимистические доминанты и ценности экономического поведения, которые обусловлены благоприятной социально-экономической ситуацией, относительным ростом доходов и расширением альтернатив на рынке труда. В фазе процветания (стабильности) процесс экономического роста достигает своего естественного предела (плато); в этих условиях основной доминантой экономического поведения занятых по найму (точно так же, как и предпринимателей) является мотивация сохранения стабильности своего социально-экономического положения. Эта установка массового поведения является «активным» социальным тормозом, противодействующим отрицательным последствиям неизбежного спада экономической активности. Формы этого социального противодействия могут выражаться в различных активных и пассивных формах адаптивного поведения.

Активные и пассивные модели адаптивного поведения работников в понижательной фазе. В условиях начинающегося спада, переходящего в депрессию, происходит резкая поляризация социальных установок и мотиваций занятых, эпицентры которой находятся в различных социальных группах. У одной группы занятых по найму макропсихологические характеристики в условиях рецессии, указанные Де Грином, проявляются и пролонгируются и на период депрессии (пассивные модели адаптации). В то же время другая группа занятых по найму резко изменяет стереотипы своего поведения и в условиях депрессии демонстрирует установки, в большей степени характерные для предпринимателей (активные модели адаптации).

Активную модель адаптации можно гипотетически дифференцировать на три вида. Во-первых, экономический спад и депрессия порождают массовые протесты, связанные с проявлением различных форм экономической и социально-политической борьбы. Естественно, что часть наиболее активных представителей занятого по найму населения интегрируется и институционализируется в рамках профсоюзных и социально-политических движений, отражающих и защищающих их интересы. Во-вторых, активной реакцией на спад экономической активности является интенсивный поиск новых секторов спроса и предложения рабочей силы. В-третьих, в условиях спада и депрессии среди наиболее квалифицированных и энергичных наемных работников может наблюдаться тенденция к смене экономического статуса и переходу в категорию самозанятых или предпринимателей.

Пассивные формы адаптивного, а в ряде случаев по существу неадаптивного, поведения занятых в условиях спада и депрессии также можно подразделить на несколько видов. Во-первых, можно выделить определенную часть занятых работников, которые по разным причинам индифферентно относятся к ухудшению своего положения при условии сохранения своего рабочего места. Во-вторых, – группу маргиналов, которые переходят в категорию люмпенов и наполняют «отстойники» социальных систем, особенно в период экономических депрессий и кризисов. В-третьих, можно выделить самую многочисленную группу занятых по найму, которая относится к категории потенциальных или реальных безработных. Данная группа демонстрирует самые массовые виды поведенческих реакций, отражающих негативное отношение к последствиям экономических спадов и депрессий. Она и является тем «горючим материалом», который используется различными политическими лидерами и демагогами в процессе борьбы за власть.