Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Экономика семьи и домашнего хозяйства - Тюгашев Е.А

..pdf
Скачиваний:
77
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
1.3 Mб
Скачать

231

ключении повторного брака новый муж выплачивал старый калым. Когда не без влияния работорговли в Кении возросла цена невест, то бывало, что взрослый мужчина не мог жениться, так как выплачивал калым за свою мать, поскольку его отец умер. Во многих обществах выплата выкупа создает презумпцию отцовства: муж является отцом всех детей своей жены, даже если они рождены и не от него. До тех пор, пока выкуп не возвращен, жена, даже если она не живет более со своим мужем, не может вновь выйти замуж, а дети, которых она рожает в этот период, считаются детьми ее мужа.

Вплемени нуэров (Судан) женщина, неспособная к деторождению, может уплатить брачную компенсацию родителям другой женщины, жениться на ней

стем, чтобы она родила детей от мужчин. В этом случае она рассматривается как мужчина, может наследовать скот и получать брачные компенсации в случае замужества девушек ее рода.

Вплемени кукуйю вдова, возраст которой не позволяет ей родить от любовника ребенка, который бы унаследовал имущество ее покойного мужа, может купить женщину с тем, чтобы она родила такого наследника; эта женщина рассматривается как супруга умершего, а ее дети являются прямыми наследниками умершего, поскольку сама эта женщина была куплена за счет имущества умершего.

Среди азанди женщины монополизируются более взрослыми мужчинами, и более молодым приходится “брать в жены” мальчиков, что продолжается до тех пор, пока не придет время взять в жены женщину. Он платит выкуп копьями за мальчика, который и превращается в “жену”.

Обрядовые свадебные платежи включают обрядовое одаривание и обрядовые выкупы.

Вэпоху парного брака принятие девушкой подарка от юноши обязывало вступить в брак. Во время ухаживания молодые люди обменивались подарками, которые рассматривались как залог согласия сторон заключить брачный союз. В традиционном обществе особенно ценились подарки, сделанные собственными руками, так как они демонстрировали умения брачующихся партнеров.

232

В брачном процессе подарки дарились с обеих сторон. Подарки жениха состояли из верхней одежды и обуви, украшений, косметики. Гостинцы – частично раздавались подругам невесты. Подарки невесты делались родственникам жениха в зависимости от ценности их даров.

Невеста готовила подарки родственникам мужа, чтобы задобрить их. Подарки показывали обеспеченность невесты, ее рукодельность и работоспособность. Существовали нормы, определявшие, кто из родственников и свадебных чинов должен был получить подарки от невесты и какие именно. Свекр и сват получали рубаху, пояс, носки, варежки, платок, девери – носки и пояса, полотенца и пояса – священнослужителям, музыкантам, мельнику. Получивший подарок делал отдарок. Невеста одаривала поезжан и своих родственников, крестную и крестного, которые возвращали невесте подарки, передариваемые поезжанам. Раздавалось несколько десятков рубах и сорочек, полотенец, до 100 поясков и полотенец. Свекрови и свекру предназначались сами значительные подарки

Кроме подарков членам семейства мужа невеста преподносила жертвенные дары духам нового местожительства, т. е. над теми предметами, от которых ожидала благополучия: пояса и полотенца в амбаре, хлеву, очагу, над сундуком. В Гродненской губернии, молодая, пришедшая впервые на колодец за водой, клала около него хлеб, пирог, сыр, деньги. Деньги бросались на ветер и в реку. При сватовстве деньги бросали на пол “кошке” (их подбирали дети) и за печь – “домовому”.

К свадьбе невесте дарили рукоделия с заговорными узорами – полотенца, покрывала, платы, занавеси. Они создавали в доме жениха освоенное невестой пространство – “кут” (закуток около печи). Свадебные гости одаривали молодых предметами хозяйственного назначения, которые принадлежали обоим. Совершали обходы с корзиной: сбор денег “на колыбель”. Если жена была девственницей, муж делал подарок теще.

