Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Смирнова Социология Образования Уч Пособие.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.26 Mб
Скачать

16 Малышевский а.Ф., цит. Соч.

17 Данные Госкомстат, таблица 8.1, 2003.

18 Данные Госкомстат, таблица 8.38, 2003.

Кроме того, существуют учебные заведения высшего профессио­нального образования МВД Российской Федерации, которые готовят кадры начальствующего состава высшей квалификации для органов внут­ренних дел.

В России традиционно и долгое время выпускники вузов по заверше­нии образования получали диплом специалиста. Отчасти это положение сохраняется и сейчас. К настоящему времени во многих вузах готовят выпускников, имеющих квалификации бакалавра и магистра. Диплом ба­калавра дает при поступлении на работу право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее об­разование. После получения высшего образования студент имеет право поступления в аспирантуру (очную или заочную) или магистратуру. Сле­дующим шагом в обучении является докторантура (очная и заочная).

Таким образом, система, которую мы обычно упрощенно называем «высшее образование», является сложной, разветвленной и полифунк­циональной.

Высшее образование — это область, которая освоена социологией об­разования широко и давно. Имеется огромное число работ, охватывающих самые различные его стороны: институциональные, субъектные, экономи­ческие, политические, педагогические и др. В одной из последних работ по социологии образования Ф.Э. Шереги, например, затронуты такие важные проблемы высшего образования как его реформирование и модернизация, коммерциализация, научная деятельность преподавателей, работа аспиран­туры и докторантуры, региональная «замкнутость» вузов и другие19.

В последнее десятилетие особое исследователей внимание привлекает феномен платного образования, пока достаточно новый для российских реалий. Он рассматривается с точки зрения доступности образования для различных слоев населения, качества платного образования, соответствия выпуска специалистов реальным потребностям рынка. Вхождение России в Болонский процесс порождает много вопросов, сомнений и проблем. Интеграция с европейским образованием представляется естественной, од­нако преобразования российского образования, имеющего давние тради­ции и свои достижения, не могут происходить по некоему «европейскому шаблону», а потому в ближайшие годы потребуют особых исследований, в том числе социологических.

19 Шереги ф.Э., цит. Соч.

20 Основы андрогогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. И.А.Колесниковой. М: Изд. Центр «Академия», 2003. Рабочая книга андрогога / Под ред. С.Г. Вершловского. СПб., 1998.

Послевузовское образование, или образование взрослых, андрого-гика20. В советский период система повышения квалификации имела глав­ным образом отраслевое оформление. Существовали достаточно круп­ные институты, которые были заняты повышением квалификации учителей, кораблестроителей, врачей и т. д. Существовала норма, что повышать ква­лификацию следует раз в пять лет, ибо устаревают знания, появляются новые технологии, растет влияние научно-технического прогресса. Пост­перестроечные процессы сильно трансформировали эту мощную, хотя и неповоротливую систему. Часть отраслей экономики отказались ее под­держивать, ибо она перестала финансироваться государством. Оставши­еся системы стали адаптироваться, переходя на платные основы и меняя свои функции. Традиционная система повышения квалификации специа­листов советского образца сегодня представляется архаичной, прежде всего, в силу того, что перемены в профессионально-квалификационном составе населения и различных секторах экономики происходят слишком быстро и радикально. Перестроечный период породил феномен смены профессий (инженеров, военных), огромную потребность в специалис­тах иного профиля (менеджерах, юристах, экономистах и др.). Перепод­готовка многих контингентов населения в связи с безработицей потребо­вала особого внимания к этой сфере, участия в ней государственных структур с целью социальной поддержки безработных, их трудоустрой­ства в других сферах занятости. Особое значение в сфере образования взрослых имеет специфика контингентов, уже имеющих первичное выс­шее или среднее образование, связь уже имеющегося профессионально­го и социального опыта и новых направлений обучения.

Спрос на обучение породил массу новых образовательных форм. Воз­никла стихийная система переучивания (смены специальности, получе­ния второго образования). В образовательную деятельность оказались вовлеченными не только специализированные образовательные учрежде­ния, но и многочисленные структуры, включившие в свою деятельность образовательные функции. Они представлены сегодня в самых различ­ных формах — семинары (краткосрочные и достаточно длительные), прак­тическое обучение, мастер-классы, тренинги и т. д. Однако все они вос­полняют лишь частичные, фрагментарные потребности населения в знаниях самого различного типа. Например, получение специальных умений и на­выков работы на компьютере, знание иностранных языков, владение ком­пьютерными программами по бухучету или компьютерному дизайну и т. д. Эти трансформации в системе образования породили рынок образова­тельных услуг, которому пока посвящено небольшое число работ.

