Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Предыстория Руси.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
13.58 Mб
Скачать

Богатырь зорькин и его дружина: как праславяне помогли скифам остановить македонскую фалангу

IV век до нашей эры

Македония новый претендент на мировое господство. Как ско­лоты поддерживали скифского царя Атея в борьбе с Ма­ке­донией. Наши предки в бою против македонской фаланги. Как Филипп Македонский победил скифо-славянское войско не превос­ход­ством мужества, а хитростию воинскою. Древние русские предания о борьбе с Александром Македонским и поэма «Искандер-наме» о его сражениях с русами: дым вез огня? На Берегах Истра: до­шёл ли юный Александр до праславян? Наши предки в бою про­тив македонской фаланги. Праславянские воины на стенах Ольвии: осада города Зопирионом полководцем Александра Македонского. Последние попытки македонской агрессии на севере. Боспорское царство рабовладельческий хищник у юго-восточных рубежей праславянского мира. Хищник в зените славы: завоевательная политика Перисада I и его сына Евмела. Сколотские дружины против боспорских стратегов. Когда впервые славянские воины испили «шеломом из синего Дону»?

Могущество скифов начало ослабе­вать со времён Филип­па Македонского, который, по словам одного древнего исто­рика, одержал над ними реши­те­ль­ную победу не превос­ход­ст­вом му­же­ства, а хитростию воинскою, и не нашёл в стане у врагов своих ни серебра, ни золота, но только жён, детей и старцев...

Н.М.Карамзин

Охотиться должно как на диких живот­ных, так и на тех лю­дей, которые, бу­ду­чи от природы предназначены к подчи­не­нию, не желают подчиняться. Такого рода война по природе сво­ей спра­вед­лива.

Аристотель, учитель

Александра Македонского

Сядем же, братья, на борзых коней

Да посмотрим хоть на синий Дон...

С нами, русичи, хочу либо голову свою сложить,

Либо шеломом испить из Дону...

О, Русскля земля! Уже ты за холмом!

Из «Слова о полку Игореве»

...Посреди встали русы; сурова их дума:

Им, как видно, не любо владычество Рума!

С двух враждебных сторон копий вскинулся лес,

Будто остов земли поднялся до небес.

...И от выкриков русов, от криков погони,

Заартачившись, дыбились румские кони.

Кто бесстрашен, коль с ним ратоборствует рус?

И Платон перед ним не Платон Филатус.

..Мощный выехал рус: чьё стерпел бы он иго?!

Щёки руса бакан, очи руса индиго.

Он являл свою мощь. Он соперников звал.

Он румийских воителей бил наповал.

Исторгавшая душу из вражьего тела,

Булава его всех опрокинуть хотела.

Столько опытных бросил он в смертную тьму,

Что уж больше никто не бросался к нему.

...И казалось, что русы всем гибель несут.

Всем румийцам последний назначили суд.

С мощью русов смешалась румийская сила,

Как на лике невесты бакан и белила.

Искендер был в бою, словно слон боевой.

Он метал во врага дротик яростный свой.

Низами. Поэма «Искандер-наме»

Праславянские племена в VI веке до н.э. Картографическая реконструкция

Македония — новый претендент на мировое господство

В конце IV в. до н.э. над праславянами нависла новая угро­за. И снова, как и нашествие Дария, — с юго-запада, из-за Ист­ра. Северный сосед Эллады — Македония, во многом впитав­шая греческую культуру, но не достигшая её уровня, с конца V в. до н.э. постепенно набирала силу. При царе Филиппе II (359-336 гг. до н.э.) в Македонии складывается единое мощное государст­во.

Филипп II Македонский был выдающимся человеком своего времени, талантливым строителем государства и способным полководцем. Многое из того, что мы приписываем заслугам его сына Александра Македонского, задумано и претворено в жизнь им. Любимым детищем Филиппа II была македонская армия. Внимательнейшим образом изучив все лучшие черты греческих армий, он старательно привил их своему войску. И добавил мно­го нового как в искусство боя, так и в организацию.

Филипп заимствовал у великого фиванского полководца Эпа­минонда принцип концентрации сил фаланги в направлении основного удара и принцип тесного взаимодействия различных родов пехоты и конницы. Причём применял их творчески, в сра­же­нии постоянно варьировал силы, менял их местами и нахо­дил-таки уязвимое место у противника.

Македонская фаланга, которой в дальнейшем суждено было прослыть непобедимой, создавалась Филиппом. Она включала от 8 до 24 рядов. Состояла из тяжёлой (гоплиты) и средней пе­хоты, включая личную царскую гвардию. Ещё до сокрушитель­но­го удара фаланги ряды противника расстраивали легковоору­жённые пехотинцы, лучники и пращ­ники. Очень сильна была ма­ке­донская конница, особенно гетайры — «товарищи» царя из ма­кедонской знати.

Царю помогали руководить войском талантливые полко­вод­цы. Свой походный стан Филипп превратил в настоящий штаб. Интересно, что при нём и особенно при его сыне Александре в штаб входили не только военачальники и войсковые снабженцы, но и историки, философы, естество­испытатели. Они собирали и обобщали сведения об окружа­ющем мире. Это расширяло кру­гозор военных и помогало им одерживать победы. Учёный люд состоял и в разведке. Много лазутчиков, а также разного рода по­слов, посланцев и гонцов двигались впереди войска, зачастую ещё до войны. Они доносили как о силах и возможностях про­тив­ника, так и о характере местности, где предстояло сражаться войскам.

Филипп Македонский с самого начала своего царствова­ния, ведя борьбу за подчинение Греции, не забывал о северных зем­лях. Продвижение в полуночные страны он начал в 353-346 гг. до н.э., когда совершил три похода в Южную Фракию. В 342 г. Филипп вторгся уже во внутрен­ние районы Фракии, где правили цари Фракийского государства — одрисы Терес III и Керсо­блепт. После их захвата власть македонян распространилась до гор­ного хребта Гем (Балканы). В долине главной фракийской реки Гебр (Марица) Филипп основал город Филиппополь (совр. Пловдив).

Отсюда македоняне двинулись дальше на север, к окраине скифо-славянского мира. Греческие колонии Западного Понта Апол­лония и Месембрия отдались под власть Филиппа, который на покорённой территории создал Фракийскую стратегию, обло­жил её огромной податью и посадил там наместника.

Теперь от Скифии македонян отделяла лишь река Истр, по обоим берегам которой жили геты. Прославившиеся борьбой с пол­чищами Дария, они оказались на этот раз не на высоте. Гетский царь Дрохимет, враждовавший со скифами, не заключил союза ни с ними, ни со сколотами. Он покорился Филиппу без сопротивления и даже заключил с ним договор, обязуясь помогать в завоевании заистрийских (задунайских) земель.