
- •Введение в философию1
- •1. Предмет и основные проблемы философии
- •2. Место философии в духовной культуре общества.
- •3. Функции философии
- •4. Происхождение и движущие силы развития философии
- •5. Структура философского знания
- •6. Основные типы философского мировоззрения. Личностное начало в философии.
4. Происхождение и движущие силы развития философии
Философия, как попытка обрести рациональное и цельное мировоззрение, зарождается приблизительно в одно и то же время (VII–VI века до н. э.) в трех различных регионах Земли – в Китае, Индии и Греции. Она приходит на смену мифу, как первичной синкретической форме мировоззрения, в принципиально новых исторических условиях, когда:
– происходит революция в производительных силах общества, связанная с открытием железоплавильных технологий и, соответственно, резким повышением эффективности всех видов деятельности от сельского хозяйства и охоты до ведения военных операций;
– в обществе появляется элитарный слой людей, свободных от материального производства и посвящающих себя исключительно управленческой и духовной деятельности. Это политики, государственные советники, судьи, ученые, медики, философы, военная и торговая элита, которые добиваются в обществе высокого социального статуса не за счет наследственных привилегий (как это было свойственно родовой аристократии и жреческой корпорации), а за счет своих личных дарований и жизненной энергии;
– резко расширяются торговые связи между различными странами и регионами Земли и, соответственно, духовные контакты между народами. Мир замкнутых племенных мифологических комплексов и лишенных рационального обоснования магических культов перестает удовлетворять мировоззренческие запросы пытливого человека, открывшего для себя другие народы и совершенно другие системы верований, зачастую гораздо более продуманные;
– идет развитие государственных образований, в том числе и с демократическим политическим устройством5, что предъявляет новые требования как к личным качествам человека (необходимость ясно излагать и публично аргументировать свою позицию), так и к характеру законотворческой деятельности, ибо развитие письменного права требует непротиворечивости, последовательности и систематичности в мышлении;
– бурно эволюционирует научное знание (астрономия, агротехника, математика, медицина, география), приходя в непримиримое противоречие с мифологическим комплексом идей, в котором недостаток позитивных сведений с лихвой компенсируется фантазиями и суевериями, а приверженность “вере отцов” активно препятствует инновациям.
В этих условиях и возникает философия как особая сфера духовной культуры общества, призванная дать целостное (в отличие от частных научных знаний) и рационально обоснованное (в отличие от мифа) мировоззрение. Не слепая вера в богов и священные тексты, а разумная философская вера, обретаемая через напряженные размышления о вечных проблемах человеческого существования – вот цель и смысл бытия философии, которым она остается верна с тех далеких времен вплоть по сию пору.
Следует, правда, иметь в виду, что возникновение философии на Западе (в Греции) и на Востоке (Китай и Индия) имели известную специфику. Разрыв с мифологической мировоззренческой традицией никогда не был на Востоке столь радикальным как в Европе. Скорее даже можно говорить о естественной кристаллизации религиозно-философских систем (конфуцианства и даосизма в Китае; веданты в Индии) внутри традиционных систем восточных верований, где идет постоянное возвращение (правда, рациональное и систематическое, облаченное в категориальный язык философии) к классическим мифологическим, “осевым” как иногда говорят, текстам и темам. Так, в Китае на протяжении тысячелетий незыблемым оставался авторитет древнего пятикнижия во главе со знаменитой И-цзин (китайской классической Книгой Перемен). В Индии подобными осевыми текстами до сих пор являются Веды и бессмертная “Бхагавадгита” – часть крупнейшего индийского эпоса “Махабхараты”.
