Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uch_Posobie_Kontseptsii_imet_PPP.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
05.01.2020
Размер:
2.43 Mб
Скачать

Процедуры и техники оказания психологической помощи в гештальт-консультировании

Условия проведения гештальт-консультирования. Перлс считал, что для консультирования ему необходимы шесть следующих элементов: 1) умение; 2) «клинекс» (косметическая салфетка); 3) «горячий стул»; 4) пустой стул; 5) сигареты; 6) пепельница.

Стадии гештальт-консультирования.

1. Здесь и теперь. На этой стадии терапевт начинает устанавливать контакт с клиентом, общаясь с ним и собирая информацию. В это же время ведутся наблюдения за языком тела клиента, слушаются содержание и интонация голоса, обращается внимание на личностный, интуитивный ответ на “историю клиента”. Клиент будет предъявлять события, которые будут либо достаточно современными, т.е. они всегда находятся здесь и теперь (в текущий момент времени, в сегодняшней жизни клиента), либо “историческими”, т.е. возникшие в прошлом незаконченные дела, которые влияют на сегодняшнее функционирование. Вне зависимости от этого, терапевтический процесс фокусируется на происходящем здесь и теперь. Если событие относится к истории, для терапевта важно определить первоначальную незавершенную ситуацию или стадию развития, которая повлияла на нее. Например, если клиент предъявляет проблему доверия и безопасности: “Я не высовываюсь!” или “Я перепробовал все и ничего не помогает!”,– незавершенная ситуация относится к стадии “доверия-недоверия”. Если клиент нерешителен и/или имеет трудности в уверенности в себе, незавершенная ситуация относится к стадии автономии “стыд-вина”. Большинство клиентов предъявляют незавершенные ситуации, относящиеся к нескольким развивающим стадиям; поэтому терапевт должен определить наиболее подходящую стратегию, приближающую к проблемам развития клиента, т.е. последовательность работы с проблемами соотносится со стадиями развития.

2. Выделение проблемы. Терапевту необходимо определить есть ли кризис, требующий немедленного внимания и быстрого принятия решения, либо это вопрос, требующий глубинного исследования/ вмешательства. Если это кризис, т.е. решение касается аборта, развода/отделения, и/или оскорбления, роль терапевта - обеспечить поддержку, безопасность среды, в которой клиент сможет принять свое собственное решение, где он сможет открыть альтернативные формы поведения или решения и где он может внедрить их в свою жизнь.

3. Начало эксперимента. Этот шаг - творческий аспект гештальттерапии. Терапевт создает эксперимент, основанный на жизненно важной информации, полученной от клиента, и на результатах диагностики, т.е. развивающих стадий и невротических процессов.

4. Углубление эксперимента: вскрытие причин поведения. На этой стадии клиент устанавливает контакт со своими чувствами. Он соприкасается с самыми глубинными проблемами, которые влияют на его сегодняшнюю жизнь.

5. Исследование альтернативных форм поведения. После того как клиент идентифицировал и вскрыл причины своего поведения, терапевт помогает внедрить это осознание/новое знание в жизнь клиента. Этот процесс проходит через исследование альтернативных форм (мысленных паттернов, осознаний) поведения.

6. Интеграция. Эта стадия состоит из двух частей: а) восстановление внутреннего (глубинного) ребенка клиента (reparenting);б) внедрение новых форм поведения и т.д. в жизнь клиента. Reparenting включает в себя диалог между внутренним ребенком клиента и внутренним “хорошим родителем” клиента. Например, ребенок, может быть в первый раз, просит то, что ему на самом деле надо. Внутренний “хороший родитель” отвечает ему как действительно любящий хороший родитель. Это делается постоянно и продолжается до тех пор, пока внутренний “хороший родитель” не окажется способным общаться, слушать и с любовью поддерживать внутреннего ребенка, т.е. пока не произойдет смены внешнего фокуса поддержки на внутреннюю поддержку.

Стадия интеграции завершает работу и помогает клиенту исследовать то, что он собирается делать в своей жизни по-другому. Этот процесс также усиливает “устойчивость” клиента и вне терапевтических встреч.

