Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Текст пособия ОНБ 2013.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
7.01 Mб
Скачать

2. Основные идеи и принципы геополитики

Геополитическая мысль начинается с немецкого географа Фридриха Ратцеля (1844-1904). Он делает попытку создания пространственного подхода к объяснению смысла политических событий. В результате возникает социал-дарвинизм, который включает человечество в окружающий мир.

На основе эволюционной теории Ратцель развивает идеи государственности. Государство - одна из форм распространения жизни па земной поверхности. Из симбиотического взаимодействия между землей, почвой (Boden) и народом (Volk) государство приобретает свою органическую сущность. Процветание государства, утверждал Ратцель, полностью основывается на свойствах его территории. Для своего существования государство должно обеспечить себя достаточным жизненным пространством (Lebensraum).

Ратцель считал основной тенденцией «потребность человека в большом пространстве и способность его использовать». Если государство желает быть подлинной великой державой, говорил Ратцель, оно должно иметь в качестве своей пространственной основы около 5 млн км2.

Ратцель сформулировал семь законов пространственного роста государства: 1) пространство растет вместе с ростом культуры нации; 2) Рост государства сопровождается такими аспектами развития, как идеи, торговля, миссионерство и активность; 3) рост государства осуществляется путем присоединения и поглощения малых государств; 4) граница - это периферийный орган государства, в котором проявляются его рост, сила или слабость и все изменения в организме государства; 5) в своем росте государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы географической среды: береговые линии, русла рек, равнины, районы, богатые естественными ресурсами; 6) первый импульс к территориальному росту приходит к примитивным государствам извне, от более высоких цивилизаций; 7) общая тенденция к слиянию территорий, разветвляясь, переходит от государства к государству и набирает силу.

Первым ученым, введшим понятие «геополитика» - «географическая политика», был швед Юхан Рудольф Челлен (1864-1922), его труды: Великие державы: очерки из области политики (1914); Государство как форма жизни (1916) и др.

Челлен подходил как к живому организму, развивающемуся в пространстве. Государство как организм имеет не только «тело» в виде пространства, но и «душу», представленную нацией. Силу государства Челлен определял как функцию от пяти его свойств: территории, хозяйства, народа, общества, власти. Геополитика, по его определению, - это учение о государстве как географическом организме в пространстве (1910).

Рис. 5.3. Рудольф Челлен

Представление о мощи государства, по Челлену, может быть выражено соотношением: Мощь государства = f (Естественно-географические свойства + Хозяйство + Народ + Форма государственного правления). Под хозяйством он понимал способность государства существовать с помощью имеющихся на его территории собственных ресурсов, положение государства в мировом хозяйственном обороте и экономическую политику. Народ он характеризовал в культурном, этническом и демографическом отношениях. Форму государственного правления он отождествлял с конституционной и административной структурой.

Челленом предпринята попытка создания теории великих держав. В его работе «Современные великие державы» дается характеристика держав начала XX века:

1. Германия, окруженная странами Антанты, имела два выбора: либо создать с помощью дипломатии искусное равновесие, либо перейти в наступление. Промышленный подъем привел ее к необходимости в колониях как источниках сырья. Поэтому она не могла пойти по пути создания системы равновесия. Германия вынуждена была вступить в конфликт с Великобританией - главной колониальной империей. В своей внешней политике Германия сделала ставку на Османскую империю, чтобы проникнуть на Ближний и Средний Восток.

2. Россия, по Челлену, чувствовала себя окруженной из-за отсутствия выхода к теплым морям. В XVIII в. Россия получила выход в указанные моря. Однако это были внутренние моря. Поэтому, считал Челлен, логическим продолжением стала борьба за выход в Мировой океан.

3. Главной задачей того времени для США Челлен считал контроль за противостоящими им блоками государств как в Европе, так и в Азии.

4. Великобритания - основной противник Германии. Борьба между этими морскими державами - это борьба за господство над мировой торговлей.

Характерной чертой классического периода геополитики (1880-1950-е гг.) была не только консолидация ученых в едином русле геополитической мысли, но и формирование национальных школ.

