Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
моя курсовая-итоговая.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
235.62 Кб
Скачать

3 Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта

Белорусский монополизм существенно отличается от такового в экономически развитых странах. Долгое время, находясь в составе бывшего СССР, белорусская экономика не могла не перенять ее характерные черты. В СССР конкуренция считалась ненужной, и главенствующая роль принадлежала централизованному управлению.

Белорусская экономика довольно монополизирована исходя из количества предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

Но в данном случае сложно говорить о классической монополии по следующим причинам:

  • монополизм многих предприятий не является естественным - они занимают доминирующее положение на рынке только потому, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, возможно, не стали бы монополистами.

  • значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Причины в устаревшей технологии, высокой степени износа оборудования, отсутствии финансовых средств для дальнейшего развития - всё вышеперечисленное ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без помощи со стороны государства [16, с. 100-111].

В Республике Беларусь предприятие признаётся занимающим доминирующее положение на рынке определённого товара, в случае если выполняются условия:

  • доля продаж предприятия превышает некоторую величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления (за исключением случаев государственной и естественной монополии);

  • уполномоченным республиканским органом государственного управления на основе анализа на основании выбранных критериев будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим. Предприятия-монополисты включаются в Государственный реестр монополистов [6].

Основная часть монополий в Республике Беларусь – естественные. Эти монополии не обладают реальной монопольной властью, так как фактически являются ценополучателями – что и в каком объёме производить, где, кому и по каким ценам реализовывать продукцию фирмам диктуют центральные органы власти и управления. Все естественные монополии республики занесены в Государственный реестр субъектов естественных монополий (далее – Госреестр).

Госреестр формируется в соответствии с Положением о Государственном реестре субъектов естественных монополий, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 18 января 2010г. №01-2010 (е), и иными нормативными правовыми актами.

По состоянию на 1 января 2011 года был опубликован перечень предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики. В списке 156 компаний, за деятельностью которых установлено государственное регулирование и контроль в соответствии с действующим законодательством, а также 29 естественных монополий.

В первом перечне насчитывается 4 предприятия черной металлургии, 19 - химической и нефтехимической промышленности, 4 – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, 12 – легкой, 17 – пищевой, 2 – стекольной и фарфорово-фаянсовой, 56 - машиностроения и металлообработки, 14 — промышленности стройматериалов, 24 — отрасли производственной и социальной инфраструктуры, 4 — прочих отраслей.

Факт доминирования, устанавливается в соответствии с Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках, утвержденной постановлением Министерства экономики от 17.10.2002г. № 229, а именно, если величина доли на соответствующем товарном рынке превышает установленные предельные величины.

Если доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется исходя из стабильности его доли на товарном рынке относительно размера на нем принадлежащих конкурентам долей, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных характеризующих его критериев.

В соответствии с действующим законодательством основанием для включения хозяйствующего субъекта в Госреестр является установление факта его доминирования на соответствующем товарном рынке.

Основанием для исключения хозяйствующего субъекта из Госреестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, является устойчивая утрата им доминирующего положения на товарном рынке, определенная в установленном законодательством порядке, утрата им статуса юридического лица или ликвидация хозяйствующего субъекта.

На сайте Минэкономики также размещен госреестр естественных монополий. Таковыми в соответствии с Законом 2034-XII являются организации, которые, с точки зрения антимонопольного органа, при отсутствии конкуренции способны удовлетворять спрос на товарном рынке эффективнее. В государственный реестр субъектов естественных монополий (республиканский уровень) включены 10 предприятий, оказывающих услуги по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам («Белтрансгаз», «Дружба» и др.), 6 — услуги по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению («Минскэнерго»), 2 — услуги связи (РУП «Белтелеком» и «Белпочта»), 11 — работающих в сфере услуг, предоставляемых транспортными терминалами, аэропортами, железной дорогой, обслуживания и эксплуатации воздушных трасс сообщения, управления воздушным движением [3].

В Госреестры субъектов естественных монополий местного уровня, осуществляющих деятельность на местных рынках областей и города Минска, включаются юридические лица - субъекты естественных монополий, осуществляющие деятельность в таких сферах, как: передача и распределение тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение.

