Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Osnovy_rynochnoy_ekonomiki_Prusova_L_G.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
3.85 Mб
Скачать

9. Современные тенденции перелива капитала и рабочей силы

Следует особо подчеркнуть, что перелив капитала носит ярко выраженный интернациональный характер, причем никто не бо­ится оказаться под властью иностранного собственника. Взаимные потоки инвестиций охватывают все сферы деятельности и все ре­гионы.

Межотраслевой перелив капитала осуществляется различными яутями и методами.

  1. Перемещение инвестиций внутри крупных фирм в более при­быльные или перспективные виды производства в рамках прежних структур. Фактически во всех странах новые технологии (микро­электроника, биотехнология, новые материалы) развивались на" ба­зе давно действующих фирм. Многие корпорации диверсифициро­вали свое производство и вышли за границы своей основной спе­циализации.

  2. Расширение деятельности промышленных компаний в непро­изводственной сфере: создание филиалов, обслуживающих потре­бителей своей продукции, предоставление деловых и финансовых услуг вплоть до организации собственных коммерческих банков.

^ 3. Продажа дочерних предприятий или ликвидация их с по­следующим демонтажем и распродажей оборудования с целью вло­жения вырученных средств в новое производство.

4. Благодаря существованию мощной кредитно-финансовой си­стемы, страхующей от риска и обеспечивающей гибкость, быстро­ту и маневренность инвестирования.

Процессы перелива капитала не могли не отразиться на рынке труда. Структурные сдвиги не могли не привести к обострению проблемы занятости.

К концу 80-х годов после более чем десятилетнего периода по­исков социального консенсуса практически во всех странах появи­лись контуры механизмов по" перераспределению высвобождаю­щейся рабочей силы. Болезненность данного процесса в большой мере была смягчена довольно высокой профессиональной и тер­риториальной подвижностью населения и наличием согласованной стратегии корпораций и государства в этой области.

Высвобождение рабочей силы сопровождается расширением вторичного трудоустройства незанятых работников. Важнейшая роль в регулировании рынка труда принадлежит, как правило, го­сударству, хотя все в большей степени проблемы структурной без­работицы решаются в рамках и силами самих корпораций.

Стремление сохранить «социальный мир» обходится недешеве как государству, так и корпорациям.

Подводя итоги, можно сказать, что к концу 80-х годов разви­тые индустриальные страны, пройдя через полосу кризисов и осу­ществив в течение 15—17 лет глубокую структурную перестройку переживают фазу экономического подъема на новом витке науч­но-технического прогресса. Для решения сложнейших проблем кар динального переоснащения производственного аппарата были за действованы все возможности рыночного механизма в сочетании с разнообразными формами государственного регулирования.

VIII.2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД КАК ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ БЛАГ

  1. Национальное богатство.

  2. Валовой общественный продукт.

  3. Роль конечного продукта в измерении экономического роста.

  4. Валовый национальный продукт.

  5. Национальный доход.

  6. «Интеллектуализация» национального дохода.

1. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО

Национальное богатство — это важнейший показатель экономической мощи страны, совокупность материальных ресурсов, находящихся в собственности всего общества.

Национальный доход — это чистый продукт или новая стои­мость материальных и духовных благ и средств их производства.

Национальный доход — это вновь созданная стоимость в мате­риальном производстве. (Н. Д.).

Рассмотрение национального дохода как стоимости произведен­ного чистого продукта является не точным, поскольку может вклю­чать в себя часть продукции, не находящей сбыта или применения. Именно реализованный чистый продукт и составляет националь­ный доход страны.

Стоимостное выражение НД принято исчислять в розничных ценах. При этом ввиду больших размеров налога с оборота на ка: кой-либо вид продукции его вклад в национальный доход увели­чивается. Поступление в потребление такой продукции, как авто­мобили, товары повышенного спроса, винно-водочные изделия, увеличивает НД без реального обеспечения многообразия народ­ного потребления.

В то же время имеется продукция, которая продается по це­нам ниже их стоимости. Это характерно для продукции сельского хозяйства, духовного производства, детского ассортимента, на ко­торую выделяются государственные дотации. Естественно, увели­чение объема такой продукции снижает величину стоимостной формы национального дохода.

Задачи статистики;

1. Совершенствование методологии расчета НД.

2. Определение объема НД.

3. Изучение структуры НД и его динамики.

4. Определение темпов роста НД. Факторный анализ.

Национальный доход состоит из двух частей:

а) необходимого продукта, поступающего работникам в формах оплаты по труду, выплат и льгот из общественных фондов потреб­ ления;

б) прибавочного продукта, используемого для расширения про­ изводства, функционирования непроизводственной сферы.

