Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Индия 20-30-е гг..doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
988.16 Кб
Скачать

Тема 12. Социально-экономические процессы на Востоке в 20-е-30-е гг.

Цель: студенты должны знать основные тенденции политики европейских государств в отношении стран Востока; особенности экономического и социального развития стран Востока в указанный период.

План

1. Особенности экономического развития.

2. Новые формы колониальной политики.

3. Особенности социальной структуры Востока.

Литература

История Тропической и Южной Африки. 1918-1988. М., 1989.

Коренчук Е. Г. История арабских стран Ближнего Востока. М., 1988.

Новейшая история арабских стран Азии. М., 1988.

Новейшая история арабских стран Африки. М., 1990.

Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. Учебник для студентов

ВУЗов. в 3 частях. М., 2003.

Трошин Ю.А. История стран Азии и Африки в новейшее время (1918-2000). М., 2004.

Юрьев М.Ф. История стран Азии и Северной Африки после второй мировой войны. М., 199

Страны востока в годы мирового экономического кризиса и накануне второй мировой войны

Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. и колониальная система империализма

В 1929–1933 гг. мировое капиталистическое хозяйство поразил невиданный по глубине, масштабам, длительности и последствиям мировой циклический кризис перепроизводства. Он начался в главной стране капитализма – США – и с быстротой молнии распространился на все другие капиталистические государства. Остановились заводы и фабрики, катастрофически упали курсы акций компаний, обанкротились крупнейшие банки, промышленные и торговые фирмы, без работы остались миллионы людей. Армию безработных пополнили разорившиеся крестьяне и фермеры. Кризис перепроизводства в промышленности переплетался с аграрным кризисом.

Масштабы катастрофы видны из следующих показателей. В 1929–1933 гг. в США производство в обрабатывающей промышленности упало более чем на 53%, выплавка чугуна уменьшилась на 80%, стали на 70, производство автомобилей – на 80% и т. д. Доходы фермером снизились на 50%.

Экономический кризис был вызван обострением всех противоречий мирового капиталистического хозяйства, и прежде всего противоречия между общественным характером труда и частнокапиталистическом формой присвоения его результатов. Важнейшая его особенность заключалась в том, что он возник в период общего кризиса капитализма. После первой мировой войны экономическая система капитализма развивалась в суженных границах в условиях ослабления ее колониальных устоев, усиления неравномерности развития отдельных районов и стран. Главные соперники «старых» империалистических стран – США и Япония – наращивали свое давление на позиции Англии и Франции. Постепенно начала восстанавливать свой промышленный и военный потенциал Германия. Сохранившиеся после первой мировой войны межимпериалистические противоречия углублялись.

Вместе с этим наиболее развитые капиталистические государства, и прежде всего США, которые невиданно нажились на войне, стали переходить на конвейерное производство. В результате этого эксплуатация рабочих усилилась, значительно возросли выпуск продукции и соответственно доходы буржуазии, тогда как заработная плата рабочих практически не изменилась; обострилось противоречие между ростом производства и низким платежеспособным спросом населения. Вот почему кризис 1929–1933 гг. оказался столь тяжелым, длительным и разрушительным.

На фоне кризиса капиталистического хозяйства необыкновенно ярко выглядели успехи СССР, где была ликвидирована безработица, успешно выполнялся первый пятилетний план развития народного хозяйства. Благосостояние советских людей неуклонно повышалось, рост производства позволял все полнее удовлетворять потребности трудящихся. Все это увеличивало притягательную силу социализма, особенно для народов Азии и Африки.

Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. охватил не только индустриально развитые страны, но и экономически тесно связанные с ними колонии и полуколонии. Капиталистические страны пытались переложить тяготы кризиса на народы колоний. Поскольку экономика стран Азии и Африки специализировалась преимущественно на производстве сырья для метрополий, причем каждая страна, как правило, добывала или выращивала один-два вида сырьевых товаров, то кризис, нарушив в значительной мере хозяйственные связи в мире, поставил под удар единственный источник получения ими средств.