Поствузовское образование не может сегодня исчерпываться только по­лучением дополнительных профессиональных знаний, оно призвано стать широким, ориентировать специалиста на социальные проблемы, а также на развитие своей области. Особой проблемой «переучивания» стала пробле­ма смены профессионального мышления. Так опыт переподготовки воен­ных, инженеров в учителей практически сразу показал, что «добавка» но­вых знаний не решает проблемы освоения новой профессии в целом. Требуется еще и блок методических знаний, подготовка к работе со школь­никами как иным, не взрослым субъектом. Этот социальный опыт высве­тил массу новых проблем, не изученных в системе переподготовки.

Система непрерывного образования. По сути, непрерывное обра­зование стало лозунгом еще XX столетия. Эта идея в прошлом веке зву­чала наиболее остро в связи с тем, что знания быстро устаревают, появля­ются новые, что требует постоянной дополнительной подготовки всех специалистов, что темпы научно-технического прогресса постоянно рас­тут. В XXI столетии эта идея приобрела в России в связи с перестройкой новое звучание. Высокая мобильность специалистов в связи с закрытием многих заводов и НИИ, появлением новых фирм, организаций, их час­тым распадом, открытием совместных предприятий потребовала от людей самостоятельного выбора новых форм подготовки. Большое число лю­дей стало выстраивать свои образовательные стратегии на основе своих личных потребностей, интересов и возможностей рынка труда21. Возник феномен «мозаичного образования», когда каждая новая форма образо­вания выбирается в соответствии с конкретной и ситуативной потребнос­тью отдельного специалиста, его ситуацией и системой предпочтений. Такое образование достаточно далеко отстоит от привычных институциональ­ных форм, от массового и стандартного образования советского периода. Однако его масштабы в современной ситуации достаточны широки. В качестве примера можно привести следующую схему: инженер, потеряв­ший работу, идет в сферу менеджмента и получает второе экономическое образование, затем осваивает нужный ему объем компьютерной грамот­ности, затем слушает курс психологии управления, получает возможность стажировки, занимает более высокий пост в новой профессии. При вер­тикальном продвижении схема вновь воспроизводится, имея другое на­полнение знаниями. Мозаичное образование выполняет функцию адапта­ции людей к быстро меняющейся ситуации. Однако оно отнюдь не выполняет функции систематического накапливания знания, их фундаментальности, приращения нового знания не как количества, а как нового качества. И в этом плане такие стратегии можно рассматривать лишь как паллиатив, как некое замещение непрерывного образования в его исходной идее.

В качестве форм, обеспечивающих различные образовательные потреб­ности населения, следует назвать следующие: религиозные образователь­ные учреждения, широко возродившиеся в России в 1990-е гг.; образова­тельные центры различных национально-культурных обществ; образовательные программы региональной и глобальной сети Интернет; цен­тры дистанционного образования, программы индивидуальной образова­тельной деятельности, самообучения, семейного образования; центры тес­тирования качества знаний, эффективности обучения и воспитания; новые формы перепрофилирования, переподготовки кадров. Все указанные фор­мы применяются достаточно широко, они существуют самостоятельно или включены в более крупные единицы — институты и университеты.

Дистанционное образование предстает сегодня как особая форма образования, в которой происходит не только заочное освоение знаний, но и диалог с преподавательским составом посредством компьютера и новых форм проверки знаний. Для многих контингентов людей это обра­зование становится практически единственно доступным, поскольку по­лучение второго высшего образования сегодня по закону доступно толь­ко в платной форме. Особенно характерной эта форма образования стала для многочисленных филиалов различных вузов страны, однако ее эф­фективность и качество пока остаются неизученными.

21 Мотивация обращения людей к новым формам образования уже на переломе 1990-х гг. включала следующие цели: приобретение новых знаний, саморазвитие и само­образование, овладение методами работы в новых условиях, смена профиля деятельно­сти, повышение дохода и др. См.: Крокинская O.K., Кащеев В.Д., Смирнова Е.Э. Новые формы образования как рынок образовательных услуг. М.: НИИВО, 1993. Вып. 4.

О мере распространения дистанционного образования отчасти можно судить по состоянию заочного образования. Следует сразу подчеркнуть, что эти данные можно оценивать лишь косвенно, поскольку дистанцион­ные формы обучения в заочной форме образования развиваются посте­пенно и не вытеснили традиционной «почтовой» формы обмена различ­ной информацией. Приведенные ниже данные отражают число студентов, обучающихся по заочной форме, в тыс. чел.22

Государственные Негосударственные

1994/95

1999/2000

2002/03

746,8 54,5

1277,6 173,0

1973,4 426,5

Очевидный рост количества людей, обучающихся в системе заочного образования, свидетельствует и о том, как самые различные формы дис­танционного образования занимают свои ниши в образовательном про­цессе. Не нужно быть прогнозистом, чтобы оценить и масштабы этой формы обучения и ее будущее.