Основные процедуры, используемые в гештальтгруппах. К основным процедурам, которые используются в гештальтгруппах, относятся: расширение сознания; интеграция противоположностей; усиление внимания к чувствам; работа с мечтами; принятие ответственности за самого себя; преодоление сопротивления.

1. Расширение осознания заключается в использовании упражнений, направленных на осознание того, что принадлежит внутренней и внешней зонам; участники группы учатся направлять внимание на свои организмические процессы, осознавать различия между ощущениями внутренней или внешней зон. Невротическое функционирование возникает, когда между внешними нашими внешней и внутренней зонами осознания вклинивается средняя зона фантазии. Осознание очень важно при работе на «горячем стуле». Пациент получает от руководителя задание попробовать осознать свои ощущения, возникающие во время дыхания, движения, при определенной позе и т.п. Это задание заставляет его действовать по принципу «здесь и теперь», уменьшая воздействие средней зоны.

2. Интеграция противоположностей выражается в совмещении крайностей и противоположностей, свойственных каждому человеку: маскулинность/фемининность; зависимость/отчужденность; рациональность/эмоциональность; эгоистичность/бескорыстие; нападающий/защищающийся. Работа идет до тех пор, пока полярные точки конфликта не будут прочувствованы до конца и диалог не придет к своему завершению. Наиболее часто разбираемым в гештальтгруппах примером противоположности является конфликт между «нападающим» и «защищающимся». «Нападающий» интроецирует родительские поучения и ожидания, которые диктуют ему, что он должен делать. «Защищающийся» постоянно саботирует эти манипуляции со стороны «нападающего», говоря: «Я стараюсь изо всех сил. Я ничем не могу помочь». Используется процедура «горячий стул».

3. Усиление внимания к чувствам. Когда человек полностью переживает свои чувства, то в действительности осознает, чего же он хочет и к чему стремится. Используются упражнения, позволяющие выявить заблокированные чувства и завершить незавершенный гештальт. В результате освобождается энергия, которая тратилась на сокрытие травмирующего чувства, и которая теперь может быть направлена на продуктивные цели; проясняются противоположности, вовлеченные в конфликт, интегрируясь в единое целое. Так, участница, находясь на «горячем стуле», может не осознавать, что во время рассказа о своем несчастливом замужестве она ударяет кулаком по бедру. Руководитель группы должен заметить это и перевести внимание участницы с невыразительного рассказа на активные физические действия.

4. Работа с мечтами. Перлз считал, что мечты представляют собой наиболее спонтанную продукцию в нашем опыте, те фрагменты нашего «Я», которые подавляются или от которых мы отказываемся, и, таким образом, они несут уникальную информацию для того, кто их создает. При работе с мечтой клиент получает задание описать свою мечту в настоящем времени, что позволяет клиенту пережить связанные с ней чувства. Каждый объект или фигура мечты представляет собой отчужденный фрагмент личности. Для того чтобы вновь присвоить их, он должен выявить их, идентифицируясь с каждым объектом своей мечты.

5. Принятие ответственности за самого себя. Люди часто делают других ответственными за самих себя, полагая, что их чувства вызываются другими людьми, и что они поэтому являются жертвами чужих воздействий. Неспособность индивидуума принять ответственность за свое «Я» свойственна для всех невротических механизмов. Тенденция избегать принятия ответственности за самих себя и делать ответственными других говорит о том, что у человека проявляются такие симптомы, которые Перлз назвал «дырами в личности». Гештальтерапия помогает преодолеть невротические механизмы с помощью изменения средств коммуникации и структуры языка.

6. Преодоление сопротивления. В гештальттерапии сопротивление обозначает, что член группы не выполняет те упражнения, которые рекомендуются ему руководителем. Сопротивление используется для уменьшения риска переживания негативных чувств и в конечном счете ограничивает свободное функционирование. Клиентов просят осознать язык своего тела, ощутить собственное дыхание, особенности голоса и эмоции, а также дать себе отчет в каких бы то ни было навязчивых мыслях. С помощью данной техники клиенты учатся осознавать каждую свою потребность, а также то, как их чувства и поведение, имеющие отношение к одной области, связаны с чувством и поведением, имеющим отношение к другим областям.

