- •1.Каковы основные значения понятия «культура»? Каковы основные этапы исторического осмысления культуры?
- •В чем сходство и различие взглядов на культуру о. Шпенглера и а.Дж. Тойнби?
- •Какими особенностями характеризовалось становление русской культурологической мысли XIX - XX вв.?
- •На какие вопросы, связанные с судьбами русской культуры, пытался ответить н. А. Бердяев?
- •Что такое «Русская идея» и кто из отечественных мыслителей «серебряного века» посвятил себя ее разработке?
- •Каково значение знания истории культуры для личностного становления современной молодежи?
- •Почему университетский государственный образовательный стандарт включает дисциплину «Культурология»? Какова миссия университета в культуре?
- •В чем видели истоки культуры представители социологической школы в культурологии и кто ее представлял?
- •Что понимает к. Юнг под «коллективным бессознательным»? Что такое «архетип» и какова его роль в понимании культуры?
- •Как в настоящее время можно оценивать культурологические идеи н.Я. Данилевского и, в частности, его панславизм?
- •Когда, как и почему возникла массовая культура? Что такое субкультура, контркультура и элитарная культура?
- •Определите, какой тип динамики культурного развития (линейный или циклический) отражают концепции следующих авторов:
- •Что такое преемственность в культуре и культурное наследие? Какие общие моменты их объединяют?
- •Поясните, в чем суть этих теорий. (Практикум по культурологии. - Новокузнецк, 2001. Задание .N“12, с. 12-13).
- •Каких ученых-культурологов объединяет натуралистическая школа и в чем состоят се основные особенности?
- •Какую роль сыграл п. Я. Чаадаев в полемике между западниками и славянофилами по проблеме происхождения и развития русской культуры?
- •Каковы взгляды на культуру л. И. Толстого и ф. М. Достоевского и в чем их различие?
- •Как возникла символическая школа в культурологии и кто ее представлял'?’
- •Что такое «евразийство» и кто из известных ученых его представлял?
- •1В чем заключается оригинальность культурологических идей л.Н. Гумилева?
- •Ученые каких специальностей и кто именно способствовал формированию общественно-исторической школы в культурологии?
- •Какие основные типы культурных общностей в пространстве вы можете назвать и охарактеризовать:
- •1. Описательный подход. Культура представляется как результат всей деятельности человека.
- •2. Оценочный (аксиологический) подход, при котором степень культурности определяется путем соотнесения с некоторым ценностным эталоном.
- •3. Деятельностный подход. Культура рассматривается как специфический способ деятельности.
- •Какие культурологические проблемы ставит перед человечеством развитие новых информационных технологий и Интернета?
- •В чем специфика традиций и инноваций в культуре?
- •Какие новые проблемы и ситуации в культуре начала XX века порождает современная техника? Как вы представляете проблему инженерной культуры?
- •Выполняя задание № 15 из «Практикума по культурологии» (с. 15-17), определите, из каких священных текстов взяты фрагменты?
- •Что обычно относят к сферам материальной и духовной культуры? Насколько бесспорно подобное деление?
Что такое «евразийство» и кто из известных ученых его представлял?
Истоки евразийства обычно возводят к славянофильской традиции. Сами евразийцы считали своими предшественниками старших славянофилов (Алексей Хомяков, братья Аксаковы), поздних славянофилов, таких как Константин Леонтьев, Николай Страхов и Николай Данилевский, а также Гоголя и Достоевского как публицистов. Наследниками славянофилов считали евразийцев и многие исследователи и критики евразийства (Степун даже назвал евразийцев «славянофилами эпохи футуризма»).
Однако евразийство имеет ряд существенных отличий от славянофильства. Евразийцы отрицали существовование славянского культурно-исторического типа и считали, что культуры туранских народов, связанных с русскими общей исторической судьбой, ближе к русской культуре, чем культуры западных славян (чехов, поляков). Евразийцы отвергали также и панславистский политический проект, их идеалом было федеративное евразийское государство в границах СССР до 1939 года (единственное отличие — евразийцы предлагали включить в состав СССР Монголию).
