Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Смирнова Социология Образования Уч Пособие.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.26 Mб
Скачать

Формирование образовательных общностей

Образовательными общностями в области образования выступают раз, личные профессиональные коллективы: учителя, работники системы дош­кольного образования, преподаватели вузов, техникумов, студенты и школьники. Особую группу составляют руководители, управленцы раз­ных звеньев и видов образования. Например, ректорский корпус выпол­няет не только свои прямые управленческие функции — в общественном сознании он ассоциируется с образовательной элитой. Поэтому так часты обращения к этой группе людей при решении многих образовательных (и не только) значимых вопросов.

Н. Смелзер отмечает, что у студентов именно в процессе учебы фор­мируются устойчивые ценности и убеждения, которые традиционно раз­деляют представители их профессии. Также он отмечает, что учеба (в конкретном вузе) сказывается и на политических взглядах72, т. е. широ­кие образовательные общности (такие как вуз, колледж) выполняют фун­кции интеграции.

К настоящему времени профессиональные общности обнаружили тен­денции к перемешиванию, что, видимо, является позитивным явлением. Для Петербурга стали заметным явлением контакты школы с вузовскими коллективами, что повышает интеллектуальный потенциал школы. Вузов­ские преподаватели часто преподают в различных вузах одновременно, что ведет к активному обмену мнениями, позициями. К образовательным общностям сегодня можно отнести и неформальные объединения, интег­рация которых происходит по проблемному признаку. В качестве примера можно назвать Советы ректоров или «Профессорское собрание» Петер­бурга. Все эти «обменные» процессы характерны для последних лет и заслуживают особого изучения.

Воспроизводство всех образовательных коллективов — особый про­цесс. Он оказывает большое влияние на подрастающее поколение, а также на развитие самих коллективов. Всем известно, что многие вузовские кол­лективы имеют серьезные научные школы, обладающие не только научным и педагогическим потенциалом, но и многолетними традициями, сводом этических норм. Сегодняшнее состояние вузов демонстрирует сильное ста­рение коллективов, что ведет к определенной инертности в преподавании и научной работе. Таким образом, мы сталкиваемся с искаженным воспро­изводством, запаздыванием многих вузов в их развитии.

В системе школьного образования это воспроизводство также можно обнаружить в различных формах. Сегодня молодой специалист — выпус­кник вуза не склонен идти в школу из-за низкой оплаты труда и трудностей работы с детьми. Молодые специалисты тоже стремятся сменить работу в

IJ

цтколе на более высокооплачиваемую. Потери учителей начальной школы очень высоки. Нарушается процесс воспроизводства учителей и в силу того, что заметная часть учителей с дипломами педагогических вузов за­мещена непрофессионалами (военными, инженерами). Процесс замеще­ния педагогов в школах набрал силу, когда в Петербурге появилось много безработных. Эта когорта людей проходит систему переподготовки, их зна­ний вполне достаточно для освоения многих школьных предметов, однако все школьные работники отмечают, что им остро не хватает методической подготовки. В данной ситуации необходимо отметить, что процесс воспро­изводства специалистов связан с более широкими социальными процесса­ми нашего общества. Он, бесспорно, затронул не только образование, но и многие другие сферы жизнедеятельности всего общества.

Интереснейшим профессиональным сообществом в науке выступает так называемый незримый колледж. Он представляет собой неформаль­ное объединение научных работников и преподавателей, занимающихся одной научной областью и связанных интересом к ней. Участники этого процесса могут быть знакомы лично или заочно (по публикациям, выс­туплениям на конференциях, обмену сообщениями). Главная функция этого неформального объединения состоит в том, что оно ориентировано на новизну, «задает» некую планку высоких достижений, которая является ориентиром для всех участников. Таким образом формируются некие нормы-идеалы, многие из которых позднее укореняются в науке и стано­вятся общепринятыми. На основе этих норм формируются последующие поколения исследователей, воспроизводя лучшие черты научных школ и неформальных сообществ.

Активизация социальных перемещений. В социальной структу­ре замещение многих должностей и приобретение более высоких стату­сов напрямую связано с наличием формально-квалификационных ха­рактеристик. Например, должность доцента в университете имеет право занимать только кандидат наук, опубликовавший определенное количе­ство работ. В школе тоже существует набор требований к учителю каж­дой категории. Многие современные фирмы сразу оговаривают те ква­лификационные и образовательные характеристики, которые нужны для работы в ней — например, высшее образование, знание компьютера и иностранного языка.

Р. Коллинз называет США обществом креденциализма, поскольку оно высоко ценит дипломы и степени73. Креденциализм — оценка индивида на основе достигнутого им уровня образования. С одной стороны, это всего лишь способ, с помощью которого рабочие места заполняются хорошо подготовленными людьми. Трудно представить сегодня, что пред­приятие возьмет сегодня на должность слесаря или токаря человека без соответствующей подготовки или опыта. То же самое происходит и в отношении рабочих мест, требующих высшего образования. С другой стороны, социальный опыт говорит и то, что далеко не всегда носитель Диплома отвечает требованиям рабочего места. В связи с этим многие

крупные организации имеют специальные службы собеседования и те­стирования, стажировки и испытательного срока.

