Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Предыстория Руси.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
13.58 Mб
Скачать

Несметные полчища: крупнейшая армия рабовладельческого строя против славяно-скифского мира

На подготовку похода в Скифию Дарий заставил работать всю свою державу, все покоренные народы. Мост через фракий­ский Боспор (пролив Босфор у входа в Чёрное море) был вы­ст­роен заранее. Представьте себе, сколько тысяч людей надо бы­ло привлечь для строительства столь огромного сооружения в те древ­ние времена! Сатрапы Дария не щадили подчинённых. День и ночь кипела работа на судостроительных верфях Малой Азии. Покорённые персами ионийские греки построили огром­ный флот в шестьсот кораблей.

О походе Дария за Истр мы знаем из «Истории» заме­ча­те­льного учёного и путешественника древности Геродота и из об­рыв­ка Бехистунской надписи в персидском дворце Геродот пи­сал, что размеры сухопутной армии, которую собрали для похо­да на север, превосходили всякое воображение. Численность пе­ших и конных воинов составлю 700 000 человек104. Это колос­сальная цифра даже по нынешним временам, что уж говорить о прошлых. Наполеон, например, двинул на Россию в 1812 году 600-тысячную армию.

Что касается древнего мира, то можно с уверенностью ут­ве­рждать: никогда ранее ни один властитель не собирал такого вой­ска. Ни могучие фараоны Египта, ни цари полководцы Ас­сирии. Да и позднее численность римских легионов, объединён­ных в одном походе или одной военной кампании, и близко не достигала такой цифры.

Кроме конных, в армии Дария I имелись множество всад­ни­ков на верблюдах, а также тысячи вьючных ослов. Сама же ар­мия была разноязычной и разноплемённом. Чисто персидской бы­ла лишь железная гвардия Дария I отряд «бессмертных». То бы­ли прекрасно обученные, вышколенные воины, с превосход­ным оружием и в богатых одеждах, как конные, так и пешие.

Остальные части войска состояли из воинов тех стран, что бы­ли покорены Персией. Среди пехоты преобладали мидийцы, ва­вилоняне, египтяне, сирийцы, лидийцы, армяне, иберы, ал­ба­ны, бактрийцы, эламиты. Среди моряков - малоазийские греки и финикийцы. У нас нет сведений об использовании в походе за Истр боевых колесниц, в колеса которых были вделаны огром­ные железные ножи-косы для выкашивания вражеской пехоты.

Но судя по всем предыдущим и последующим войнам пер­сидских владык, колесницы вполне могли оказаться в войске Да­рия I. Да, поистине несметные полчища собрал для покорения Вос­точной Европы «владыка мира». Как-то удастся местным пле­ме­нам, скифам и сколотам, отстоять свою свободу в борьбе с круп­ней­шей армией рабовладельческого мира?

Грозовой год: поход Дария I за Истр

Где-то между 519 и 512 гг. до н.э. Дарий I повёл свою семи­сот­тысячную армаду из столичного города Сузы (в современном Иране) к Халкедонии на Боспоре, где был положен мост, соеди­нив­ший Европу и Азию. Попробуем проследить путь и судьбу этих полчищ на основе сообщений Геродота.

О том, какой коварный и жестокий враг приближался к на­шей прародине, говорит такой случай. Один знатный перс Ойобаз просил Дария оставить дома одного из сыновей. У рабовла­де­льца было три сына и все они отправлялись в поход. Дарий в присутствии свиты отвечал ему растроганным голосом: да, он лю­бит Ойобаза за преданность, просьба его скромна и за это он оставляет ему всех сыновей. Счастливый отец со слезами на гла­зах благодарил милостивого властителя. Между тем Дарий ве­лел воинам из его свиты казнить всех трёх сыновей.