233

Плата за невесту бывает действительная, получаемая отцом невесты, и обрядовая – “выкуп”, получаемый братом невесты или ее подругами. Обрядовый выкуп мог выплачиваться при обрядовой продаже и обрядовой краже.

Разновидности обрядовых выкупов: выкуп за невесту ее дружине; при угадывание женихом своей невесты за каждую ошибку он платил штраф; выкуп за проезд свадебного поезда; выкуп женихом вещей, украденных подружками невесты из приданого при переносе его в дом; продажа приданого подружкой невесты другу жениха; выкуп тести и тещи; выкуп места невесты за столом; выкуп косы невесты; выкуп невесты женатыми мужчинами на танец; кража туфли и шляпы жениха и возврат за выкуп; кража каравая и его выкуп старшей свахой; молодежь выкрадывала имущество в домах пировавших на свадьбе гостей и возвращала вещи владельцу за небольшой выкуп; выкуп молодым своего места рядом с молодой в первую брачную ночь у дружки.

Во время прощания молодой со своей семьей и домом гости нередко старались “украсть” для нее в доме ее родителей все необходимое в хозяйстве – от ложки до птицы и даже коровы. Украденное становилось собственностью молодухи.

Одним из оснований множественности обрядовых выкупов является реликтовые традиции оргиастических нападений и группового брака. Брачующиеся откупались также от сверстнических групп («девичник», «мальчишник»). Новобрачный угощал взрослых мужчин, совершая ритуал включению в группу женатых мужчин. Вкупины – вступление в общество замужних женщин.

Приданое. В странах с сильной матриархальной традицией брак осуществлялся в форме привода. Невесту приводят в дом к жениху, а за нее приносят приданое. Приданое собиралось и готовилось в основном на средства матери и дочери, ее подругами и составляло личную собственность женщины. Приданое в какой-то мере давало молодой хозяйке ощущение экономической независимости в доме мужа.

Кроме приданого, невеста получала наделок – свою долю дочери в будущем наследстве после смерти отца. Тогда дочь отказывалась от наследства. В

234

наделок входило любое имущество, выделяемое родителями за исключением одежды. Наделок поступал в семью мужа, становясь его собственностью. Приданое жена забирала с собой, возвращалась в дом родителей в случае вдовства или бездетности. В последнем случае мужу оставлялись его подарки.

У русских приданое дочери копили приданое, начиная с детства: “Дочку в колыбельку, приданое – в коробейку”. Приданое включало скот, деньги, хлеб, постельные принадлежности, верхнюю одежду девушки, белье, хозяйственный инвентарь, посуду, запас тканей.

Размер приданого зависел от состоятельности семьи и воли родителей. Сватовство расстраивалось, если сторона жениха считала приданое недостаточным. Иногда родители жениха сами давали деньги а приданое, что все было как у всех.

Отвоз приданого производился накануне свадьбы, во время венчания, иногда частями дополняли и после свадьбы. Приданое укладывали на воз, стараясь сделать его громоздким, чтобы казалось, что невеста богата. Нередко постельник, под надзором которого находилось приданое, несколько раз объезжал поселение, демонстрируя зажиточность невесты. Передача приданого сопровождалась символическим торгом, требованием огромного выкупа

Требование большого приданого мешало многим девушкам выйти замуж. В семьях бедного и среднего достатка замуж дочерей выдавали по старшинству, чтобы не всем сразу готовить приданое.

Часто девушка вынуждена была поступить в услужение или батрачить, чтобы скопить денег на приданое. Бесприданной невесте помогали родственники. Иногда покупали вскладчину. Если невеста сирота, то перед свадьбой ее крестная мать обходила всех женщин в селе. В Скандинавии, занимаясь сбором (собиранием) приданого, невеста со своей спутницей надевали парадную одежду, иногда несла на своей руке несколько сложенных шалей или платков как знак своего положения. Обходя деревню, она сообщала о свадьбе и получала различные подарки. Брала с собой нарядную наволочку или простыню, куда складывала подарки. После просватанья невеста собирала своих подружек для

235

помощи в шитье недостающих частей одежды. Если не успевали, уходя домой, брали с собой какую-нибудь работу. Девушки знали, что после свадьбы в доме свекрови невесте трудно будет найти деньги и время на свои нужды.

