Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
к семинару на 26 число.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
178.26 Кб
Скачать

Глава 1

ального насилия, так называемыми «отставленными эффекта­ми травмы», являются нарушения Я-концепции, чувство ви­ны, депрессия, трудности в межличностных отношениях и сексуальные дисфункции (Levy et al., 1995; Jehu, 1988; Cahill 1991 a, b).

Представители концепции объектных отношений фокуси­руются на особенностях взаимоотношений в диаде мать-ребе­нок и среди условий, необходимых для развития здоровой и полноценной личности, выделяют дифференциацию ребен­ком восприятия самого себя и других объектов, Я и объ­ект-репрезентаций, формирование адекватных границ для разделения Я и не-Я, прохождение ребенком периодов «нор­мальной» зависимости, расщепления и интеграции Я (Win-nicott, 1958; Mahler, 1979; Fairbairn, 1998; Klein, 1997). Несо­блюдение этих условий лежит в основе развития особой лич­ностной организации, получившей впоследствии определе­ние «пограничной» (Kernberg, 1989), которая представляет собой сложный синдромокомплекс «размытой идентичности» (S. Akhtar, 1984). Исследования в рамках системного подхода основывались на идее дифференциации «процесса развития и усложнения личности», под которой понимается способность воспринимать сложные стимульные конфигурации, ясное ощущение схемы собственного тела, наличие развитой Я-кон­цепции. Они раскрыли закономерности и механизмы разви­тия когнитивных функций человека как целостных стилевых структур или паттернов Я в контексте социального окруже­ния, или поля (Witkin, 1974). Вторжение в процесс формиро­вания дифференциации любого из вариантов насилия тормо­зит этот процесс и может стать одним из этиологических фак­торов формирования крайне полезависимой личности с гло­бальным когнитивным стилем, что было доказано рядом экспериментальных исследований отечественных патопсихо­логов (Соколова, 1976, 1994, 1995, 1997, 1998).

Пережитое в детском возрасте насилие влечет за собой формирование пограничной личностной структуры. Погра­ничная личностная структура понимается как сложившаяся в патогенных семейных условиях устойчивая конфигурация ин-трапсихической организации Я и отношений со значимыми другими, в основе которой лежат тотальная психологическая зависимость и недифференцированность (Соколова, 1989, 1995). В кризисные периоды становления Я системные нару-

148

Общие вопросы виктимологии

шения эмоциональных связей в виде депривации и симбиоза, сексуальных посягательств и чрезмерных телесных наказаний создают искаженную ситуацию для развития личности и само­сознания ребенка. Лишение родительской любви, равно как и ее навязывание в виде сексуальных домогательств или сим­биоза, способствуют развитию синдрома неутолимого аффек­тивного голода, что служит преградой для адекватного форми­рования как телесных, так и психологических границ Я, обед­няет образ Я, делая его дефицитарным как в эмоциональном, так и в когнитивном плане. Формируется особая личностная организация, характеризующаяся диффузной самоидентично­стью, полезависимым когнитивным стилем как целостной формой познания, отношения и взаимодействия человека с миром, что доказано рядом эмпирических исследований. Рас­щепление как базовый защитный механизм обеспечивает по­переменное сосуществование в самосознании хрупкого, зави­симого Я и агрессивного, грандиозного Я, а «взломанные» вследствие насилия телесные и психологические границы, в сочетании с неутолимым аффилиативным голодом, создают повышенную готовность к виктимности широкого спектра. Содержание накопленного эмоционального опыта складыва­ется, таким образом, из контрастных переживаний: из посто­янного поиска эмоционально позитивных эмоций любви, до­верия, близости — и столь же постоянных фрустраций, поро­ждающих острые аффекты гнева, агрессии и враждебности. Структурные параметры эмоционального опыта могут быть сведены к трем обобщенным характеристикам: низкой диф-ференцированности, зависимости и дезинтегрированности (фрагментарности) (Ильина, 2000).

Эмпирические результаты показывают статистически дос­товерную и подтвержденную качественным анализом связь между интенсивностью эмоционального опыта насилия и спе­цифическим личностным расстройством, так что низкая ин­тенсивность эмоционального опыта насилия соответствует картине пограничной личностной организации (ПЛО), высо­кая интенсивность физического насилия — признакам нар-циссического личностного расстройства (НЛР), высокая ин­тенсивность сексуального насилия — картине пограничного личностного расстройства (ПЛР). Эксвизитная интенсивность перенесенного насилия, исключительно неблагоприятно воз-