Техники оказания психологической помощи в гештальт-консультировании.

  1. Работа со сновидениями. Перефразируя Фрейда, Перлс говорил, что «сон – это королевская дорога к интеграции личности». В гештальттерапии сновидения – это окно в неинтегрированные конфликты, обиды, желания, страдания и радости. Сновидения – это экзистенциальные сообщения, а не только отражение незаконченных ситуаций, текущих проблем или симптомов. Сны не интерпретируются, а используются для интеграции личности. Все элементы сна рассматриваются как части личности клиента, с каждой из которых он должен идентифицироваться, чтобы присвоить собственные проекции или избавиться от ретрофлексий. Клиенту предлагается последовательно идентифицировать себя с разными элементами и пересказать свои сновидения или их часть, используя настоящее время, как будто клиенту это снится теперь.

Например, клиент И. рассказал о таком сне: «Я иду по тропинке посреди поля. У меня хорошее настроение. Через какое-то время я вижу, что на тропинке стоит собака, которая привязана к вбитому в землю колышку. Она лает на меня, показывает клыки. Я поднимаю с земли палку и пытаюсь отогнать ее, но она лает еще сильнее и не пропускает меня. Я останавливаюсь в растерянности». Говоря от имени тропинки, И. сказал: «Я веду тебя к людям, я веду тебя к веселью и радости». От имени собаки: «Я хочу привлечь твое внимание. Я хочу проверить тебя на прочность, испугаешься ты или нет. А еще я хочу есть и пить; может быть, ты меня накормишь?» От имени палки: «Я только с виду такая крепкая и тяжелая. На самом деле я могу сломаться, собака может легко перегрызть меня». Дальнейшая работа показала, что он был связан с отношением И. к женщинам, которых он боялся и чувствовал себя рядом с ними неуверенно. Работа со сном позволила клиенту понять причину отсутствия длительных отношений с женщинами.

Хотя диалог со сном был открыт не Перлзом, его метод фокусировки на этих внутренних конфликтах и нахождение решения в процессе работы с ними был прорывом в психологии сна. Можно сказать, что он придал работе со сном более глубокое измерение. Во сне вскрывается один из важных “тупиков”, который невротик стремится разрешить. Следование ему - кратчайший путь работы со сном в гештальт-подходе.

Пусть человек расскажет сон от первого лица настоящего времени, представляя его “здесь и сейчас”. Выберите отрывок сна, с которого вы начнете или предложите это сделать клиенту. Клиент должен выбрать подушки для каждого элемента сна. Затем клиент идентифицируется с каким-либо лицом или вещью, и драма начинается. Во время последовательной идентификации клиента с каждым действующим лицом/элементом сна пусть он описывает свою роль в этом сне. Определите основных действующих лиц (или подушки) и заставьте клиента действовать в этом сне. Главные действующие лица/подушки сталкиваются и разговаривают друг с другом под руководством терапевта до тех пор, пока их роли не станут понятными клиенту и пока не будет достигнуто некоторое решение или интеграция. Момент, когда человек, видящий сон, просыпается, называется "тупиком"; поощрите его придумать окончание сна и разыграть его.

На протяжении всей работы используются следующие техники: клиент поощряется повторять важные фразы; физически выражать чувства, возникающие во сне; в моментах, определяемых терапевтом, осуществляется углубление.

2. Экспериментальный (диссоциированный) диалог. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает провести диалог между фрагментами собственной личности. Например, между агрессивным и пассивным началом, между «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом) и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. “Горячий стул” – наиболее известный инструмент гештальт-терапевтов. Эксперимент “горячий стул” – это встреча “лицом к лицу” на подушках или стульях двух конфликтующих частей себя (полярностей) или клиента и другого человека (других людей).