Свадебным платежом заканчивался побег жениха со свадьбы от невесты и свадебных гостей. Он отказывался возвращаться и кричал: “Не хочу бабу, только девушку”. После долгих уговоров и платы, которую давали жениху подруги невесты, он возвращался к невесте. Если новобрачная оказывалась нецеломудренной, то ее могли возвратить родителям и отец ее вынужден был давать большой откуп.

С приданым приходил в семью невесты и примак. Если не было наследников мужского пола в семье родителей жены, то парень должен был внести в хозяйство жены некоторую сумму денег, иначе он бы всеми считался бесправным.

Задания и упражнения:

1)Проанализируйте логику развития обменного брака как формы товаро-

обмена.

2)В каких хозяйственно-культурных типах доминирует калым, а в каких

приданое?

3)В чем заключаются экономические основания выпалты приданого и

калыма?

4)Опишите ваше приданое (или платежи невесте и ее семье)?

5)Разработайте экономический сценарий свадьбы с полным перечнем и тарификацией свадебных платежей.

236

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во всех обществах богатство означает изобилие средств существования. Для буржуа богатство воплощено в капитале, ренте, вещах и услугах, оплачиваемых деньгами. Для человека традиционного общества богатство заключается в собственности и статусе, которые приносят ренту, обеспечивают восстановление имущества, периодически утрачиваемого в результате бедствий. В архаическом обществе богатым считался человек, владевший значительными стадами домашних животных, хранилищем, всегда полным зерна, имевший несколько жен, приживальщиков и рабов, которые пасли его стада, обрабатывали поля и огороды, варили пиво для хозяина и многочисленных гостей. Богатый дом – это многолюдное хозяйство, место, где всегда много своих и чужих. Поля и хижины редко рассматривались в качестве богатства: первые в силу своей доступности, вторые – по причине простоты постройки. Быть богатым значило входить в многочисленную крепкую семью, иметь рабов и скот. Для первобытного человека богатство состоит в пище и большом числе сородичей, позволяющем чаще принимать участие в разделе пищи.

Показателем личного богатства является изобилие окружающих нас людей. В знаменитом докладе Римского клуба “За пределами роста” (1974 г.) говорилось: “Людям не нужны огромные автомобили, им нужно уважение. Им не нужны шкафы, полные одежды, они хотят быть привлекательными, им нужные волнения, разнообразие и красота. Людям не нужно засилье электроники, они хотят прожить свою жизнь с пользой. И так далее. Люди нуждаются в самоутверждении, в обществе, стимулах, признании, любви, радостях. Попытаться удовлетворить эти потребности материально – означало бы пробудить неутомимый аппетит к ложным решениям реальных, но неразрешимых проблем. Одна из основных сил, побуждающих стремления к материальному росту – это ощущение духовной пустоты. Общество, способное признать и сформулировать свои нематериальные потребности и найти пути их нематериального удовлетворения, потребует значительно меньших материальных и энергетических

237

затрат и обеспечит гораздо более высокий уровень удовлетворения человеческих запросов”.

Нилот, стремясь стать богаче в собственных глазах и глазах сородичей и соседей, как правило, менял зерно, охотничью добычу, мотыги и прочие плоды своего труда на мелкий рогатый скот, а последний – на крупный. На коров он приобретал жен для себя, своих братьев, сыновей и внуков и таким путем достигал полного благосостояния.