В плановой и статистической практике применяются показатели используемого и произведенного НД. Используемый НД определя­ется по сумме фонда накопления и фонда потребления. Соотноше­ние между этими фондами — важнейшая народнохозяйственная пропорция.

По сумме использованный НД меньше произведенного на ве­личину потерь (от прекращения строительства, при уборке и хра­нении продукции, от стихийных бедствий и т. д.). (В бывшем СССР в последние годы фонд накопления составлял 25 %, в США он составляет 20 %).

По ныне действующей методологии статистики национального дохода к необходимому продукту относятся только заработная пла­та и другие личные доходы работников материального производ­ства, на что и расходуется 51—53 % национального дохода. Дру­гая его часть приобретает форму прибавочного продукта, который примерно поровну идет на содержание непроизводственной сферы' И на расширенное воспроизводство. Увеличение доли необходимо-' го продукта всегда есть вычет из прибавочного продукта, когда приходится делать выбор между текущим и будущим потребле­нием. Резкие колебания между необходимым и прибавочным про­дуктом, которые испытала экономика Украины, отрицательно ска­зываются на эффективности производства и уровне жизни.

Вообще же вопрос о норме прибавочного продукта до сих пор остается за семью печатями. Отсюда вытекают произвольные и ма­локомпетентные предложения по манипулированию долей зарпла­ты и прибыли в чистом продукте.

Между тем норма прибавочного продукта устойчива на про­тяжении десятков и сотен лет. Карл Маркс, опираясь на данные предпринимательской практики Ф. Энгельса, установил, что в се­редине XIX века она равнялась 100 %• И в настоящее время на Украине примерно такая же норма — 94,7 %.

В учебной литературе долгие годы норма прибавочной стоимос­ти (продукта) в капиталистических странах определялась на уров­не 300—400 %. С нашей точки зрения, ее показатели многократно завышались, поскольку в расчет брались лишь прямые соотноше­ния заработной платы я прибыли, исключались последствия пере­распределительных процессов, социальны* выплаты, осуществляе­мые государством.

По данным Меньшикова С. М., в капиталистических странах норма прибавочной стоимости составляла:

1874 год—100%

1900 —118

1929 — 134

1976 —167

В последующие годы она имела тенденцию к понижению в ре­зультате опережающего роста общественных фондов потребления.

По расчетам Гальчинского А. С, норма прибавочной стоимости в США не превышает — 100 %.

Устойчивость нормы прибавочного продукта не позволяет до­пускать длительных отклонений, ибо они приводят к рассогласова­нию экономических интересов. Так, кейнсианские методы регулиро­вания экономики способствовали понижению нормы прибавочной стоимости, что вызывало в определенных условиях стагнацию про­изводительных сил. В результате им на смену пришли монетарные методы, когда из-за ослабления налогового пресса и других ме­ханизмов у производителей товаров повысились стимулы и эконо­мика как бы обрела второе дыхание. Вместе с тем монетаристское наступление на личные интересы лиц наемного труда имеет также свои границы, диктуемые объективными рамками воспроизводства рабочей силы и организованным сопротивлением трудящихся.

Крутая ломка ценовых паритетов на Украине, проводимая под лозунгом высоких цен и высокой оплаты труда, основывается на Ложных и ненаучных предпосылках. В принципе норма рентабель­ности, которая сложилась перед либерализацией цен, имела обще-Первичное распределение национального дохода Украины (к итогу) 1988 г.

ственно нормальный уровень. Так, в 1989 г. отношение прибавоч­ного продукта к сумме материальных затрат и заработной платы составило в материальном производстве в целом 22,61 %, в том чис­ле в легкой промышленности — 32,98%, машиностроении — 24,33 %, сельском и лесном хозяйстве — 22,86 %. Но в отдельных отраслях были заметные отклонения. Резко завышенной была рен­табельность нефтегазовой промышленности — 88,18 %, сферы обра­щения — 66,24 %.

Ряд отраслей были убыточны: угольная (—19,32) и пищевая (-11,74).

Низкодоходной оставалась черная металлургия. Поддержание угольной и пищевой отраслей промышленности требовало государ­ственных дотаций, кот.орые во многом формировали дефицит гос­бюджета. Решение проблем рентабельности в данных отраслях бы­ло неотложным и могло быть найдено цивилизованным образом.

В 1989 г. в бывшем СССР было произведено ВОП -— 1569 млрд. р., НД составил 657 млрд. р. Валовой национальный продукт составил — 924 млрд. р.