Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Оценка риска возникновения аварий на АЭС. Оценка 5.doc
Скачиваний:
80
Добавлен:
25.05.2014
Размер:
407.55 Кб
Скачать

6. 2. Износ оборудования, коррозия

Зачастую в большинстве случаев, при вычислении возможного риска на АЭС полагают, что оборудование и материалы атомных станций практически вечны.

Но ведь любое оборудование и любые материалы подвержены износу и коррозии. Ухудшается качество клапанов, труб, электродвигателей, кабелей, бетона и т.д. Все эти явления вызваны процессом старения.

Ярким примером эффектов старения является авария, произошедшая в 1986 году (АЭС в США). Четверо рабочих погибли на АЭС в штате Вирджиния в результате прорыва проржавевшей трубы.[5]

6. 3. Человеческий фактор.

Под определением человеческого фактора понимают риск возникновения аварий, а также самих аварий, вследствие недобросовестного отношения к технике безопасности человека. К человеческим факторам относят не только ошибки операторов машин, но и первоначально ошибки при проектировании АЭС конструкторов и руководящий персонал.

Авария подобного типа, какая произошла на Чернобыльской АЭС, так же

маловероятна, как и гипотетические аварии. Причиной случившейся трагедии

явилось непредсказуемое сочетание нарушений регламента и режима

эксплуатации энергоблока, допущенных обслуживавшим его персоналом. В

результате этих нарушений возникла ситуация, в которой проявились некоторые существовавшие до аварии и устранённые в настоящее время недостатки РБМК.

Конструкторы и руководители атомной энергетики, осуществлявшие

проектирование и эксплуатацию РБМК-1000, не допускали, а, следовательно, и

не учитывали возможность такого количества различных отступлений от

установленных и обязательных для исполнения правил, особенно со стороны тех лиц, которым непосредственно поручалось следить за безопасностью ядерного реактора.

1. Получение персоналом от вышестоящих лиц распоряжений, нарушающих законы и принципы действия блока АЭС

Чернобыльская была единственной АЭС, на которой ни директор, ни главный инженер не являлись специалистами-атомщиками. Рассказывают, что первый хорошо разбирался в паровых турбогенераторах, главный инженер попал на АЭС с должности начальника электроцеха. Как и директор, профессионального атомного образования и опыта работы он не имел, зато до поступления на ЧАЭС приобрел большой опыт работы по подключению коровников и свинарников к районным электросетям.

Однако в те времена было очень престижно работать на АЭС, а ещё престижнее руководить ими. Зарплата по тем временам на АЭС была заметно выше, чем на ГЭС или ТЭС. И материальные блага в атомной энергетике сыпались на сотрудников более густо, чем в других отраслях. Министерство энергетики стало заполнять штаты быстро строящихся АЭС не профессионально подготовленными кадрами, а «своими» людьми — специалистами по турбинам, пару, водоподготовке, электричеству, механике и т.п.(схема № 2)[14]

2. Недостаточное знание или понимание персоналом принципов и законов действия блока АЭС.

Знание и понимание персоналом принципов и законов действия блока АЭС определяется как существующей на данной АЭС системой отбора специалистов на конкретные должности, так и системой их теоретического обучения и передачи им существующего уже опыта оперативной эксплуатации блока. С течением времени как требования к принимаемым на АЭС специалистам, так и система их подготовки на АЭС существенно изменялись. Если на первом блоке НВ АЭС для подготовки оператора реакторного отделения на БЩУ требовалось только наличие общего высшего образования (специалист мог иметь диплом инженера по сельскохозяйственной технике или железнодорожника), а система подготовки специалиста на АЭС базировалась на

самоподготовке и наставничестве, то уже на пятом блоке НВАЭС для подготовки специалистов того же профиля требовалось наличие специального высшего образования, подготовка и самостоятельная работа на промежуточных должностях (с обучением в УТЦ с использованием полномасштабных тренажеров). Разумеется, элементы самогоподготовки и наставничества в системе подготовки специалиста сохранены в необходимых пропорциях.

3. Не оптимальное физическое или психическое состояние персонала, препятствующее своевременному и качественному принятию решений и выполнению действий, соответствующих законам и принципам действия блока АЭС.

Вполне понятно, что причин не адекватного физического или психического состояния каждого оператора во время работы может быть великое множество. Но при этом все управляющее сообщество АЭС должно понимать и действовать в полном соответствии с вышеприведенным аксиоматическим утверждением: величина нарушений и аварийных ситуаций в технологических режимах работы блока АЭС зависит от степени нарушений оперативным персоналом принципов и законов действия блока АЭС, но никоим образом не зависит от причин неправильных действий оперативного персонала. Т.е. бытовые неурядицы, случайная ссора в общественном транспорте или очередной "разнос" ретивого, но не очень умного начальника могут иметь совершенно одинаковые отрицательные последствия в работе оператора. И склонность операторов к засыпанию под монотонное гудение приборов на БЩУ в ночное время носит сугубо физиологический характер, а отнюдь не следствие низкого морального уровня операторов, как любит утверждать административно-техническое руководство АЭС, оправдывая тем самым свое бездействие в борьбе с этой естественной склонностью любого человека.[9]