Мировой экономический кризис отрицательно повлиял прежде всего на сельское хозяйство и все экспортные отрасли промышленности Стран Азии и Африки. Так, вывоз из Китая шелка, чая, масла, кож и шерсти в годы кризиса упал в стоимостном выражении в 3,6 раза, наполовину сократилась добыча угля и цветных металлов, шедших в основном на экспорт. Цены на такие товары индийского экспорта, как пшеница, джут, хлопок, земляные орехи, кожи, упали в 2–3 и больше раза. В результате стоимость производимой в стране сельскохозяйственной продукции с 1928/29 по 1933/34 г. упала на 55%, резко сократились посевные площади и поголовье скота. Задолженность крестьян (рента помещикам, налоги властям и проценты ростовщикам) выросла в 2–3 раза, достигнув в 1930 г. 9 млрд. рупий (или 8,7 млрд. руб.). В ряде районов Индии начался голод. В Египте особенно сильно пострадало хлопководство. Запасы непроданного хлопка увеличились в 4 раза.

Резкое ухудшение экономического положения колоний и полуколоний империализма способствовало нарушению всех сложившихся экономических взаимоотношений как на мировом капиталистическом рынке, так и в самих странах Востока. По существу, в мирное время повторялась ситуация, которая возникала уже в годы первой мировой войны. Застой в экономике развитых государств парализовал налаженную империалистами систему эксплуатации колоний, в которых началась своеобразная перестройка национального хозяйства на внутренний рынок. Такая перестройка позволила несколько смягчить удары кризиса по экономике восточных государств.

Кризис, застой в экспорте, перестройка экономики, падение цен на сырье, рост безработицы и т. д. сопровождались чудовищными бедствиями для народов. Вместе с тем в годы кризиса в колониях и полу колониях особенно заметно происходили социально-экономические сдвиги, изменялась расстановка классовых и политических сил.

Вследствие кризиса 1929–1933 гг. в чрезвычайно тяжелом положении оказались крестьяне – непосредственные производители продовольственных и сырьевых товаров. Они лишились возможности сбывать продукцию по цене, которая хоть сколько-нибудь покрывали их нужды. Голод гнал их в кабалу к ростовщикам или в города в надежде заработать на кусок хлеба. Но здесь они пополняли и без того огромную армию безработных и обездоленных. Однако незначительная часть крестьянства (его верхушечные слои) сумела приспособиться к создавшимся условиям, перестроить свои хозяйства с учетом внутреннего рынка, значительно укрепить свое положение в деревне и обществе.

Кризис принес неисчислимые бедствия рабочим колоний и полуколоний. Растущая безработица крайне отрицательно воздействовала на положение занятой в производстве части трудящихся. Пользуясь их бесправным положением, угрожая увольнением, предприниматели усиливали эксплуатацию рабочих, снижали заработную плату, давили штрафами, лишали их завоеванных с большим трудом прав и т. п. Так, во многих странах Востока в годы кризиса отмечалось не только падение абсолютных и относительных размеров заработной платы, но и увеличение рабочего времени на предприятиях, использование женского и детского труда и т. д. Повсеместно трудности, вызванные кризисом, капиталисты стремились взвалить на плечи трудящихся.

Так, в Индии заработная плата рабочих в годы кризиса снизилась на 30–40%, продолжительность жизни сократилась с 25 до 22 лет. В Китае продолжительность рабочего дня увеличилась с 10 до 12-14 часов. В Египте заработная плата рабочих упала в 3–5 раз, а чис­ленность безработных превысила число занятых на производстве рабочих.

Серьезно пострадали мелкие городские товаропроизводители, кустари, ремесленники. Сокращение платежеспособного спроса населения, резкое падение цен на промышленные товары поставило их перед угрозой полного разорения. Многие из них попали в неоплатные должники к скупщикам, перекупщикам, ростовщикам, обогащавшимся на страданиях трудящихся.

Мировой экономический кризис оказал весьма различное воздействие на разные слои эксплуататорских классов.

