
- •1.Определение и сущность понятий « историко-культурное наследие» и «историко-культурные ценности». Классификация памятников истории и культуры Республики Беларусь.
- •2.Законодательство рб об охране и использовании памятников отечественной истории и культуры.
- •Историческая и художественная ценность археологического музейного комплекса «Берестье».
- •Города Беларуси в IX- XIII вв.
- •Первые школы отечественного каменного зодчества ( Полоцкая и витебская школы зодчества в XI- XIII вв. ).
- •Полоцкий Софийский собор – шедевр древнебелорусского зодчества, его государственное значение и роль в развитии национальной архитектуры.
- •Спасо-Евфросиньевская церковь – шедевр древнебелорусского зодчества, ее архитектурная и культурная ценность.
- •Гродненская школа зодчества в XII в. Борисоглебская (Коложская) церковь – шедевр Гродненской архитектурной школы.
- •Искусство древнебелорусских княжеств в IX- XIII вв.
- •Усовершенствование оборонительных сооружений древних белорусских городов в XII- XIII вв. Башни-донжоны (Каменецкая башня).
- •Усовершенствование оборонительных сооружений древних белорусских городов в XII- XIII вв. ( на примере Бреста, Гродно, Полоцка, Турова, Новогрудка).
- •Романский стиль в отечественном храмовом зодчестве.
- •Готика. Особенности готики в Беларуси.
- •Отечественное замковое зодчество в XIV – XVI вв.
- •Замки-кастели (Лида, Крево).
- •20.Историческая и художественная ценность, конструктивные особенности Новогрудского и Гродненского замков.
- •21.Историческая и художественная ценность Мирского замка.
- •23.Влияние готики на культовую архитектуру Беларуси XIV– XVI вв.
- •24.Историческая и художественная ценность церквей оборонного типа в д.Сынковичи и Маломожейковской церкви в д.Мурованка.
- •25.Готическое направление в белорусском искусстве.
- •26.Ренессанс в отечественном градостроении XVI– середина xviIвв.
- •27.Превращение белорусских замков в дворцово-парковые комплексы в период Ренессанса XVI– середина xviIвв.
- •28.Памятники дворцово-замкового зодчества (Мир, Гольшаны, Несвиж).
- •32Барокко в отечественном градостроении (XVI– xviiIвв.)
- •33. Барокко и рококо в дворцово-парковом зодчестве Беларуси (XVI– xviiIвв.)
- •35Культовая архитектура Беларуси в стиле барокко (XVI– xviiIвв.).
- •36 Школа « Виленского барокко».
- •37.Влияние барокко на развитие искусства Беларуси (XVI– xviiIвв.).
Усовершенствование оборонительных сооружений древних белорусских городов в XII- XIII вв. ( на примере Бреста, Гродно, Полоцка, Турова, Новогрудка).
Абарончыя збудаванні старажытных беларускіх гарадоў уключалі ў сябе роў і вал з драўлянымі сценамі, якія абкружалі дзядзінец, вакольны горад і некаторыя з пасадаў. Ускладненне сістэмы ўмацаванняў спачатку праводзілася праз узвядзенне на вуглах крэпасці і пры ўваходзе шмат'ярусных драўляных вежаў. Разам з тым у XII—XIII стст. у Беларусі абвастрыліся міжусобныя войны і значна ўзрасла знешняя пагроза з боку крыжакоў і татара-манголаў. Гэта патрабавала ўзмацнення традыцыйных абарончых збудаванняў, якія ўжо былі не ў стане гарантаваць спакойнае існаванне. Гродна і Полацк здолелі замяніць драўляныя сцены дзядзінцаў на мураваныя, але адсутнасць вялікай колькасці прыроднага матэрыялу рабіла такі шлях вельмі складаным і дарагім.
У сярэдневяковай Заходняй Еўропе выйсце было знойдзена ў стварэнні на тэрыторыі горада альбо крэпасці асобнага добра ўмацаванага аб'екта. У Францыі гэта былі так званыя "данжоны", якія ўяўлялі сабой комплекс мураваных збудаванняў з магутнай вежай-дамінантай, прыстасаванай пад жыллё феадала. У Германіі — "бургфрыды", дзе насельніцтва шукала апошні паратунак у час прарыву ворага праз знешні пояс умацаванняў.
На беларускіх землях падобныя абарончыя збудаванні пашырыліся з Заходняй Украіны, а таму былі вядомы пад назвай "валынскіх вежаў". Раманскі стыль тут праявіўся, па-першае, у выкарыстанні прыродных камянёў і вялікапамернай брусковай цэглы.
Па-другое, у вендскай ці балтыйскай сістэме муроўкі, калі дзве прадольна пакладзеных цагліны чаргаваліся з адной папярэчнай.
Па-трэцяе, у адпаведнай канструкцыі скляпенняў і паўцыркульных завяршэннях ваконных праёмаў і плоскіх ніш. У адрозненне ад Заходняй Еўропы гэтыя збудаванні ў Беларусі мелі больш спрошчаную кампазіцыю (асобна стаячыя вежы альбо вежы абараняючыя ўваход у крэпасць), а таксама маглі ўзводзіцца з дрэва. Апошнія з іх зніклі толькі ў XVI—XVII стст. з прычыны змен у фартыфікацыйнай справе і пераўтварэнні замкаў у шыкоўныя палацы.
Из разных источников известно, что оборонительные башни, аналогичные Каменецкой, были построены в Бресте, Турове, Полоцке, Гродно, Новогрудке и других городах.
