Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мировая экономика.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
05.01.2020
Размер:
92.87 Кб
Скачать

Тема 4. Человеческие ресурсы мирового хозяйства

Сведения о численности населения получают на основе регуляр­но проводимых (обычно один раз в 10 или 5 лет) всеобщих перепи­сей населения, а в промежутках между ними — путем расчетов, опи­рающихся на данные переписей как на базу.

Численность населения постоянно изменяется. Поэтому в срав­нительном анализе необходимо принимать во внимание точный мо­мент времени, к которому приурочена численность населения (обыч­но это либо дата переписи, либо начало, середина или конец года) и административные границы территории, на которой население живет. Однако во многих странах переписей уже давно не было. В частности, к началу 90-х годов насчитывалось 40 стран (из 209 стран), в которых переписи населения, не проводились более 10 лет. Поэтому общая чис­ленность населения Земли должна рассматриваться не как точная ве­личина, а лишь как приближенная к точной величине оценка.

Так, в середине 1950 г. численность населения Земли, по оцен­кам ООН, составляла 2516 млн, в середине 1987 г. — 4994 млн чело­век. За 36 лет она увеличилась на 2478 млн человек, 11 июля 1987 г. ООН отметила дату рождения пятимиллиардного жителя Земли. А уже в 1995 г. население Земли составляло 5716 млн человек.

Относительно быстрее растет население развивающихся стран. В целом за период с 1975 до 1995 г. оно увеличилось в 1,4 раза, в то время как население экономически развитых стран — всего на 89%. По основным регионам Земли темпы роста населения в эти годы рас­пределились таким образом: население Африки увеличилось в 1,8 раза. Латинской Америки — в 1,5, Южной и Юго-Восточной Азии — в 1,5, Австралии и Океании — в 1,3 раза, Северной Америки — на 81,6%, Западной Европы — на 93%. В 1995 г. почти 60% мирового населения проживало в Азии, около 12% — в Африке, 8 — в Латинской Америке, 3,2 — в Западной Европе, 2,6 — в России, 5 — в Северной Америке, 0,9% — в Австралии и Океании.

По прогнозам ООН, численность населения Земли составит в 2000 г. — 6030 млн, 2005 г. — 6550, в 2010 г. — 6985, в 2015 г. — 7469 млн человек.

Занятость с точки зрения экономических позиций общества — это деятельность трудоспособного населения по созданию обществен­ного продукта или национального дохода, а предоставление всем же­лающим и способным трудиться в общественном производстве ведет в идеале к полной занятости.

Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех ви­дов полезной занятости, таких как учеба в общеобразовательных и спе­циальных учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, уча­стие в работе общественных организаций (не по найму) и т. д.

Учет всех видов экономической и социально-полезной деятель­ности нашел свое отражение в понятии глобальной занятости. За ее пределами остаются те, кто по субъективным или объективным при­чинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не про­тиворечащую закону.

Решающее значение с точки зрения развития самого общества имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень и качество жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан. За­нятость в общественном производстве можно рассматривать как про­дуктивную занятость, а соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости дает возможность определить ра­циональную занятость.

Какое значение имеют эти понятия для политики занятости на рынке труда?

Во-первых, они более точно определяют трудовой потенциал общества, участвующего в создании национального дохода, в усло­виях, когда участие и неучастие в общественном труде определяются не только экономическими факторами, но и потребностями самого человека, его приоритетами в сфере занятости и возможностями их реализации.

Во-вторых, они позволяют более точно прогнозировать объем трудового потенциала и его использование как в масштабах всей стра­ны, так и по регионам с учетом их экономического и демографиче­ского развития.

В-третьих, появляется возможность более дифференцированно разрабатывать социальную политику, выбирать приоритеты, разра­батывать социальные программы, определять источники их финан­сирования и условия реализации.

Экономика различных стран становится все более зависимой от мировых тенденций развития цивилизации. Сегодня ни одна страна не может добиться успеха, будучи в изоляции. Бурно происходящая интернационализация производства и капитала сопровождается ин­тернационализацией рынка труда. Международная миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства.

По оценкам экспертов, в начале 90-х годов количество времен­ных иммигрантов, проживающих за пределами своих стран, состави­ло более 25 млн человек.

Использование иностранной рабочей силы уже давно стало не­пременным условием нормального процесса воспроизводства. В стра­нах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Иссле­дования, проведенные в Дюссельдорфе, показали, что результатом возможного отъезда иностранных рабочих может быть уменьшение объема строительных работ, закрытие многих детских садов, яслей, школ, прекращение транспортной уборки мусора. Еще более нагляд­ны следующие цифры: в Бельгии иммигранты составляют 50% заня­тых горняков; в Швейцарии — 40% всех строительных рабочих и т. д. В то же время для большинства развивающихся стран, осуществляю­щих экспорт рабочей силы, отказ от него означал бы потерю важней­шего валютного источника. Так, если в Египте эксплуатация Суэц­кого канала в конце 80-х годов давала прибыль в 970 млн долл., а ту­ризм — 600 млн, то денежные переводы иммигрантов — 3,1 млрд долл. А в такой стране, как Йемен, сумма эмигрантских переводов превос­ходила в тот же период поступления от экспорта более чем в 30 раз.

Миграция рабочей силы — явление сложное, неоднозначное, тре­бующее пристального изучения в контексте современных тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями экономической жизни общества.

Приведем данные, характеризующие современные мировые рын­ки иностранной рабочей силы. Всего из Европы эмигрировали в по­исках средств к существованию 60–70 млн человек. По данным за 80-е и 90-е годы, в поисках работы ежегодно эмигрируют 19,7–21,7 млн человек. Число иностранных рабочих в Западной Европе составляет 4,1–6,5 млн, в США — 5–5,6 млн, в Латинской Америке — 3,5–4 млн, в странах Ближнего Востока и Северной Африки — 2,8 млн, в Западной Африке — 1,3 млн.