Первой оформилась германская школа геополитики. Расцвет германской геополитики приходится на 1920-40-е гг., когда писали свои труды, создавали геополитические институты и активно влияли на социально-политический процесс в Германии такие геополитики, как К. Хаусхофер, К. Шмитт, Э. Обет, К. Вовинкель, А. Грабовски. Германская геополитика сразу начала развиваться в двух на­правлениях. Первое - националистическое - имело своим истоком национальную неудовлетворенность немцев, заключавшуюся в отлучении их от процесса создания колониальных империй и в поражении в 1-ой мировой войне. Второе направление германской геополитики - социал-демократическое - нашло свое воплощение в работах Г. Графа, К. Виттфогеля. Оно ставило своей задачей дополнить исторический материализм географическим детерминизмом, «привязать» экономические и политические отно­шения между людьми и государствами к природе, земле, почве.

Японская геополитика, подчеркивая «уникальность и неповторимость» своей страны, призывала создать «великую Японию» (С. Комаки). Ей вторила пропаганда, призы­вавшая «собрать восемь углов под одной крышей», т.е. расширить японское геопространство до «великой Азии». В 1927 г. националистическая Япония бурно приветствовала меморандум Танака (Г. Танака - премьер-министр Японии в 1927-1929 гг.), сформулировавший геополитическую программу «освоения» Маньчжурии, Монголии, Китая, стран Юго-Восточной Азии и южных морей и геостратегические направления японских завоеваний.

Наибольшим вкладом итальянской школы в теорию геополитики стала доктрина генерала Дж. Дуэ о господстве в воздухе. Дуэ исходил из новой реалии - изобретения самолета. Именно самолет, по Дуэ, после завоевания человеком двух сред (Суши и Моря) поможет покорить третью стихию - Воздух. Для этого следует всемерно развивать как гражданский, так и военный воздушный флот. Особое место, по мнению генерала, в грядущих войнах должна занять авиация. Неожиданные массовые и ковровые бомбардировки могут послужить достижению решающего успеха в войне.

В Великобритании и США доминировали такие идеи, как концепция «хартленда» (под которым понималась Россия), «внутреннего полумесяца» (Германия, Австрия, Турция и др.) и «внешнего полумесяца» (Великобритания, США, Канада и др.), созданные английским геополитиком X. Маккиндером; теории «морской силы» и «мировой гегемонии» США американского адмирала А. Мэхэна, теория «военно-морского могущества» английского адмирала Ф. Коломба, критерии мощи государства и концепция «хартленда-римленда» американского геополитика Н. Спайкмена.

Русская школа геополитики развивалась в этот период в нескольких направлениях. Во-1-ых, панславизм, имевший своим политическим истоком осознание южными и западными славянами необходимости союза с Россией для завоевания своей независимости. Наиболее ярким выразителем панславизма в русской геополитической мысли выступил Н.Я. Данилевский с проектом всеславянской федерации с центрами в Москве и Константинополе.

Во-2-ых, русская географическая наука, которой не была безраз­лична судьба империи. Представителем этого консер­вативного направления, выдвинувшим концепцию «могущественного территориального владения применительно к России», был П.П. Семенов-Тян-Шанский.

В-3-их, российский большевизм, настаивавший на марксистской теории смены социально-экономических формаций путем мировой революции. Ярким выразителем этого направления геополитики выступал в XX в. Л.Д. Троцкий, который создал теорию «перманентной революции» и пытался осуществить ее.

В-4-ых, геополитика евразийцев, возникшая в той среде русской эмиграции, которая осталась верна традиции славянофилов и настаивала на уникальности России как по отношению к Европе, так и по отношению к Азии. В представлении идеолога евразийства П.Н. Савицкого, Европа и Азия являют собой чисто географическое понятие. В геополитическом смысле Евразийский континент подразделяется на срединную империю Евразию, европейский мир и азиатский мир. Евразия в этническом отношении образовалась в результате сплава славянских и тюркских народов.

В современной геополитике выражены направления: 1) атлантизм, 2) мондиализм, 3) геополитика европейских «новых правых»; 4) прикладная геополитика.