Сегодня одновременно с общим увеличением населения Земли наблюдается изменение соотношения числа белых и небелых. Это соотношение было примерно 1:1 сто лет назад, а сейчас на 80 цветных приходится 20 белых. Если эта тенденция не изменится, то к середине ХХI в. среди 10 миллиардов людей на Земле только от одного до пяти процентов будут белыми.

Для судеб Земли безразличен цвет кожи обитающих на ней людей. Возможно, межрасовые браки, внутривидовая гибридизация стимулируют эволюцию человека как биологического вида. Возможно, большая жизнеспособность и жизнерадостность цветного населения и меньшая жизнеспособность белого населения, при всем его материальном комфорте и благополучии, оправданы в эволюционной перспективе. Тогда победы над природой, которыми гордится Запад, будут принадлежать детям Востока, ибо детей у Запада все меньше и меньше.

Здесь возникает глубоко личный вопрос об исторической ответственности каждого не только перед будущими, но перед прошлыми поколениями, которые смогли выжить и продолжить род в куда более сложных условиях окружающей среды. Это вопрос о коллективной и индивидуальной ответственности за свой род и его будущее.

Принятие перспективы депопуляции и реализация соответствующей стратегии жизни означает селекцию одних родовых линий и выбраковку других. Малодетность, бесплодие, безбрачие – это самовыбраковка, обесценивающая усилия предков по продолжению рода. Самовыбраковка означает фактическое

238

признание себя эволюционным браком, отрицательной ценностью, обогащение которой уводит в “минус-бесконечность”.

Отказ от признания поражения в борьбе за личное существование и существование своего рода, отказ от признания личного вырождения и вырождения своей родовой линии открывает перспективу настойчивых усилий по поддержанию и наращиванию жизненного потенциала семьи. Только действительное давление жизни, жесткая необходимость обеспечения жизни будущих поколений своего рода является личным стимулом активизации экономической деятельности.

239

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

I. Произведения классиков экономической мысли

Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. Т. 4. М., 1983.

Беккер Г. Человеческий капитал // США: экономика, политика, идеоло-

гия. 1993. № 11–12.

Беккер Г. Экономика семьи и макроповедение // США: экономика, политика, идеология. 1994. № 2, 3.

Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках // THESIS. 1994. № 6. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.,

1998.

Бурдье М. Практический смысл. СПб., 2001.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

Геодакян В.А. Эволюционная теория пола // Природа. 1991. № 8. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1976. Домострой. Л., 1990.

Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994.

Кенэ Ф. Население // Кенэ Ф. Избранные экономические произведения.

М., 1960.

Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1995. Ломоносов М.В. О сохранении и размножении российского народа // Ло-

моносов М.В. Полн. Собр. Соч. Т. 6. М.–Л., 1952.

Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения // Антология экономической классики. Т. 2. М., 1993.

240

Маркс К. Капитал. Т. 1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. Милютин В.А. Мальтус и его противники // Милютин В.А. Избранные

произведения. М., 1946.

Милль Дж. Ст. Основы политической экономии. В 3-х т. Т. 1. М., 1981. Мосс М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических общест-

вах // Мосс М. Общества. Обмен, Личность: Труды по социальной антрополо-

гии. М., 1996.

Мосс М. Очерк о природе и функции жертвоприношения // Мосс М. Социальные функции священного / Избранные произведения. СПб., 2000.

Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М., 1995. Платон. Государство // Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. М.,

1999.

Прудон П. Что такое собственность? Или исследование о принципе права и власти; Бедность как экономический принцип; Порнократия, или Женщины в настоящее время. М., 1998.

Сенека Л.А. О благодеяниях // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

Чаянов А.В. Организация крестьянского хозяйства // Чаянов А.В. Избранные труды. М., 1993.

Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилитских народов. М., 1985.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.

II. Монографии и сборники

Абрамян Л.А. Первобытный праздник и мифология. Ереван, 1983. Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. М., 1974.

Александров В.А. Сельская община в России (XVIII – начало XIX в.). М.,

1976.

Соседние файлы в предмете Экономика