Первый центр иммиграции сформировался в странах Западной Европы, где иностранную рабочую силу стали использовать на по­стоянной основе. Только в ЕС насчитывается 13 млн иммигрантов и членов их семей, в том числе около 8 млн (или 61%) из стран, не яв­ляющихся членами ЕС. В ФРГ иностранная рабочая сила составляет 8% от общего числа занятых, во Франции — 7%, Швейцарии и Люк­сембурге — до 30%.

Но особая роль иностранцев как дополнительной рабочей силы для стран иммиграции заключалась в том, что в межгосударственном передвижении в основном участвовала молодежь, как правило, до 25 лет, пригодная к интенсивному труду и физическим нагрузкам.

До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда (стро­ительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа являет­ся слишком опасной, грязной или считается непрестижной для мест­ного населения. Здесь доля иностранцев очень велика, порой доходит до 70%, а это значит, что такие предприятия уже «сориентированы» на использование пришлой рабочей силы.

В связи с проходящим процессом объединения Европы во вто­рой половине 90-х годов, по прогнозам Немецкого федерального ин­ститута занятости, ускоренный экономический рост создаст рабочие места, но не вызовет иммиграции по образу и подобию 60-х годов. Страны ЕС будут неохотно совершать вербовку из третьих стран. Основные преимущества, как предполагается, получат Великобрита­ния, Германия, Франция и страны Бенилюкса.

В Великобритании и Германии будет создано 40% от всех новых рабочих мест, из них около 25% — в промышленности, 50% — в опто­вой и розничной торговле, на транспорте, в строительстве. Возника­ет вопрос: если дополнительные рабочие места появятся в Северной Европе, в которой не предвидится рост населения, и в то же время миграция внутри ЕС существенно не возрастет, то каким образом будут заполнены вновь созданные места? По единодушному мнению большинства европейских экспертов, эти страны предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии, активнее использовать труд женщин и т. п.

Вторым центром иммиграции традиционно являются США, тру­довые ресурсы которых исторически сложились именно за счет им­мигрантов. Сейчас приезжая рабочая сила постоянно составляет око­ло 5%, а в прибрежных районах и больше (считая тех, кто не успел ассимилироваться).

Послевоенная иммиграция в США состояла из двух этапов: пер­вый этап включал мощную европейскую иммиграцию в конце 40– 50-х годах, до середины 60-х годов в США въехало около 7 млн чело­век из Западной Европы. Второй этап начался в 1965 г., с принятия закона, создавшего условия особо благоприятные для выходцев из Азии и Латинской Америки. Очевидно, 1993 г. стал началом третьего этапа, когда появились преимущества у иммигрантов из европейских стран, особенно из Ирландии, Великобритании (Северная Ирландия), Италии, Польши, а также из Аргентины. Подобная переориентация объясняется тем, что к началу следующего десятилетия США могут стать страной, где белые будут в меньшинстве в результате высокой рождаемости цветного населения. По прогнозам института Хадсона, с 1985 по 2000 г. доля белого населения в занятости уменьшится с 83 до 57%, а цветного, напротив, возрастет с 10 до 20%. Ожидается, что доля иммигрантов должна увеличиться с 7 до 22%.

Если первоначально центрами притяжения рабочей силы были в основном индустриальные государства Западной Европы и Северной Америки, то в 70-е годы весьма стремительно сформировался мировой рынок труда в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Он, по существу, до последнего времени был третьим цент­ром иммиграции. Сюда к началу 80-х годов оказалось стянуто около 3 млн иностранных рабочих. Об интенсивности миграционного про­цесса свидетельствует значительный удельный вес иностранной ра­бочей силы в ее общей численности. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) она составляла около 90%, в Катаре — свыше 80%, в Саудовской Аравии и Бахрейне — практически по 40%, в Омане — 34%. Главным экспортером рабочей силы в регионе был Египет, доля которого в общем количестве иммигрантов, въезжающих в страны Арабского Востока, достигла 75%. Оставшиеся 25% распределялись между Йеменом, Ираком, Ливаном, Сирией, Иорданией, Палестиной, также Пакистаном, Индией, Бангладеш и Филиппинами.

Четвертый центр сформировался в Латинской Америке, где в основном Аргентина и Венесуэла принимают рабочих из соседних стран. Общее число иммигрантов достигает здесь 3 млн, подавляю­щее большинство которых составляли латиноамериканцы. Наиболее распространенной формой является сельская сезонная миграция, имеющая давние традиции. Однако существует миграция и более продолжительная по времени. Она характерна для работников про­мышленности и сферы услуг.

Межстрановая миграция имеет место и в Африке, и в Азии. Надо сказать, что в области миграции статистика не отличается большой достоверностью. Что же касается Африки, то статистический учет и вовсе не дает возможности устанавливать ее действительные масш­табы и направления. По приблизительным оценкам, внутренняя миг­рация составляет 2 млн человек. В основном более богатые страны берут неквалифицированных работников, специалисты, приезжаю­щие из других регионов мира, составляют не более 500 тыс. человек. Страны Азии, являясь в подавляющем большинстве экспортерами рабочей силы, принимают высококвалифицированных специалистов по отдельным специальностям (около 300 тыс.). Наконец, Австралия использует 200 тыс. иностранных рабочих, многие из которых гото­вятся к получению гражданства страны пребывания.

Необходимо подчеркнуть, что миграционные процессы характе­ризуются не только количественными показателями, направления­ми передвижения, но и квалификационными характеристиками миг­рантов.