Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Предыстория Руси.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
13.58 Mб
Скачать

Как Колаксар укротил Огненного Змея

Собрали вокруг себя дружины и старшие братья Колаксара — Липоксар и Арпоксар. Ведь наличие сильных воинов ук­ре­пляло их власть над единоплеменниками. Однако конных дру­жинников почти не было. Не поощряли занятия лошадьми стар­шие братья. Сурово поплатились их племена за это.

В самом начале VII в. до н.э. верховным царём киммерийцев стал опытный воин и хитрый политик Шакдакшатру. При нём ким­мерийская слава пережила свою лебединую песню. То был последний взлёт могущества хозяев причерноморских степей. Шакдакшатру совершил ряд успешных грабительских походов в Переднюю и Малую Азию. Огнём и мечом прошёл Северный Кавказ.

В отличие от прежних царей, он перенёс свою ставку на Нижний Днестр. Отсюда нападал на агафирсов в Прикарпатье и раннефракийские племена на Нижнем Дунае. Через Фракию добирался до Эллады и, переправившись через Геллеспонт, проникал в Малую Азию. Перебравшись на запад, к Днестру, Шакдакшатру мечтал о завоевании Евро­пы. Но для этого ему надо было разделаться с праславянами.

Хитрый киммерийский царь не рисковал сразу идти на Сред­ний Днепр, где практически завершилось возведение «Змиевых ва­лов» и стояли самые сильные городища-крепос­ти. Он направил свою орду в менее защищённые западные области чернолес­ско­го края. Разбив племенную рать тамош­них праславян, кимме­рий­цы разорили праславянские посе­ления по берегам Среднего Днестра. Удар был настолько быстрым и неожиданным, что соседи не успели помочь потерпевшим.

Через год наступила очередь праславян Южного Буга. Бу­дучи в ссоре с Колаксаром, их военный вождь Липоксар от­ка­зался от его помощи. Средний же брат, Арпоксар, был далеко на востоке — на Ворскле. Ворвались киммерийские полчища в долину реки Буг. Разбили в открытом бою войско местных жителей. Еле оторвался от преследователей Липок­сар. Закрепился с дру­жи­ной и окрестным населением в Немировском городище-кре­пости.

Шакдакшатру бросил кочевников на штурм. Но не смогли они одолеть громадный крепостной вал. Тогда киммерийс­кий царь осадил городище. Съели уж все припасы защитники. Но прежде убила бы их жажда, да помогла речка Мирка, что протекала сквозь крепость.

Забыв старые обиды, пришёл Колаксар с дружиною на по­мощь Немировскому городищу. Не время об обидах вспоминать, когда гибнет целое праславянское племя! И схватились всадники Колаксара с киммерийскими наездни­ками! То был первый бой конной праславянской дружины с врагами родной земли. Много больше было числом кочевников. Но никак не ожидали они встретить в лице праславянских воинов конного неприятеля. Опешили, растерялись. Собрал Шакдакшатру своих, снял осаду и ушёл на юг.

Но на том не угомонился последний киммерийский верхов­ный царь. Перешёл зимою Днепр, напал на чернолесских прас­ла­вян, что жили на Ворскле. Звали их катиарами. Военный вождь Арпоксар не решился выводить дружину в открытое поле, затворился в огромном Вельском городище. Необъятная пло­щадь его вместила тысячи окрестных жителей и позволила им избежать погибели. Но расположенные невдалеке посёлки дотла выжег Огненный Змей. Разорил всю округу.

Пришёл на помощь Колаксар и своему среднему брату. При­вёл свою конную дружину паралатов (так звали тех чернолес­ских праславян, что жили по реке Тисмени и на Правобережье Днепра). Киммерийский царь снова не принял большого боя, ибо вслед за появлением на берегу Ворсклы Колаксара вышли из Вельской крепости и обрушились на врага ратники Ар­по­к­сара.

Стал уходить в степи хитрый Шакдакшатру. Ярились от бессильного гнева Арпоксар и его соплеменники, но отомстить киммерийцам за разорение родного края не могли. Не догнать пешей рати конницу. Только Колаксар шёл по пятам отступающих, беспокоил непрестанными нападениями. Сумели воины-всадники часть полона отбить у врага, спасти захвачен­ных степняками стариков и женщин.

С тех пор поняли старшие братья, что неправы были. Стали учить своих дружинников конному бою. И пошли воины-всад­ники по своей чернолесской земле.