Образование в этом плане выступает как сильный стимулирующий фак­тор, обеспечивающий вертикальную мобильность. В свою очередь, вер­тикальная мобильность дает возможность занимать рабочие места с более сложным содержанием деятельности, более высоким доходом и боль­шим социальным престижем. Важно и то, что вертикальная мобильность дает возможность развития личности и ее самореализации, что является важным социальным фактором.

Дж. Масионис приводит следующие выводы о характере социальной мобильности в США. Во-первых, для США характерна высокая мобиль­ность, причем, она выше для мужчин. Во-вторых, социальная мобиль­ность развивается как восходящая, что связано с индустриализацией, в результате которой было создано множество рабочих мест для «белых воротничков». В-третьих, социальная мобильность обычно ограничена перемещением в пределах одного классового уровня, но не в преодоле­нии расстояния между классами. И, наконец, социальная мобильность неравномерна: реальный доход медленно возрастал вплоть до 1970-х, после чего почти не изменялся, чуть повысившись к концу 1990-х74.

Образование также служит важным фактором перемещения индиви­дов в брачно-семейной сфере, но при этом выступает скорее как «вто­ричный фактор», связанный с повышением доходов.

Образование порождает различные виды миграции, такие как учеб­ная миграция молодежи, «утечка мозгов», профессиональная миграция молодых специалистов по месту работы — военные, сельские специа­листы (например, ветеринары).

Социальная селекция индивидов

В системе сложившегося, институционального образования на разных этапах и в разных формах происходит дифференциация индивидов по раз­ным образовательным потокам. Заметим сразу, что селекция индивидов происходит не только в стенах институтов образования, но и в силу раз­личных социальных причин. Например, феномен беспризорности практи­чески не связан со школой75. Образовательные стратегии выстраиваются ■самыми разнообразными способами, причем в данной схеме приведены далеко не все возможные варианты:

Начальная школа - беспризорник.

Полная (неполная) средняя школа - работа.

Полная (неполная) средняя школа - техникум, колледж.

Школа - армия.

Школа - вуз.

Существуют также коррекционные школы, школы для детей с отстава­нием развития, для детей с девиациями и т. д. Причем попадают туда дети не только в силу слабого интеллекта, но и в силу социальных причин — проблемные семьи, неблагоприятное социальное окружение и т. д.

Все указанные стратегии имеют множество внутренних особенностей. Например, ребенок попадает в элитную школу, которая обеспечивает ему комфортный переход в элитный вуз. Или ребенок в сельской местности фактически не может окончить среднюю школу в силу ее отсутствия (или по другим причинам), а потому в дальнейшем для него доступность всех других ступеней образования становится проблематичной. Совершенно оче­видно, что все образовательные стратегии в той или иной мере связаны с какими-то факторами социальной и образовательной селекции индивидов.

В американской социологии образования принят термин tracking, кото­рый описывает процесс «разведения» людей по разным образовательным каналам. Этот процесс сравнивается с обработкой монет в монетоприемни­ке, когда, сортируюсь по размеру, монеты попадают в тот или иной поток.

В качестве формального основания трекинга выступает интеллектуаль­ное развитие ребенка. Проверяется оно с помощью тестов интеллектуаль­ного развития. Эти тесты представлены и в российской системе образова­ния в элитных школах, в последние годы в вузах используется ЕГЭ. Однако уже доказано, что тесты не столько свидетельствуют о наличии интеллекта, тем более—его потенциале, сколько о социокультурной подготовленности ребенка в семье76 • Поэтому их работоспособность в этой ситуации часто подвергается сомиению. На социальную селекцию оказывает большое вли­яние и контакты р>ебенка с учителем. Чем более велика разница в культуре, тем сложнее склащываются отношения. Ребенок, владеющий малым сло­варным запасом, имеющий малый культурный потенциал, постепенно «вы­тесняется» из поля зрения учителя, получает мало его внимания, соответ­ственно, условия для его развития становятся менее перспективными.

В селекции интдивидов в процессе получения ими образования огром­ную роль играют' и денежные вложения родителей. Исследования петер­бургских школ показали, насколько велики и разнообразны вложения ро­дителей в учебу ребенка. Они складываются из покупки специальных учебников (дополшительных, дорогостоящих); вложений в дополнительное, внешкольное обр газование (кружки для изучения иностранных языков, ком­пьютера, других шредметов); репетиторства (и как помощи отстающим, и как дополнителыное развитие ребенка в перспективных для дальнейшей учебы предметах.); курсов для поступления в вуз (от 3-х месяцев до 2 лет).

Но этим финансовые вложения не ограничиваются. Все большее чис­ло родителей, еслтш они только в состоянии это сделать, оплачивают даль­нейшее образовашие детей. Однако совершенно очевидно, что далеко не все родители имеют такие возможности.

Таким образов, трекинг связан с тремя важными обстоятельствами:

— интеллекту гальный потенциал ребенка; наличие у него отдельных, ярко выраженных способностей (особая линия—одаренные и талантливые дети);

  • внимание к ребенку в семье, ее социкультурный потенциал; *

  • финансовые возможности семьи.