1. Атлантизм. Сторонник атлантизма и последователь Спайкмена Д. Мэйниг отмечает, что геополитические критерии должны учитывать функциональную ориентацию населения и государства. Всю территорию евразийского Rimland Мэйниг делит на три вида стран в зависимости от функционально-культурной предрасположенности. В число стран 1-го вида вошли Китай, Монголия, Северный Вьетнам, Бангладеш, Афганистан, Восточная Европа (включая Пруссию), Прибалтика и Карелия - это пространства, органически тяготеющие к Heartland. 2-ой вид объединил Южную Корею, Бирму, Индию, Ирак, Сирию, Югославию, т.е. геополитически нейтральные страны. Страны Западной Европы, Грецию, Турцию, Иран, Пакистан, Таиланд Мэйниг отнес к 3-му виду, склонному к талассократическому блоку.

У. Кирк взял за основу культурно-функциональный анализ Мэйнига, его видение теллурократической и талассократической предрасположенности. Он считал, что главную роль играют прибрежные цивилизации, от которых внутрь континента поступают культурные импульсы. Степень интенсивности этих импульсов может быть различна. Талассократически ориентированные секторы «внутреннего полумесяца» обладают высшими культурными форматами, и им принадлежит историческая инициатива.

С точки зрения американского ученого и публициста С. Коэна, все регионы Земли могут быть разделены на 4-е геополитические составляющие:

  1. внешнюю морскую (водную) среду, зависящую от торгового флота и портов;

  2. континентальное ядро (nucleus), тождественное Hinterland (геополитический термин, означающий «удаленные от побережья внутренние регионы»);

  3. дисконтинуальный пояс («береговые секторы», ориентиро­ванные либо внутрь континента, либо от него);

  4. регионы, геополитически независимые от этих трех состав­ляющих.

Американский ученый и политик Генри Киссинджер (р. 1923) полагал, что политическая стратегия США состоит в объединении разрозненных «береговых зон» в одно целое, что позволит получить атлантистам полный контроль над Евразией, СССР. Это одно целое должно включить те «береговые сектора», которые сохраняли нейтралитет или тяготели к Евразии. Доктрина Киссинджера предлагала США действовать методом кнута и пряника.

После победы над СССР в «холодной войне» геополитическая мысль на Западе разделилась на два течения: «неоатлантизм» С. Хантингтона и «конец истории» Ф. Фукуямы. Хантингтон изложил свою доктрину неоатлантизма в статье «Столкновение цивилизаций». В центре доктрины стоит проблема дальнейших отношений Моря и Суши, Запада и Востока. По его мнению, победа атлантистов над евразийцами не есть победа цивилизационная. Запад и Восток цивилизационно стоят далеко друг от друга. Западные ценности - это рынок, либерал-демократия, индивидуализм, права человека, восточные ценности - коллективизм, традиционализм, соборность, патернализм. Хантинтон утверждает, что западная идеология восторжествовала временно, что ее торжество поднимет на поверхность глубинные культурные слои Востока: усилится влияние религиозных факторов, в частности ислама, конфуцианства, индуизма и ряда других.

Значит, делает вывод Хантингтон, надо готовиться к нему, сдерживать антиатлантистские настроения и тенденции, не допустить соединения геополитических центров противостояния Западу в единый союз. Для этого следует:

1) более тесно сотрудничать, обеспечивая единство между США и Европой;

2) интегрировать в западную цивилизацию те общества в Восточной Европе и Латинской Америке, чьи культуры близки к ней;

3) предотвратить перерастание локальных конфликтов между цивилизациями в глобальные войны;

4) ограничить военную экспансию конфуцианских и исламских государств и обеспечить военное превосходство Запада на Дальнем Востоке и в Юго-Западной Азии;

5) использовать трудности во взаимоотношениях исламских и конфуцианских стран;

6) поддерживать группы, ориентирующиеся на западные ценности в других цивилизациях;

7) усилить международные институты, отражающие западные интересы и ценности и узаконивающие их, обеспечить вовлечение незападных государств в эти институты.

В числе наиболее вероятных противников Запада Хантингтон видит Китай и исламские госу­дарства, прежде всего Иран, Ирак, Ливию.