Толчком к возникновению евразийства послужила критика европоцентризма, содержавшаяся в книге Н. С. Трубецкого «Европа и человечество» (София, 1920). На книгу отозвался в журнале «Русская мысль» П. Н. Савицкий. В его рецензии «Европа и Евразия» были высказаны некоторые идеи будущего евразийства. В ходе обсуждения книги Трубецкого в Софии сложился евразийский кружок (Трубецкой Николай Сергеевич, Савицкий Пётр Николаевич, Флоровский Георгий Васильевич и Сувчинский Пётр Петрович). Его члены положили начало евразийству, выпустив сборник статей «Исход к Востоку». Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. Книга 1 (София, 1921).
В 1922 году в Берлине вышел второй сборник «На путях», затем в 1923 — «Россия и латинство». В 1923 году было создано евразийское книгоиздательство (на деньги английского миллионера-востоковеда Сполдинга) и стал выходить программный альманах евразийцев — «Евразийский временник» (первый номер в 1923, второй — в 1925, третий — в 1927). Одновременно стал выходить журнал «Евразийские хроники», а с 1928 года — газета «Евразия» (Париж). Евразийцы выпустили также два коллективных манифеста — "Евразийство: опыт систематического изложения (1926) и «Евразийство (формулировка 1927 года)». В Евразийском книгоиздательстве выходили книги самих евразийцев (Н. С. Трубецкой «Наследие Чингисхана» П. Н. Савицкий «Россия — особый географический мир», Г. В. Вернадский «Евразийское начертание русской истории» и др.) и близких к ним авторов.
Евразийство превратилось из маленького кружка в разветвленную эмигрантскую организацию с отделениями во всех центрах русского зарубежья. Самые крупные евразийские организации были в Праге и Париже. К евразийству примкнули многие видные эмигрантские ученые (Г. В. Вернадский, Н. Н. Алексеев, Р. О. Якобсон, Л. П. Карсавин, В. Э. Сеземан, Д. П. Святополк-Мирский и др.)С евразийцами сотрудничали П. Бицилли, А. Карташев, С. Франк, Л. Шестов и др. В то же время в 1923 году с евразийством порвал один из его основателей — Г. В. Флоровский, а в 1928 году он выступил с его резкой критикой — статьей «Евразийский соблазн».
С 1926 года возникли организационные структуры евразийства (Совет евразийства), в который вошли Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский и П. Арапов. Евразийство стало политизироваться, его лидеры пытались наладить связь с оппозицией в СССР, в связи с чем тайно посещали СССР. В итоге они стали жертвой мистификации[источник не указан 144 дня] ГПУ (операция «Трест»).
В 1928—1929 годах произошел раскол евразийства в связи с просоветской и пробольшевистской деятельностью левой группировки, выпускавшей газету «Евразия» (Л. Карсавин, С. Эфрон, Д. Святополк-Мирский и др.). Из руководства евразийского движения в знак протеста вышел Н. С. Трубецкой. П. Н. Савицкий и Н. Н. Алексеев выпустили брошюру «Газета „Евразия“ — не евразийский орган», в которой объявляли левое евразийство антиевразийством. Те же идеи звучали в «Евразийском сборнике» (1929).
Левые евразийцы вскоре покинули ряды движения, некоторые из них вернулись в СССР, как Д.П.Святополк-Мирский и там стали жертвами политических репрессий. В начале 1930-х годов «правым евразийцам» удалось восстановить движение и даже создать эмигрантскую Евразийскую партию (1932). Были выпущены сборник «Тридцатые годы», шесть номеров журнала «Евразийские тетради». В 1931 году в Таллине выходила ежемесячная евразийская газета «Свой путь». Евразийцы сотрудничали с пореволюционными группировками, публиковались в журнале Ширинского-Шихматова «Утверждения», участвовали в оборонческом движении (РОЭД). Но былой популярностью евразийство уже не пользовалось. К 1938 году оно сошло на нет.
Что вы можете сказать о культурном облике современного молодого человека, о его характере, прислушавшись к тому, как он говорит? Можете ли дать характеристику лично себе? Объясните зависимость культурного и интеллектуального уровня человека от его языкового запаса. (Лихачев Д О. Раздумья М.,1991. С.176).