Берестейский столп, согласно Ипатьевской летописи, был «высотою яко Каменецкий». Установлено, что Берестейская башня находилась на юго-восточном мысе древнего Брестского городища, которое располагалось на правом берегу реки Буг при слиянии с ним Мухавца. На всех планах города 1798, 1800, 1803 и 1830 гг. она обозначена графически. В начале 30-х гг. XIX в. во время перестройки замка и сооружения земляных бастионов Брестской крепости башню разобрали. Однако ее следы на планах позволяют предполагать, что башня была четырехугольная, размером 5,9 х 6,3 м, а толщина ее стен достигала 1,3 м.
Исходя из имеющихся данных, можно считать, что башня древнего Бреста больше похожа на такую же башню в Столпье, что на Волыни, чем на Каменецкую. Однако ее форма, вытянутая и узкая, видимо, позволила летописцу сравнить Берестейский столп с Каменецким.
О башне в древнем Турове известно, что в 30-х гг. XIX в. она также была разрушена. Теперь на Туровском городище от нее осталось возвышение диаметром около Им.
Две оборонительные башни (одна в Верхнем замке, вторая — в Среднем) были построены в Полоцке, древнейшем городе Беларуси. Время их сооружения неизвестно, однако черты планово-композиционного характера (размещение в центре замка, несвязанность со стенами) позволяют предполагать, что возведены они были не позже XVI в. Во всяком случае полоцкие башни существовали еще в конце 70-х гг. XVI в. Об одной из них, скорее всего о башне Верхнего замка, Р. Гейденштейн, секретарь короля Стефана Батория, писал в 1579 г.: «Враг также не дремал и с высоких башен, особенно из той, что находилась посредине замка и возвышалась над всеми другими, сильно палил из пушек во все стороны».
Не исключено, что эти башни были возведены между 1563 и 1579 гг. В инвентаре Полоцка 1580 г., однако, при перечислении укреплений Верхнего замка ни одна из башен, упомянутых Р. Гейденштейном, не названа. Это дает основание предполагать, что они были сооружены из дерева и, вероятно, сгорели во время осады в 1579 г.
Традиция строить одиночные башни посреди замкового двора была широко распространена в Беларуси в XVI и XVII вв. Это интересная перифраза местного военного зодчества более ранних времен. Такие башни, кстати, довольно часто возводили не только в замках больших королевских «вольных» городов, как, например, Полоцк, но и в небольших частновладельческих и королевских замках. В XVI—XVII вв. они порой сочетали в себе функции оборонного и хозяйственного сооружения. Как свидетельствует «Попис замку радошковичского» за 1549 г., на его дворе в окружении деревянных городней и четырех башен отдельно стояла еще одна. В ней было четыре яруса, она возвышалась над остальными замковыми сооружениями.
В Шклове в 1661 г. кроме городских фортификационных сооружений существовали деревянные укрепления замка графов Сенявских. Посреди замкового двора здесь также стояла высокая, срубленная из бруса многоярусная башня, из которой во время осады вели обстрел на подступах к замку.
Остатки восьмигранной деревянной башни типа «донжон» были обнаружены в ходе археологических раскопок в Мстиславле. Плановая композиция Горского городища и Пинского замчища также позволяет предполагать наличие здесь одиночных башен, находившихся около въезда. Каменная башня, очень близкая к Каменецкой, обнаружена в ходе раскопок в Мяделе. Она была воздвигнута в XV в. В диаметре башня достигала почти 13,7 м, толщина ее каменных стен равнялась 3 м.
Таким образом, начиная со второй половины XIII в. и вплоть до XVII в. на территории Беларуси находилось много замков с одиночными башнями типа «донжон». Их возникновение связано с влиянием западноевропейского военного зодчества
Значнае мураванае будаўніцтва вялося і ў Гродна. У другой палове XIII ст. для ўзмацнення абароны ва ўсходняй частцы дзядзінца была ўзведзена мураваная вежа, якая размяшчалася звонку за перыметрам сцен (для лепшага абстрэлу подступаў да маста і брамы). У дакументальных крыніцах упершыню яна ўпа-мінаецца ў 1277 г. У далейшым вежа стала важным элементам мураванага замка Вітаўта, але ў 1580 г. пры перабудове комплексу каралём Стэфанам Баторыям была знішчана. Будаўніцтва мураваных вежаў не абыйшло і першую сталіцу ВКЛ — Навагрудак, які знаходзіўся пад пастаяннай пагрозай з боку крыжакоў. У другой палове XIII ст. у пояс драўляных сцен дзядзінца была ўключана чатырохвугольная вежа-брама памерам 12x12 м, складзеная з вялікіх камянёў і цэглы. Улічваючы, што яе падмурак уходзіў у зямлю на глыбіню 3,5 м, вышыня вежы перавышала 25 м. У 1394 г. крыжакі значна пашкодзілі Навагрудскую крэпасць. Аднаўленчыя работы прадугледжвалі стварэнне якасна новага гатычнага мураванага замку. Пры гэтым старая вежа-брама была рэканструявана і далей стала вядома пад назвай "Шчытоўка".
У
канцы XIII—пачатку XIV ст. у Навагрудку
была пабудавана яшчэ адна мураванаявежа,
якая абараняла ўваход
у
вакольны горад. Яна мела памеры 10,9x12,3 м
з таўшчынёй
сцен
2,6 м. 3 канца XV ст. вакольны горад паступова
пераўтвараўся
ў мураваны
Малы замак. У сярэдзіне
XVII
ст. ён быў
цалкам
разбураны рускім
войскам
і
страціў стратэгічнае значэнне,
а рэшткі
вежы-брамы
прыстасавалі
пад
вятрак.