В силу такого глубочайшего традиционализма, особого внимания к интуиции и созерцанию в философском творчестве, а также почитания Учителя – конфликт между философией и религией на Востоке был практически невозможен. Смертный приговор Сократу за оскорбление греческих богов – это нечто совершенно не мыслимое для восточной культурной традиции. С другой стороны, европейской философской мысли, начиная с Древней Греции, свойственна гораздо большая связь с наукой и опора на ее позитивные результаты. Если на Востоке великие философы – это чаще всего еще и крупнейшие религиозные деятели-реформаторы (Лао цзы и Конфуций в Китае; Нагарджуна и Шанкарачарья, Вивекананда и Шри Ауробиндо – в Индии), то на Западе, напротив, они по преимуществу выдающиеся ученые, имена которых мы упоминали выше.
Вместе с тем, характер первых философских систем на Востоке и на Западе весьма схож6, равно как и логика их последующего развития.
Во-первых, существует единая направленность развития философии: от первоначально недифференцированного состояния – ко все большей специализации и дифференциации философского знания; от философии как творчества отдельных мудрецов – к формированию профессионального философского сообщества; от спорадического и случайного занятия философией “для души” – к ее преподаванию в школах и университетах в качестве обязательной учебной дисциплины.
Во-вторых, философия исторически развивается и дифференцируется под непосредственным влиянием развивающейся культурной среды. Она всегда является “дочерью” своей эпохи, отражая ее базовые ценности, идейные веяния и пристрастия. Более того, она способна выражать дух своего времени в наиболее конденсированной, четкой и ясной форме. По текстам великих философов мы реконструируем образ мышления и “картины мира” древних греков и средневековых людей, деятелей европейского Просвещения и индийского духовного Ренессанса последней четверти Х1Х – начала ХХ века. Недаром великий представитель немецкого классического идеализма Гегель определял философию как духовное самосознание своей эпохи. И это еще одно ее абсолютно верное определение.
В-третьих, существует органическая связь между характером философствования (преимущественным вниманием к тем или иным проблемам, разработка тех или иных разделов философии, определенная специфика философского языка и стиля) и его национальной принадлежностью. В национальной философской традиции своеобразное решение получают вечные философские проблемы, подвергаются систематическому осмыслению и кристаллизуются базовые ценности данной культуры. Чем более развита духовная культура какого-либо народа – тем более развитой является и его философия, в силу чего последняя вполне может быть определена как важнейшая теоретическая форма национального самосознания, позволяющая избегать как крайностей национализма, так и космополитизма. Букет мировой философии складывается из неповторимых национальных философий, находящихся в диалогических отношениях.
В-четвертых, несмотря на все возрастающее историческое, национальное, профессиональное и личностное разнообразие7 мировой философии, на появление все новых и новых мировоззренческих и методологических философских проблем, о которых подчас и задумываться не могли философы прежних эпох8, – в ней всегда сохраняется неизменный проблемный стержень, придающий ей и историческое (диахроническое), и культурно-пространственное (синхроническое) единство и преемственность. Такой единый стержень как раз и образуют “вечные” проблемы человеческого бытия, устойчивые относительно всех исторических перемен и лишь получающие своеобразную постановку и решение в зависимости от нового социокультурного и личностного контекста. Отсюда становится понятной огромная роль, которую играет история философии для современных философских исканий.
В трудах гениев философской мысли даны столь глубокие образцы постановки и решения основополагающих философских проблем, что без обращения к их трудам невозможно их новое видение и прочтение. История философии хранит единство философского знания и обеспечивает общий высокий уровень философской культуры. Более того, мы не можем быть уверены, что сегодня понимаем мир в его предельных основах и целях лучше и адекватнее, нежели Платон и Гераклит, Сенека и Пико де ла Мирандола, Спиноза и Кант, В. С. Соловьев и С. Н. Булгаков. Мысль гениев живет поверх исторической суеты, политических и национальных симпатий. Их устами сказывается вечность и беспредельность. Они - наши “вечные спутники” и собеседники, поводыри по тропам философской мудрости. Благодаря наследию великих, философия дает нам возможность испить воды живой и вечной.
Однако помимо столь важной роли, которую играет история философия, какие еще теоретические разделы включает она в себя? Какова ее современная актуальная проблематика?