Наиболее целостный взгляд на вопрос об интеллекте отражает необходимость в изучении особенностей процесса воспитания человека - интеллектуала, субъекта интеллектуальной культуры. В настоящее время – время больших и серьезных перемен – его решение является актуальной и приоритетной социально-культурной, образовательной и в особенности воспитательной проблемой России.
Будучи занятыми интеллектуальным трудом (особенно в условиях нарастающей тенденции к всеобщему непрерывному образованию), как педагоги, так и воспитанники должны по существу обладать системой компонентов когнитивного процесса: интеллектуальной культурой, компетентностью, мобильностью, инициативностью. Однако ни педагоги, ни тем более их воспитанники сегодня ими не обладают. Они не являются носителями и трансляторами знания как культуры и творчества, не идентифицируют себя с носителями и трансляторами культурных смыслов.
Воспитанники школ «тонут в море учебной информации», хотя со временем (в вузе) и адаптируются к трудностям, но тогда ограничивают себя узкоспециализированными знаниями, приносящими немедленную экономическую пользу, чем навсегда отрезают себе путь к интеллектуальной мобильности, компетентности, инициативности и культуре.
Состояние русской речи, особенно речи молодежи, вызывающее глубокую озабоченность не только у лингвистов и преподавателей-русистов, свидетельствует о нравственном неблагополучии общества, о снижении интеллектуальной планки, о неготовности многих вчерашних школьников к получению полноценного высшего образования. Заметного сдвига в сторону повышения уровня речевой культуры общества в целом пока не происходит, противоречивы и предлагаемые пути выхода из культурно-речевого кризиса. По мнению одного из ведущих специалистов в области культуры речи О.Б. Сиротининой, в сознании носителей изменилось представление об эталоне хорошей речи, книжное сменяется подчеркнуто разговорным и даже нелитературным
Признавая обоснованность такого рода оценок, следует иметь в виду, что в каждый период исторического развития общества наблюдается известная неудовлетворенность языком – современникам он часто представляется несовершенным, при этом взгляды людей на состояние языка их эпохи бывают интересными и дают ключ к пониманию пути развития языка (Ярцева 1969: 103). В этом отношении резкие оценки современного состояния русского языка не являются чем-то исключительным. В характеристике новых языковых явлений проявляются вкусы разных носителей языка – и тех, для кого характерно его творческое использование, и консерваторов. Именно соотношение этих оценок позволяет многомерно оценить современную речевую ситуацию и создать адекватный портрет современной языковой личности.
Анализ языка «текущего момента», учет конкретного языкового опыта каждого члена социума позволяют соотнести социально-психологические и собственно речевые характеристики разных членов языкового коллектива с общими параметрами современной языковой ситуации. «Динамика современного состояния проявляется в напряженных отношениях между исчезающими и возникающими элементами, между элементами традиционными и инновационными» (Едличка 1988: 263). Б.Ю. Норман отмечает, что речевая деятельность – это постоянное балансирование между тем, «что хочется сказать», и тем, «как можно сказать», а дело лингвиста – показывать, как этот компромисс разрешается в каждом конкретном случае
Проблема соотношения узуса и нормы является одной из наиболее актуальных при исследовании современной языковой ситуации. Динамика нормы – причина культурно-речевых конфликтов в обществе: речевые новации могут приниматься одними носителями языка и вызывать яростное сопротивление у других. Важным при этом представляется следующее замечание В.Н. Телия: «Нарушение узуса вызывает “протесты” типа “так не говорят”, а нарушение нормы – “неправильно, так нельзя сказать”. Таким образом, речевая деятельность имеет как бы два фильтра: узус просеивает сквозь свое сито еще не существующие, но возможные знаки, вводя их в данность языка (langue), а нормативный фильтр корректирует речь, освобождая речевую деятельность (language) и язык (langue) от “порчи”» (Человеческий фактор в языке 1991:39). Так называемые диагностические ошибки фиксируют напряженные места в существующей кодификации литературного языка, сигнализируют о происходящих изменениях в норме (ср.: более серьезнее, очень огромнейший, видели о том, подтвердили о том, обеих собеседников)
Б17.
