
- •С вятые жены у гроба господня – Аннибале Карраччи. Эрмитаж.
- •В ознесение Марии – Анибале Карраччи.
- •П алаццо Фарнезе. Рим
- •Караваджо (29 сент 1571 — 18 июля 1610)
- •К орзина с фруктами. Милан.
- •Л ютнист. 1596 г (есть другой Лютнист 1597г, пострашнее). Эрмитаж
- •Голова Медузы. 1597 г.
- •Юдифь, убивающая Олоферна. 1598-1599г.
- •Предсказатель судьбы, 1598-1599.
- •Святой Матфей и ангел. 1602 г.
- •П ризвание апостола Матфея. 1600 г.
- •Р аспятие святого Петра. 1601 г.
- •О бращение Савла.
Л ютнист. 1596 г (есть другой Лютнист 1597г, пострашнее). Эрмитаж
Одна из лучших вещей Караваджо.
Эти работы принесли ему известность и он получил покровительство, как и болонские академисты.
Здесь уже целиком сложилась некая его оригинальная живописная система, которая включает нейтральный темный фон, яркий направленный поток света, ясные границы которого отделяют от затененного фона и некоего неопределенного общего пространства один фрагмент реальности, и этот фрагмент реальности выхваченный и выделенный светом максимально приближен к зрителю и здесь все передано с виртуозным правдоподобием и предельным иллюзионизмом.
Этой системе потом будут подражать.
Сам он очень ценил эту работу и считал ее лучшим произведением своей живописи даже на фоне более поздних произведений. Плюс здесь возникает тема музыки, которая дает драгоценную для него возможность поэтизации натуры без привлечения сюжета, мифологического антуража и т. д.
В это время одним из его покровителей становится влиятельный кардинал Дель Монте. Для него он написал весьма резкую и брутальную картину, «Голова Медузы».
Голова Медузы. 1597 г.
Э
то
некое своеобразное соревнование с
Леонардо Да Винчи, о котором есть история,
что ему некий человек (которому
покровительствовал его отец), заказал
написать для турнира щит с изображением
какого-нибудь страшного чудовища и
Леонардо вдруг увлекся этим заказом и
решил написать на нем дракона, выползающего
из расщелины скалы. Он пустился собирать
всяких ящериц и насекомых, держал их у
себя в мастерской, но в результате,
соединяя черты этих непривлекательных
существ, он написал настолько жуткое
чудовище и с таким предельным натурализмом,
что когда заказчик вошел и увидел, он с
ужасом убежал.
Это своеобразная обманка, сочетающая повышенную драматическую экспрессию с игрой иллюзионистических эффектов. Искаженное предсмертной гримасой лицо, вытаращенные глаза, раскрытый рот, хлещущая кровь, еще живые извивающиеся шипящие змеи. Это и сейчас впечатляет, а в 16-17вв дамы вообще падали в обморок.
Когда он начал писать картины на религиозные сюжеты, он тоже стал эпатировать народ.
Юдифь, убивающая Олоферна. 1598-1599г.
Здесь изображен сам процесс. Юдифь, откинувшись назад с гримасой на лице, пилит голову Олоферну. Окровавленное тело корчится в простынях, жуткая гримаса, потоки крови. За Юдифью стоит старуха-служанка с приготовленным мешком. Здесь контраст между прекрасной юной Юдифью, благородной героиней, и старухи с вытаращенными глазами на морщинистом лице.
У раннего Караваджо в 90х годах появляются и традиционные жанровые сцены.
Предсказатель судьбы, 1598-1599.
З
десь
изображен традиционный характерный
мир римской улицы. Цыганка предсказывает
юноше в театрально-реальном костюме
пажа его судьбу по линиям руки.
Потом этот бытовой жанр получил фантастическую популярность в Европе. По всей Европе появились караваджисты (итальянские, испанские, голландские). Однако бытовому жанру Караваджо и итальянскому бытовому жанру вообще не достает тепла, интимности и одухотворенности, которыми проникнут бытовой жанр голландцев (Мэтсю, Тербах, Вермеер.) Как правило, это полуфигурные композиции с небольшим количеством фигур, которые изображают какой-то эпизод: игру в карты, гадание, музыкантов и т. д.
В ранний свой период, 90е годы, Караваджо не написал ни одной алтарной картины, потому что его новаторская живопись казалась заказчикам неподходящей для традиционной типологии. Но когда в конце 1599 г. Караваджо получил первый заказ на большие религиозные композиции для одной из крупнейших римских церквей, он исполнил их без малейшего компромисса, без попытки смягчить или упростить резкость своей манеры.
Ему было поручено написать картины для капеллы Контарелли в церкви св. Людовика Французского. По-итальянски, эта церковь называется Сан Луизе Дела Франчези. Заказчиком был кардинал Маттео Контарелли. Его покровителем считался св. апостол Матфей, соответственно над алтарем должно было быть изображение святого апостола Матфея. По сторонам изображены две сцены из Бытия: слева - «Призвание св апостола Матфея», справа - «Мученическая смерть св. апостола Матфея».