А последний удар Огненному Змею был нанесён в степях Нижнего Днестра. Тогда впервые вышли праславянские воины из родных рубежей и разбили врага на его земле. Задумал и совершил поход на Днестр молодой Колаксар. Было это в нача­ле VII в. до н.э., как. раз перед приходом в Северное Причерно­морье скифов.

У древнегреческого историка Геродота в его «Истории» по­ме­щена легенда о битве киммерийских царей меж собою на берегах Тиры (Днестра). Были перебиты те цари друг другом. Похоронил их народ киммерийский и удалился из Северного Причерноморья из-за страха перед скифским вторжением. Могилу эту показывали Геродоту, когда он путешествовал по Восточной Европе48.

Так говорит легенда. И могила киммерийских царей действи­тельно находилась на берегу Днестра. Но не сами Владыки пе­ре­били друг друга. Здесь, в низовьях Тиры (Днестра) состоялась последняя битва киммерийцев с на­шими древнейшими пред­ками. Под руку Колаксара отдали свои вновь созданные конные дружины старшие братья Липоксар и Арпоксар. Вёл молодой вождь и большие пешие рати. Пришло на Нижний Днестр общее славянское войско. В нём можно было встретить ратников из всех чернолесских племён.

Великий страх обуял Шакдакшатру, когда донесли ему о при­ближении праславянского войска. Неслыханное дело — север­ные люди вышли из своей лесостепи. Разбудил Огнен­ный Змей на свою голову славянского Медведя! Шли на юг в пешем строю, скакали на лошадях, плыли в ладьях чернолесские воины. Горели желанием отомстить врагу за четыреста лет непрерыв­ных набегов на родной край. Нанести такой удар, чтобы не смог оправиться злодей и перестал терзать нападениями прасла­вянс­кую землю.

Киммерийцам нечего было терять: враг пришёл в их становища. А с востока уже напирали новые владыки степей — скифы. Да и численность праславянских и киммерийских войск была примерно равна. Потому и бились кочевники с отчаянием обречённых. Но праславянские воины поклялись не оставлять поле сражения, пока Огненный Змей не будет добит раз и навсегда! Хватит уж вдовам слёзы лить да детишкам с голоду помирать на пепелищах сожжённых деревень!

Киммерийцы не отступали, бились яростно. Немало и черно­лесских всадников-дружинников полегло в той битве. Без пеших ратей не одолеть ещё неопытной праславянском коннице врага! Увлечённые боем с дружинниками Колаксара, Липоксара и Ар­по­ксара, кочевники не уследили за чернолесской пехотой, ко­торая обошла врага и окружила его.

В невероятно ожесточённой рубке пали последние кимме­рийские цари и их приближённые. Шакдакшатру бросился на Колаксара и пал от стального меча юного вождя. С победою возвратились праславянские воины в родной край. Славили их чернолесские жители, которых уж и не звал никто этим именем. Ибо с начала VII в. до н.э., со времён Колаксара, стали их звать сколотами.

Об этом поведал нам Геродот. По его словам, от Липоксара произошли авхаты-бужане. От Арпоксара — катиары и траспии, т.е. те из чернолесских праславян, что жили по Ворскле (а затем по Роси) и Днестру. А от младшего брата Колаксара пошли паралаты, обитавшие по Тисмени и на Правобережье Днепра. С тех времен началась на нашей земле героическая эпоха сколотов49, период нового расцвета славянской прародины.

Так завершились нашествия киммерийцев на праславянский край. Четыреста лет пытался Огненный Змей покорить либо уничтожить наших пращуров, но так и не смог. Ни одно прасла­вянское племя не было завоевано киммерийца­ми. Вклад в раз­гром кочевых орд внесли чернолесские племена (что первыми приняли на себя удар Черноморского Змея), милоградские и подгорцевские праславяне, а также племена лужицкой культуры.

Борьба с Огненным Змеем была общеславянским делом. Много великих подвигов свершилось при отражении кимме­рийских нашествий. Немало легендарных героев выдвинулось в те времена из среды праславянских воинов. Первым нанёс чувствительные удары по врагу Сварог, ставший языческим богом. Это он научил славян ковать железное оружие. Сварог и его современники стали ограждать родную землю «Змиевыми валами». Бессмертное дело Сварога продолжили Братья-Кузнецы, от которых пошли у праславян мощные городища-крепости. На далёком западе, в земле лужицких племён прославились своими подвигами в битвах с киммерийцами Святовит и Сварожич. А последний удар Огненному Змею нанесли молодой вождь Колаксар с брать­ями Липоксаром и Арпоксаром.