Включение в Государственный реестр субъектов естественных монополий не зависит от их доли на товарном рынке.

Итого по состоянию на 1 января 2011 года количество организаций – монополистов республиканского и местного уровней в Республике Беларусь составляет 738 организаций [3].

Однако в августе 2011 года в Беларуси семь предприятий были исключены из Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Этот факт указывает на сокращение количества монополистов в стране и рост конкуренции среди субъектов хозяйствования. Департамент ценовой политики Минэкономики изучил товарные рынки республики. На основании этого департамент исключил из госреестра предприятия, которые утратили доминирующее положение на товарных рынках.

Таким образом, из госреестра исключены ОАО "Могилевский текстиль" по товарной позиции "ткани шелковые", РУПП "Гроднотекстиль" и ОАО "Сукно" (Минск) по товарной позиции "ткани тонкосуконные", ОАО "Минский подшипниковый завод" и ОАО "Гомельский подшипниковый завод" по товарной позиции "подшипники качения, включая велосипедные", ОАО "Могилевхимволокно" по товарной позиции "нити полиэфирные текстильные (товарные)", ОАО "ГТФ "Неман" по товарной позиции "папиросы".

В последнее время в Беларуси вопросам монополизма стали уделять несколько больше внимания. Но спецификой этого явления в нашей стране является доминирование государственной собственности в предприятиях-монополистах. Так, в первом списке насчитывается 49 республиканских и коммунальных унитарных предприятий, а среди 86 ОАО и 6 ЗАО у многих доля государства является мажоритарной, а то и 100-процентной. Поэтому только после того, как исчезнет монополия государства на собственность, можно говорить всерьез об антимонопольных мерах [3].

С ростом экономики число монополий всегда сокращается. Как отмечают в отделе антимонопольного регулирования Департамента ценовой политики Минэкономики, по сравнению с 2000 годом на начало 2011 года количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных республиканских товарных рынках Беларуси, уменьшилось с 312 до 156 хозяйствующих субъектов (или на 50 %). Можно сделать вывод, что демонополизация экономики Беларуси проходит пусть и медленными темпами, но всё же успешно [1].

Начало государственной политики в области антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона [8, с. 54-59].

Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10 декабря 1992 г. № 2034-XII определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей [16, с. 44].

Государственный контроль за исполнением антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом и иными уполномоченными органами в пределах своей компетенции. В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением.

Принятие мер для осуществления реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, в том числе в процессе приватизации, осуществляется с учетом одного или нескольких следующих условий:

  • возможности организационного и (или) территориального обособления предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

  • отсутствия тесной технологической взаимосвязи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

  • разграничения сфер деятельности предприятий, структурных подразделений или структурных единиц в рамках узкой предметной специализации;

  • невозможности в силу причин экономического или политического характера привлечения других контрагентов на соответствующие товарные рынки.

Антимонопольный орган вправе в целях развития конкуренции принять в установленном законодательством порядке решение о принудительной реорганизации хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке.

В случае, если доминирующее положение на товарном рынке возникло в результате организации выпуска товара, свойства которого превосходят уровень аналогичных товаров, решение антимонопольного органа о принудительной реорганизации может быть принято не ранее одного года с момента появления на товарном рынке данного товара, если иное не установлено законами или актами Президента Республики Беларусь.

В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках в Республике Беларусь антимонопольным органом и другими государственными органами в пределах их компетенции осуществляется государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках.

Создание, реорганизация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляются после получения согласия антимонопольного органа, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь [6].

Одно из главных направлений антимонопольной политики - обеспечение условий свободного доступа новых фирм на рынки. Однако опыт стран Восточной Европы, приступивших к антимонопольным преобразованиям, показывает, что существование на рынке нескольких производителей не гарантирует отсутствие монополизма, ведь могут осуществляться сговоры между предприятиями в целях устранения конкуренции; установление цен, наносящих урон потребителям и т.д.

Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль над мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, по развитию конкуренции и предпринимательства ранее выступал Государственный комитет, затем - Министерство по антимонопольной политике. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство предпринимательства и инвестиций [8, с. 54-59].