От кризиса заметно пострадали компрадорские круги буржуазии, занимавшиеся посредническими операциями. Сокращение экспорта местных товаров и импорта из метрополий отразилось на их прибылях. В годы кризиса убытки несли и многие скупщики-перекупщики сырьевых товаров, шедших ранее на экспорт. Это в известной мере подорвало их позиции в деревне. В целом в годы кризиса сузились возможности обогащения и сократилась сфера влияния тех слоев местной буржуазии, которые занимались лишь посреднической деятельностью.

Кризис нанес существенный ущерб интересам феодалов и полуфеодалов – владельцев земли, сдававших ее крестьянам на условиях натуральной издольщины. В связи с застоем экспорта владельцы земли стали требовать от крестьян уплаты долгов не натурой, а деньгами. Такие требования поставили крестьян в исключительно трудное положение, но они же заставили их ориентировать свое производство на внутренний рынок. В результате в деревне усиливались товарно-денежные отношения, подрывавшие власть феодалов и полуфеодалов.

Значительно меньше пострадала от кризиса национальная буржуазия стран Азии и Африки, особенно те предприниматели-фабриканты, которые не были тесно связаны с внешним рынком. Эти круги использовали (иногда весьма успешно) для своего обогащения сле­дующие факторы. Во-первых, кризисную конъюнктуру на мировом рынке, которая привела к некоторому сокращению импорта фабричных товаров в колонии. Местные предприниматели стремились заполнить образовавшуюся «брешь» дешевыми товарами местного производства. Во-вторых, массовое разорение мелких товаропроизводителей, их переход в категорию рабочих-надомников, которых можно было эксплуатировать капиталистическими методами. В-третьих, широкое предложение дешевой рабочей силы, резкое падение цен на сырье, а иногда и на машины, инструменты, вспомогательные материалы и т. д. Все эти факторы способствовали развитию местного промышленного производства и обогащению национальной буржуазии. В ряде мест фабриканты сумели не только сохранить, но и построить новые промышленные предприятия. Кризис дал толчок развитию, например, сахарной и цементной отраслей промышленности в Индии, расширению хлопкопрядильного и текстильного производства в Египте, Турции, Сирии и Ливане.

Относительно крупные местные предприниматели, тесно связанные с национальной торгово-банковой сферой, меньше всего подвергались воздействию кризисных явлений и способны были выдержать его удары. Вот почему в тяжелые для трудящихся годы кризиса в ряде стран Востока – в Индии, на Филиппинах, в Китае, Турции, Египте и некоторых других – усилилась тенденция к централизации и кон­центрации национального капитала, началось образование местных монополий. Так, в Индии значительно окрепли позиции таких промышленников-банкиров, как Тата, Бирла, Далмия; в Турции появляются первые монополии в сахарной и цементной промышленности, возрастает влияние турецкого Делового банка; в Египте все более укрепляется мощная национальная промышленно-банковая корпорация «Мыср»; в Китае в 1935 г. на долю 14 коммерческих банков приходилось уже около 80% всех ресурсов коммерческих кредитных учреждении страны, а 5 ведущих банков контролировали более 63% всех финансовых ресурсов.

В годы кризиса капиталы помещиков, купцов, ростовщиков и различного рода посредников начинают переливаться из сельского хозяйства и торговли, переживавших тяжелый застой, в национальное промышленное производство и кредитные операции. Такой перелив капиталов способствовал развитию и укрупнению промышленного производства, усилению позиций местной буржуазии. Вот почему в годы кризиса и в первое послекризисное время во многих странах Азии и Африки можно было наблюдать относительное оживление пред­принимательской деятельности, в то время как страны развитого капи­тализма топтались на месте и переживали затяжную депрессию.

Таким образом, мировой кризис 1929–1933 гг. и депрессия оказали существенное влияние не только на экономику, но и на классовую структуру стран Востока, на укрепление позиций местной предпринимательской верхушки. Эта тенденция все более нарастала. Исторический урок такого положения состоял в том, что социально-экономические сдвиги в странах Азии и Африки происходили в мирное время.