Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учение о ландшафте_Мильков.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.76 Mб
Скачать

О пределах дробимоcсти ландшафта

Значительное число исследователей не ограничиваются выделением сравнительно крупных территориальных градаций, каким является район, и находят возможным различать еще более мелкие ландшафтные единицы. Так, например, С. С. Неуструев (1918, с. 88) за отдельный ландшафт считает «каждый бугорок выбросов сурков и сусликов около нор», а В. П. Семенов-Тян-Шанский (1928, с. 56) в группе грибов в лесу видит микроландшафт на равнине. А. Н. Пономарев (1937, е. 58) под конкретным элементарным ландшафтом понимает степную западину с березовым колком. В. В. Станчинский элементарные ландшафты называет хороценозами, примером которых служат озера, ольшаники, верховые болота и др. Хороценозы В. В. Станчинского (1939, с. 16) распадаются на топоценозы, соответствующие типам леса или ассоциациям. Одно время В. Н. Сукачев (1942, с. 7—8) предлагал понятие элементарного ландшафта заменить понятием геоценоза или биогеоценоза, однако очень скоро пришел к выводу, что понятие ландшафта шире понятия биогеоценоза [Сукачев В. Н., 1946, с. 449].

По целому ряду соображений признание элементарных ландшафтов или природных комплексов Станчинского за низшую таксономическую ландшафтную единицу следует считать ошибкой. Природные комплексы являются биогеоценологическими понятиями, и как таковые они не могут рассматриваться в качестве единиц районирования. В противоположность им, каждая ландшафтная единица является единицей районирования. Это отличие ландшафта от биогеоценоза (элементарного ландшафта) было подчеркнуто В. Н. Сукачевым (Ш42).

Четкое разграничение низшей таксономической ландшафтной единицы – района – от природных комплексов (элементарных ландшафтов, биогеоценозов), как качественно отличных понятий, становится острой необходимостью. Это прекратит ненужную дискуссию и упреки некоторых биологов в «монополизации» географами вопросов, связанных с изучением природных комплексов [Станчинский В. В., 1939, с. 13]. В рассматриваемом вопросе правильную позицию занимает С. В. Калесник. В 1940 г. он писал: «Всякий ландшафт есть комплекс, но не всякий комплекс (озеро, болото, западинка в степи) есть географический ландшафт. Ландшафт – это система комплексов, т. е. крупная единица земной поверхности...» [Калесник С. В., 1940, с. 14]. Однако сравнение той или иной ландшафтной единицы с комплексом требует известных оговорок, так как можно согласиться с Л. Раменским (1638, с. 163), что ландшафт состоит из разнородных образований. Рассмотрим с этой целью один из ландшафтных районов, указанных выше для севера Окско-Донской низменности.

Ландшафтный район Окско-Донской 'водораздельной равнины с пятнами западинных лесов на черноземе слагается из следующих территориальных образований: 1) заболоченные степные западины с кочками осО'Ки; наиболее глубокие из них, обводненные в течение всего лета, зарастают стрелолистом и камышом; 2) «водораздельные депрессии рельефа блюдцеобразной формы, занятые густыми насаждениями осины; 3) распаханные межзападинные пространства плоских междурядий с мощными черноземами на лёссовидных суглинках; 4) слабо оформленные водораздельные понижения, переходящие в мелкие ложбины истоков рек бассейнов Воронежа и Оки; на лёссовидных суглинках повсюду залегает сухой слой низинного торфа; 5) неглубокие балки с плоским, заторфованным днищем.

Несомненно, каждый ландшафтный район слагается из подобных разнородных территориальных образований, отличающихся друг от друга прежде всего положением в рельефе. Некоторые из них действительно представляют-природные комплексы (западина, осиновый куст, озеро и т. д.), однако большая часть их ничего общего с комплексами не имеет (балка, межзападинные пространства). Подобные территориальные образования, нам кажется, удобнее всего называть ландшафтными частями *.

Ландшафтные части не являются единицей районирования. Одни и те же ландшафтные части, несколько изменяя' свой характер, повторяются много раз в различных ландшафтных районах. Уловить эти изменения – задача географа. Задача ландшафтоведа, вместе с тем, заключается не в изучении той или иной ландшафтной части на протяжении всего ее ареала, а в установлении их пространственных группировок и комбинаций, т. е. в изучении ландшафтных районов и других таксономических ландшафтных единиц.

1. Понятие ландшафта является понятием общим, аналогичным понятию климата. Оно в равной степени применимо к различным территориальным градациям,

* В более поздних работах, начиная с 1953 г., эти ландшафтные части получили в работах автора наименование типов местности и типов урочиш.

в том числе .и к земной поверхности (физико-географической оболочке) в целом.

  1. В системе ландшафтных единиц применительно« лесостепной зоне СССР мы различаем: сектор, провинцию, район.

  2. Низшей ландшафтной единицей районирования является район. Район слагается из множества ландшафтных частей – территориальных образований, качественно отличных от других территориальных градаций.