Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы римского гражданского права Подопригора...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.36 Mб
Скачать

§ 5. Приобретение и утрата права частной собственности

Правовым формам оборота собственности римляне при­давали важное значение, так как при перемещении собствен­ности всегда возникают вопросы о том, кому она переходит, кто станет собственником. От ответа на эти вопросы зави­села прочность власти господствующего класса, ее устойчи­вость. Поэтому в древнейшие времена переход права соб­ственности от одного лица к другому обставлялся рядом формальностей, без соблюдения которых сам переход юри­дического значения не имел.

Право собственности на данную вещь может возникать у конкретного лица разными способами: лицо изготовило вещь самостоятельно, приобрело посредством купли-прода­жи, освоило землю, которая до этого никому не принадле­жала, и т.д. Весьма рано римляне во всем многообразии форм возникновения права собственности стали различать два самостоятельных, но тесно взаимосвязанных момента — способ приобретения права собственности (modus acquiren-di) и титул приобретения (titulusacquirendi). Факты, наступ­ление которых приводит к возникновению права собствен­ности у конкретного лица, называются способами приобретения права собственности. Юридические факты, служащие пра­вовой основой возникновения права собственности, назы­ваются титулами приобретения (titulus acquirendi).

Римское право с древнейших времен все способы прио­бретения права собственности разделяло на первоначальные и производные. Предположительно исторически раньше воз­ник первоначальный способ как основывающийся на древ­нейших формах приобретения права собственности. С раз­витием гражданского оборота появился производный способ. Первоначальный способ приобретения права собственности заключался в том, что право собственности на данную вещь возникает впервые или против воли бывшего собственника.

142

Например, земля, никому не принадлежавшая, стала соб­ственностью того, кто первый стал ее обрабатывать. Рыбак, выловив рыбу в реке (в море), стал ее собственником, по­скольку до этого рыба никому не принадлежала. Ягоды или грибы, собранные в лесу, становятся собственностью того, кто их собрал. Впервые возникает право собственности так­же на вещь, которую только что сделали. К первоначально­му способу относится конфискация имущества, поскольку в данном случае право собственности у конфискатора возни­кает против воли бывшего собственника. То же происходит при реквизиции и других принудительных перемещениях собственности.

Производный способ приобретения права собственности заключается в том, что право собственности переходит от одного лица к другому по их взаимной воле, желанию. Он ос­нован на договорных формах оборота. Основным титулом производного способа, однако не единственным, является договор. Сюда же относится переход права собственности при наследовании — наследник может стать собственником на­следственного имущества только при его согласии. Произ­водное приобретение основано на праве предшествующего собственника, производится из его права — отсюда и назва­ние способа.

Как уже отмечалось, наиболее древними способами при­обретения права собственности были первоначальные: зах­ват ничейной вещи (завладение) — occupatio rei nullius; пе­реработка вещей — specificatio; приобретение права собственности по давности владения — usucapio; соедине­ние вещей — accessio.

Захват ничейной земли (завладение) — occupatio rei nullius является способом приобретения права собственности, сви­детельствующим о времени его происхождения. Он возник тогда, когда вокруг были еще не освоенные земли, леса и т.п. Собственником признавался тот, кто первым начинал их обрабатывать. Этим способом приобреталось право на со­бранные ягоды, плоды, коренья, убитого зверя, выловлен­ную рыбу и т.п. Объектами права собственности по этому способу могли стать вещи, которые до их завладения ни в чьей собственности не находились, на которые право соб­ственности до сих пор вообще не устанавливалось, т.е. ни­чейные. Сюда же относились вещи, от права собственности

143

на которые собственник отказался — выброшенные. Первый, кто захватил такую выброшенную вещь, становился ее соб­ственником Однако нельзя смешивать выброшенные вещи с утерянными Собственник, утративший владение вещью, не утрачивает права собственности на нее, поэтому утерян­ные вещи не могут быть объектом захвата, поскольку не являются ничейными.

Присвоение ничейных вещей обосновывалось принци­пом, провозглашенным еще Законами XII таблиц — res nullius cedit primo occupanti — ничейная (бесхозяйная) вещь следу­ет за первым, захватившим ее Вражеское имущество счита­лось бесхозяйным и могло быть предметом завладения, но не все. Основная его часть становилась собственностью го­сударства.

Особый правовой статус определялся для клада, под ко­торым подразумевали обнаруженные ценности, неизвестно кем и когда спрятанные. Клад также считался ничейным, поскольку не был известен его собственник, и переходил в собственность того, кто его обнаружил. Однако если клад найден на земле другого владельца, то половина его принад­лежала собственнику земельного участка, а другая — тому, кто нашел клад.

Переработка вещей (specificatio). Речь идет об изготовле-нии, т.е. создании, новой вещи из какого-либо материала. Вещь, сделанная мастером из своего материала, без сомне­ния, принадлежит мастеру. Если же она сделана из чужого материала, то возникает вопрос: кто же ее собственник? В Риме по этому поводу шла длительная дискуссия, в которую были вовлечены крупные юристы, философы и другие уче­ные. Возникли две правовые школы. Сторонники одной обосновывали вывод, что собственником новой вещи будет мастер, ее изготовивший, другие доказывали принадлежность вещи собственнику материала, из которого она сделана. Приверженцы этих школ (их называли соответственно про-кулианцами и сабинианцами по имени преподавателей) ни­как не могли найти точку соприкосновения, прийти к об­щему мнению. И только в праве Юстиниана зафиксировано компромиссное решение, если новую вещь можно опять превратить в материал, из которого она сделана, то ее соб­ственником будет собственник материала, если же нет, то право собственности на нее принадлежит ее создателю. На-

144

пример, чужое зерно мельник перемолол в муку, из чужого молока маслодел сделал масло — в этих случаях новые вещи не могут быть обращены в материал, из которого они сдела­ны Следовательно, право собственности на муку и на мас­ло принадлежит соответственно мельнику и маслоделу. Дру­гой пример из чужого золота сделан браслет Браслет всегда можно обратить в золото, следовательно, право собственно­сти на браслет будет принадлежать собственнику золота

Такое решение проблемы в наше время не представляет­ся логичным Получалось, что картина, написанная на моем холсте, моя, стихи, написанные на моем материале, также мои. Это не было воспринято последующими правовыми системами.

