Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ШПОРЫ на экзамен (1-45, 76-102).doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
662.02 Кб
Скачать

№ 13 Право Др. Китая. Источники права. Легизм, конфуцианство

Источники:

1) Циньское уложение о наказаниях (3 в. до н. э.);

2) Циньское руководство по расследованию уголовных преступлений;

3) Законодательные акты начала династии Хань.

Циньское уложение о наказаниях - эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей. В нем говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Период Чжаньго: тут господствовали два течения: конфуцианство и легизм. Доктрина легизма: из учения конфуцианства выросла идеология легизма. Согласно этой доктрине, традиция древности — не безусловный идеал: «Чтобы достичь хорошего управления своего века, существует не один путь; для того чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности». Правление должно быть требовательным к людям, должно направлять их к общей пользе и собственной выгоде, поэтому строгость наказания — один из безусловных приемов власти: «Люди по всей сути стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок; потому там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким просто неоткуда взяться». В управлении страной следует дорожить суждениями подданных. Самовластие правителя приводит только к быстрому ослаблению государства. Вместе с тем значение новых правителей в том, что они создали почитание должностей, которые единственно способны обеспечить управление государством и его стабильность. Строгость и неусыпный контроль — вот пути к благоденствию народа и государства, даже вопреки стремлениям самих людей: «В образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград», ибо, для того чтобы сделать закон всесильным, нет насущнее задачи, чем искоренение преступлений.

Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Уложении Му-ваиа (период Чжоу) выделены 5 наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — также за 1000 различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног)— за 500 провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; «данисин» (отрубание головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.

Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

№ 14 Государственное устройство Афин. Высшие органы государственной власти

Государственный аппарат афинской демократии состоял из народного собрания, гелиэи, Сове­та пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия) - главный орган. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), с 20 лет, независимо от их имущественного положения и рода занятий. Полномочия Нар. Собр. - принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полно­мочий, решало дела по продовольственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей, охраняло законы (специальная коллегия - номофилаков). Председателем Народного собрания являлся председатель пританов.

В конце 5 в. до н. э. была введена плата за посещение На­родного собрания. Благодаря этому стало реальным уча­стие в собрании широких народных масс.

Совет пятисот (булла) был его рабочим органом Нар. Собрания. Совет из­бирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан с 30 лет, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения. Пританы со­зывали Народное собрание, причем один из них председательство­вал. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выноси­лись на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматри­ваемому вопросу. Совет следил за исполнением постановлений На­родного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них, он имел право привлекать к суду должностных лиц, виновных в неправильном расходовании го­сударственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалова­ны в гелиэю. Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского государства. По истечении срока полномочий (1 год) члены Совета давали отчет народу.

Ареопаг – орган власти, в него входили на пожизненный срок пред­ставители афинской аристократии. В V в. до и. э. ареопаг выступал как судебная инстанция.

Коллегия стратегов. Стратеги были военачальниками, дипломатами, финансистами, поэтому их выбирали на Нар. собраниях из выдающихся людей путем от­крытого голосования. Стратегом можно было быть много лет подряд. Очень часто стратег был и лидером той или иной партии. Решали вопросы войны и мира.

Коллегия архонтов решала религиозные, се­мейные дела, дела нравственности. 9 архонтов избирались с помощью жребия. проходили тщательную проверку.

Гелиэя - высший су­дебный орган, действовал под руководством коллегии архонтов. Функции гелиэи: су­дебное разбирательство, участие в охране Конституции и зако­нодательстве. Разбор важных частных дел афинских граждан, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Афинская демократия в 5-4 вв. до н. э. представляла собой хорошо разработанную политическую систему. Замещение государ­ственных должностей строилось на принципах выборности, сроч­ности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Афинское гос-во представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер, т.к. она обеспечивала пол­ноправие только свободного населения и она распро­странялась только на тех, у кого родители были афиняне, преду­преждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков.

15 Социальная структура Афин. Общая характеристика

Афинская демократия основывалась на выраженном неравенстве населения. Полисный строй предполагал существенные различия в пра­вах между отдельными классами жителей.

Афинские граждане обладали полной правоспособностью. По закону, гражданином считался афинянин, рожденный от состоявших в законном браке родителей, каждый из которых, был афинским гражданином. По наступ­лении совершеннолетия (18 лет) юношу записывали во фрат­рию и в филу. С 18- 20 лет юноши обя­заны были пройти военную службу, и после этого получали право присутствовать в нар. собрании. Органы самоуправления (демоты) ве­ли гражданские списки; общий контроль осуществлял булэ. Женщины не имели самостоятельного гражданского статуса и рассматривались юридически только в со­ставе родовой семьи. Права гражданства проявлялись в политиче­ской сфере, т.е. участием в деятельности органов власти, управ­ления и суда. Гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи из общественных фон­дов, гарантированное право «доступа на рынок». Однако значи­тельными были и гражданские обязанности: помимо воинской службы афиняне платили налоги, выполняли натуральные рабо­ты, из которых одной из самых обременительных была навкрария — постройка кораблей за свой счет или своими силами. Низшая имущественная категория (фэты). Даже после де­мократических реформ сохранялись привилегии родовой аристо­кратии в семейно-религиозных делах и в положении в су­де. Многократное исполнение общественных повинностей (что бы­ло типично для богатых людей) также давало неоспоримые преимущества перед судом.

Вхождение афинянина в число граждан обставлялось особой правовой процедурой (епитимией). За совершенные против поли­са преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться пожизненной атимии — лишению прав граж­данства с изгнанием или без такового. Атимия ­следовала за: проявление в бою трусости, лжесви­детельство, растрату общественных средств, за попытку подкупа магистратов. лишение права доступа на рынок, в святилище, разумеется, участия в органах власти. Второй категорией свободного, но неполноправного населения были метойки (метэки), это натурализовавшиеся выходцы из других полисов Эллады. Платили налоги, прав самоуправления и участия в государствен­ной деятельности они не имели, не могли вступать в полноценный брак даже с афинянами, их не записы­вали в филы и фратрии, они не принимали участия в полисных праздниках, религиозных церемониях и спортивных состязаниях (олимпиадах). Очень редко они призывались свидетелями в суд. Сами метойки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу (архонту-полемарху). Преступления в отношении метойков расценивались как менее важные. Иностранцы, т.е. жившие в полисе постоянно, но к демам не приписанные. Они име­ли все права в коммерческом обороте, пользовались защитой вла­стей и права, не несли никаких гражданских обязанностей (кро­ме уплаты торговых сборов и налогов) и не имели поли­тических прав.

Значительная часть населения была на положении рабов. Ра­бами становились: по рождению, по приговору суда в отно­шении неблагодарного метойка или вольноотпущенника, захва­ченные в плен. Рабы могли принадлежать как полису, так и част­ным лицам. Рабов использовали в до­машнем хозяйстве или как специалистов. Раб в Афинах был достаточно дорог (рыночная цена доходила до размеров годовой платы ремесленника). Хозяин не имел права распоряжаться жизнью раба, перепродажа в чужие руки также не была совершенно свобод­ной. Раба можно было наказывать, однако ни в коем случае не зло­употребляя этим; в ограниченной степени раб сохранял право даже на защиту личной чести.