Процедура такова: напротив стула, который занимает клиент («горячий стул») располагается пустой стул, на которого «сажают» воображаемого собеседника1. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, отождествляя себя с различными фрагментами своей личности и выступая то, например, с позиции жертвы, то с позиции агрессора, и по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции. Так продолжается до тех пор, пока полярные точки конфликта не будут прочувствованы до конца и диалог не придет к своему завершению. Члену группы не предлагается выбрать что-то одно между двумя группами потребностей. Цель диалога заключается в том, чтобы «закончить» в настоящем ситуации, не законченные в прошлом, то есть «оживить» процесс формирования и завершения гештальта. Разрешение конфликта может выразиться в компромиссе между двумя группами потребностей или одобрительном принятии отрицательного компонента своего «Я».

Задача терапевта - поддерживать аутентичное столкновение частей “Я” или “Я” и других и препятствовать преждевременному согласию или соглашательству. После того как борьба между двумя частями личности будет обострена до подходящего уровня, а чувства вербально и невербально выражены, энергия начнет рассеиваться, и наступит истинная интеграция или истинное разрешение. Терапевт либо усиливает этот процесс, либо констатирует наличие тупика и необходимость дальнейшей работы

  1. Совершение кругов, или идти по кругу. Используется для стимулирования клиентов к новому поведению и свободы самовыражения. Клиент по просьбе ведущего обходит всех участников по очереди, и либо что-то говорит им, либо совершает какие-то действия с ними. Например, ему предлагается выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы. Часто предлагается начало высказывания с просьбой завершить его, например: «Пожалуйста, подойдите к каждому группе и завершите следующее высказывание: «Я чувствую себя неудобно потому, что…»; «Я злюсь потому, что…»; «Я ненавижу всех, кто находится в этой комнате».

Многократное повторение фразы, выражающее какое-либо глубокое убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для клиента. Известен прием, когда Перлс предложил студенту, испытывающему страх выступлений перед большой аудиторией, пройти по аудитории и посмотреть в глаза каждому человеку. После этой процедуры тревожность заметно снизилась. Техника совершения кругов особенно эффективна при работе с механизмом проекции.

  1. Техника «наоборот». Техника заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Например, застенчивый должен вести себя вызывающе; приторно вежливый – грубо; тот, кто всегда соглашался, занял бы позицию непрестанного отказа. Техника направлена на принятие клиентом себя в новом для него поведении и на интегрировании в «Я» новых структур опыта.

  2. Экспериментальное преувеличение. Техника направлена на развитие процесса самосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений. Клиенту предлагается громче и громче повторять фразу, выразительнее делать жест. Особую ценность представляет ситуация, когда клиент стремится подавить какие-либо переживания – это приводит к развитию внутренних коммуникаций.

  3. Незаконченное дело. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями, сослуживцами и т.д. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии, невыраженные чувства вины или обиды. Именно с обидой работают в игре, которая начинается со слов «Я обижен…». Другой вариант: «Я виноват …». Пациенту предлагается с помощью пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу.

  4. Проективные игры на воображение. Проективные игры помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Наиболее популярная игра – «Старый заброшенный магазин». Клиенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, а потом представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого заброшенного магазина. Окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Клиенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предметы, обнаруженные за окном.

Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом, и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответив на вопросы: «Почему он оставлен в магазине?» На что похоже его существование в качестве этого предмета?». Идентифицируясь с предметами, клиенты проецируют на них какие-то свои личные аспекты.

  1. У меня есть тайна. В игре предполагается исследование чувства вины и стыда. Каждому из участников группы просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Психолог просит, чтобы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть представление каждому участнику случая похвастаться перед другим, «какую страшную тайну он хранит в себе».

9. Репетиция. По мнению Перлза, люди тратят много времени, репетируя на «сцене воображения» многие свои различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам. К сожалению, подготовка себя к каким-то жизненным ситуациям в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источниками негативного поведения. Поэтому репетиция поведения вслух в группе с вовлечением других участников позволяет лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и решения в этой области.

Дальнейшее развитие гештальт-терапии шло по пути интеграции ее и других подходов. В частности, гештальт-методы и эксперименты обычно используются в сочетании с трансактным анализом. Также современные гештальт-консультанты уделяют большое внимание преподаванию теоретических основ и работе с познанием в целом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]