Приобретение права собственности по давности. Этот спо­соб приобретения был основан па давности владения иму­ществом, не принадлежавшим ею обладателю Вначале при­обрести право собственности по давности могли только римские граждане и только на манципные вещи. Срок дав­ности устанавливался в один год для движимых вешен и два года для недвижимых Преторы расширили пределы давностного приобретения, распространив его и на другие слои свободного населения В праве Юстиниана были установле­ны сроки приобретательной давности для движимою иму­щества три года и для недвижимого — десять лет. Однако для приобретения права собственности по давности требовались следующие условия: а) наличие правового основания владения (купля-продажа, дарение и т. п. , которые имели место, но не привели к возникновению права собственности), б) добросовестность владельца, который не знал и не мог знать о своем незаконном владении, в) непрерывность владения в течение установленного срока (три года для дви­жимого имущества и десять лет для недвижимого)

Ворованные веши не могли персти в собственность по давности владения.

Соединение и смешение вещей. Соединение вещей имело место в случаях, когда одна вещь помоталась другой так, что нельзя было их отделить Например, при строительстве дома использовано бревно другого собственника. В этом случае собственность па присоединенную вещь переходила к собственнику основной вещи, который обязан был возме­стить собственнику присоединенном вещи (бревна) ее двойную стоимость. Такие формы присоединения имели место и в случаях посева, насаждения, возведения постройки на чужой земле. Урожай, насаждения и постройка становились собственностью собственника земли по принципу — superficies solo cedit — строение (и все взращенное, посажен­ное) поступает в собственное ь того, кому принадлежит зем­ля. Сюда же относились намывы, припаи и т.п.

Смешение вещей — это такое их соединение, при котором невозможно установить, какая из них поглотила другую. В результате смешения однородных вещей возникала общая собственность для двух или нескольких собственников.

Приплод животных, урожай сада и другие плоды с мо­мента отделения их от плодоприносящей вещи, когда пло­ды становятся отдельной вещью, переходили в собственность собственника плодоносящей вещи.

Производное приобретение права собственности. Основной правовой формой производного приобретения является до­говор (купля-продажа, заем, мена, дарение, древнейшая форма залога и др ), а также переход права собственности по наследству. Во всех этих случаях переход права собствен­ности от одною лица к другому происходит по их волеизъ­явлению, право собственное и приобретателя основывается на праве собственности отчуждателя. Однако для перехода права собственности от отчуждателя к приобретателю одно­го заключения договора недостаточно. Сам факт заключе­ния договора права собственности у приобретателя еще не порождал, он был лишь правовым основанием для его воз­никновения. Для перенесения права собственности от отчуж­дателя к приобретателю требовалась фактическая передача самой вещи в форме манципации (mancipatio), уступки пра­ва (injure cessio) или традиции (traditio). Римское право строго придерживалось принципа: собственность переносится пе­редачей, а не соглашением — traditionibus dominio rerum, поп pactis nudis transferuntur Только при сочетании этих двух условий (фактическая передача, опиравшаяся на правовое основание) право собственности переходило от отчуждать ля к приобретателю.

Манципация (mancipatio) — символический акт, по кото­рому в присутствии пяти свидетелей и весовщика происхо­дила фактическая передача вещи отчуждателем приобрета­телю. Вначале весовщик действительно взвешивал металл,

146

за который вещь отчуждалась, но с появлением чеканной монеты взвешивание стало символическим и лишь удосто­веряло действительность передачи права собственности при­обретателю.

Уступка права (injure cessio) возникла уже в преторском праве и представляла собой мнимый судебный процесс. Приобретатель требовал вещь, которую приобретал, утвер­ждая, что она принадлежит ему. Отчуждатель признавал тре­бование истца. Претор, перед которым осуществлялась эта процедура, признавал право собственное и за приобретате­лем.

Передача (traditio). Обе рассмотренные выше формы пе­редачи права собственности были весьма громоздкими и ощутимо стесняли гражданский оборот. Требовалась новая, более простая, легкая и доступная форма перенесения пра­ва. Такая форма уже имелась в праве народов (jus gentium). Она называлась traditio — традиция и заключалась в переда­че фактического владения вещью от отчуждателя к приоб­ретателю, т.е. выполнении предварительного соглашения, каким является договор купли-продажи мены, дарения и т.п. Для перенесения права собственности посредством тради­ции имело значение основание (causa justa possessionis), no которому передача совершалась. Этим основанием и была взаимная воля сторон, выраженная в договоре, которая дол­жна была предшествовать передаче вещи. Традиция же была лишь ее выполнением, заключительным актом.

Первоначально традиция в Риме применялась только для неманципных вещей, приобретатели которых не имели рим­ского гражданства. Однако уже во времена Юстиниана тради­ция ввиду ее простоты и доступности полностью вытеснила как манципацию, так и уступку права, став господствующей фор­мой приобретения права собственности.