Эффективность антимонопольного регулирования в Беларуси снижает слабая законодательная дисциплина. Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятель­ности и развитии конкуренции» носит в основном запретительный характер, особен­но интересен его раздел 13 «О содействии развитию товарных рынков и конкурен­ции». В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции антимоно­польный орган может направлять соответствующим государственным органам, хо­зяйствующим субъектам и иным субъектам права предложения об (о):

  • изменении сфер применения свободных или регулируемых цен, в том числе об установлении предельных цен либо предельного норматива рентабельности товаров, производимых или реализуемых хозяй­ствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке;

  • создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;

  • привлечении иностранных инвестиций;

  • финансировании мероприятий по расширению выпуска дефинит­ных товаров в целях устранения доминирующего положения на то­варном рынке отдельных хозяйствующих субъектов и других мер экономического протекционизма;

  • лицензировании экспортно-импортных операций;

  • внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию;

  • принятии в пределах своей компетенции иных мер, содействующих развитию товарных рынков и конкуренции” [6].

Из всех перечисленных мер ни одна не направлена на развитие конкуренции в нормальном понимании - т.е. путем создания условий, при которых фирмы по­лучат стимул конкурировать. Такое законодательство не учитывает циклические тенденции рынка к концентрации и конкуренции в разные периоды развития продуктов и услуг на рынке. Наконец, не определены принципы взаимодействия с иностранными ТНК. Закон Республики Беларусь «О финансово-промышленных группах» от 4 июня 1999 г. № 265-3 не допускает участие юридического лица более чем в одной финансово-промышленной группе. Однако всем хорошо известно, что ТНК являются проводниками процессов интеграции и рыночных слияний, ор­ганизуют и входят в различные холдинги и стратегические группы. В отношении создания стратегических групп белорусский рынок для них не привлекателен. Та­ким образом, созданы ограничения для крупного частного и иностранного бизне­са, а для малого бизнеса также существует множество барьеров, на которых нет смысла останавливаться в данной работе [7].

При неизменном отношении к российскому бизнесу со стороны белорусско­го государства, национальная экономика будет поглощена российскими крупны­ми фирмами, которые пока не блещут корпоративной культурой и стратегиями, привлекательными для местных партнеров, однако они уже находятся на более высоком уровне развития, чем белорусские, крошечные по международным мер­кам, монополисты. Тем не менее, возможны различные варианты альянсов с рос­сийскими холдингами и группами, дружественные и враждебные поглощения. Для ТНК использование более лояльного (в данном случае российского) капитала в целях проникновения на закрытые рынки - проверенная технология. Так что на белорусском рынке присутствуют иностранные компании, но в лице польских, российских, украинских холдингов.

Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день нет эффективных спо­собов взаимодействия с иностранным крупным бизнесом, кроме как на правительственном уровне: все ФПГ создаются под государственным контролем постановлениями Совета Министров. Для нормального прохождения процессов концентрации необходимо законодательство, которое закрепляет новые формы хозяйственных отношений, которые возникли на территории республики, а не регулирует создание организаций, имеющих весьма ограниченный спектр действия ввиду нашего антимонопольного законодательства (как ФПГ). С одной стороны ФПГ не является юридическим лицом и управляется советом директоров, а с другой — участники ФПГ могут зарегистрировать дочернюю центральную управляю­щую компанию - представителя своих интересов. В целом отметим запутанность понятий ФПГ и холдинг в белорусском законодательстве.

Тем не менее, в Беларуси должен быть ускорен процесс становления интегрированных корпоративных структур, которые являются одним из основных элементов развития реального производства в переходный период. По мере развития в белорусской экономике интегрированных компаний следует принять специаль­ный закон о холдингах. Это тем более необходимо, поскольку организационно-управленческая структура данных институтов не отражена в законе о финансово-промышленных группах, а Гражданским кодексом и законом об акционерных обществах вообще игнорируется понятие «холдинг» или «холдинговая компания». В перспективе в области антимонопольного и промышленного законода­тельства из-за интеграции с российским капиталом, в белорусском государстве появятся сильные заимствования из российского законодательства, как более раз­витого и уже имеющего даже развитую практику прецедентов [2, с. 44-46].