Прежде чем добраться до Истра, персидской армаде пред­сто­яло завоевать Фракию. Эта древняя земля, лежавшая в пре­делах современной Болгарии, всегда славилась свободолюбием населявших её племён. Достаточно вспомнить великого вождя восставших рабов Спартака. Сильными числом, воинским уме­ни­ем и боевым духом были такие фракийские племена, как ге­ты, трибаллы, одрисы. Мы ещё будем встречаться с ними.

А пока скажем, что нелегко далось Дарию покорение Фра­кии. Много раз отдельные персидские отряды попадали в лову­ш­ки, ловко устроенные фракийцами в горных долинах Гелла (Балканского хребта). Параллельно сухопутной армаде дви­гал­ся персидский флот, который приводил в покорность греческие ко­лонии на западном берегу Понта (Чёрного моря).

Победа персов была предрешена их огромным численным пре­восходством и раздробленностью фракийских племён Самое упорное сопротивление оказали восточным завоевателям севе­ро­фракийские геты, что жили в то время в основном между Ге­мом и Истром. Но и они были покорены персами и последовали за остальным войском Дария.

Так армада персидского владыки достигла берегов Истра, про который Геродот писал: «Истр — величайшая из рек, нам известных, к тому же всегда одинаковой величины как летом, так и зимой. Это — первая река в скифской земле на западе; величайшей она становится потому, что в неё впадают многие реки... Истр протекает через всю Европу, а начало берёт у кель­тов, которые после кинетов оказываются самым крайним на­ро­дом на западе Европы. Прошедши через всю Европу, Истр всту­пает наконец в пределы Скифии»105.

По приказу Дария через Истр был переброшен грандиозный деревянный мост. После переправы всей армады персидский царь велел разрушить мост, а всем воинам с кораблей (что вошли в устье Истра) следовать за сухопутным войском. Но этого не произошло, что и спасло в будущем персидское войско от полного уничтожения. Поэтому остановимся на этом случае подробнее.

В то время как посланные Дарием ионийские греки гото­ви­лись разрушить мост, к царю обратился эллин Коес, сын Ерксан­дра из юрода Митилены, с такой речью: «Ты готовишься, царь, вторгнуться в такую страну, где не найдёшь ни вспаханного по­ля, ни населённого города. Пускай этот мост остается нерушимо на месте, а стражами при нём поставь тех самых лиц, которые соорудили его. Если мы найдём скифов и предприятие наше кон­чится счастливо, у нас будет обратный путь, если же мы не смо­жем найти их, то по крайней мере обратный путь для нас обес­печен. Я не того боюсь, что скифы одолеют нас в сражении, а скорее того, что мы не найдём их и в блужданиях будем терпеть невзгоды. Могу сказать, однако, что я предлагаю это не ради се­бя, не из желания остаться здесь; я высказываю лишь мнение, которое кажется мне наиболее выгодным для тебя, царь; сам же последую за тобой и не помыслю оставаться».

Дарий согласился с этим предложением и ответил Коесу: «...ко­гда благополучно возвращусь домой, то явись ко мне и не­пре­менно, и я наградою отплачу тебе за твой благой совет»106. Действительно, впоследствии Дарий сделал Коеса тираном (еди­новластным правителем.) Митилены, крупнейшего города острова Лесбос в Эгейском море.

Перед выступлением от берегов Истра царь завязал на рем­не шестьдесят узлов, позвал на совещание ионийских тиранов (правителей из Ионии — греческих городов Малой Азии) и объ­явил им: «Прежде высказанное мною решение относительно моста, ионяне, я отменяю; теперь возьмите и этот ремень и по­сту­пите так: начиная как раз с того времени, когда я пойду на скифов, развязывайте на ремне каждый день по одному узлу: если за этот промежуток времени я не явлюсь назад и минует число дней, обозначенное узлами плывите обратно на родину; а до той поры оберегайте мост, приложите всяческое старание к защите его и сохранению в целости. Этим окажете мне большую услугу»107.

Сразу после совещания с ионийскими тиранами Дарий двинулся в глубь Скифии.