- •С вятые жены у гроба господня – Аннибале Карраччи. Эрмитаж.
- •В ознесение Марии – Анибале Карраччи.
- •П алаццо Фарнезе. Рим
- •Караваджо (29 сент 1571 — 18 июля 1610)
- •К орзина с фруктами. Милан.
- •Л ютнист. 1596 г (есть другой Лютнист 1597г, пострашнее). Эрмитаж
- •Голова Медузы. 1597 г.
- •Юдифь, убивающая Олоферна. 1598-1599г.
- •Предсказатель судьбы, 1598-1599.
- •Святой Матфей и ангел. 1602 г.
- •П ризвание апостола Матфея. 1600 г.
- •Р аспятие святого Петра. 1601 г.
- •О бращение Савла.
Караваджо (29 сент 1571 — 18 июля 1610)
Работал в то же время, что и Карраччи. Один из немногих художников, творчество которых знаменует какие-то радикальные рубежи в истории искусства.
Караваджо родился и сформировался как художник в северной Италии, в Ломбардии, где была своя местная художественная традиция, в какой-то мере связанная с венецианской живописью, в какой-то мере самостоятельная. Например, там вслед за венецианцами особое внимание уделяли цвету, свету, но в то же время они тяготели к более гладкой манере, осязательно-пластической трактовке деталей.
Но уже в начале 90х годов он переехал в Рим. И если Карраччи были приглашены в Рим когда они уже прославились, то Караваджо приехал в Рим на свой страх и риск. Некоторое время он работал в мастерской одного довольно знаменитого тогда художника, Чезари д'Арпино. Там ему выпадало писать изображения цветов и фруктов. Ранние работы Караваджо совершенно не укладываются в традиционную систему жанров. Среди них преобладают жанровые сцены изображения натуры в простом бытовом мотиве и встречается и натюрморт. Т.е. в отличие от болонских академистов он работает в низких жанрах.
В истории западно-европейской живописи резко изменили ситуацию Джотто, Мазаччо, Караваджо и Сезан. Караваджо вошел в историю как новатор, может даже как основоположник реалистического направления в живописи. Явно просматриваются два пути: путь красоты (идеализация, возвышенность) и путь правды (верность натуре, подражание природе). Карраччи пошли по первому пути, Караваджо — по второму. В каком-то смысле, он их исторический антипод.
Основная художественная идея Караваджо — это утверждение непосредственной ценности в самой жизни и видимой реальности. Жизнь эта не обладает всесторонним совершенством, в ней есть и красота и уродство, и добро и зло.
Его путь в то время был труднее, но он тоже был популярен.
К орзина с фруктами. Милан.
Ранний период Караваджо. 90-е годы 16в. Эту картину можно смело называть первым натюрмортом европейской живописи.
Здесь бросается в глаза необычайная острота видения, виртуознейшее воспроизведение любой фактуры, но при этом, как и в натюрмортах 17в есть определенный философский подтекст. Здесь есть и свежие и сухие листья, яблоки подточены червями. Такое сознательное противопоставление здоровых и больных плодов и листьев намекает на одновременное присутствие в природе начал жизни и смерти и превращается в своеобразное раздумье о сущности бытия, кратковременности земной красоты.
А потом к этой корзине, грубо говоря, был пририсован юноша.
Это не натюрморт, т. к. есть человек. Это и портрет, хотя довольно конкретный натурщик. Это и не бытовой жанр, т. к. здесь ничего не происходит. Это мы называем изображением натуры в простом бытовом мотиве.
Здесь мы видим демонстративный отказ от традиционной сюжетности и замену сюжета неким свободно выбранным живописным мотивом.
Он сам говорил: «Мне нужно столько же сил, чтобы написать хороший натюрморт, сколько нужно для того, чтобы написать хорошую религиозную картину». «Не надо особого вдохновения, чтобы написать религиозный сюжет...»
Вакх
Здесь Караваджо изображает не классическое идеализированное божество, а какого-то натурщика юношу. Толстенького круглолицего румяного ряженного вакхом, который откровенно позирует с бокалом красного вина в руке и с пышным венком из осенней лозы на своих пышных кудрях.
В этом персонаже и предметах столько молодых сил, ярких красок и щедрости материальной жизни, что это под виртуозной кистью, приобретает самостоятельную эстетическую ценность.
Современники особо ценили способность Караваджо виртуозно передавать фактуру предметов, например прозрачность бокала, налитые соком ягоды винограда и т. д. Здесь находят и некий подтекст: олицетворение слабого грешного человека. На эту мысль наводят исследователи некоторых деталей.
