Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Белановский С.А.Глубокое интервью.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
04.01.2020
Размер:
2.77 Mб
Скачать

Глава 3. Методика и техника интервьюирования

§ 5. Начало интервью

175

респонденты, принадлежащие к высшим социальным классам, разговаривали с интервьюерами, как с шоферами такси, тогда как респонденты из низших классов, не привыкшие, чтобы люди более высокого статуса беседовали с ними так уважитель­но, попадали в нетипичную ситуацию, что искажало результаты опроса.

Социальный статус человека определяется большим числом компонентов, в состав которых входят упомянутые выше пол, возраст и атрибуты внешнего вида. Нежелание людей среднего и пожилого возраста, а также лиц, занимающих руководящие посты, беседовать с молодыми интервьюерами объясняется, по-видимому, в первую очередь статусными различиями (при­мер из интервью с заместителем председателя облисполкома: «Я впервые обсуждаю столь серьезные вопросы с такой молодой женщиной»). Требования к одежде и внешнему виду интер­вьюеров, по-видимому, должны возрастать в случае опроса лиц с высоким статусом (должностным положением) и снижаться при интервьюировании лиц с низким общественным положени­ем. Сказанное не означает, однако, рекомендации копировать одежду респондентов; речь идет лишь о варьировании атрибутов внешнего вида в пределах статуса должностного лица среднего ранга или, как теперь принято говорить, представителя «сред­него класса». Копирование атрибутов внешнего вида людей с низким социальным положением требует от интервьюера со­крытия своего реального должностного положения и принятия роли «человека» со статусом, равным статусу интервьюируемо­го. Это очень специфичный вид интервью, близкий по своим характеристикам к включенному наблюдению.

Статус интервьюера определяется также его должностным положением, статусом представляемой им организации и стату­сом спонсоров. При интервьюировании лиц с высоким долж­ностным положением интервьюер должен по возможности «по­высить» свой статус (например, с помощью рекомендательного письма, подписанного высоким начальником). В практике ин­тервьюирования встречались случаи, когда должностные лица высказывали недовольство тем, что беседу с ними ведет «всего лишь» младший научный сотрудник, а не лично заведующий лабораторией.

Вторая группа факторов, влияющих на установление кон­такта с респондентом, это, как было сказано, стиль поведения интервьюера.

Стиль поведения включает в себя вербальную и невербаль­ную компоненты. Последняя, как показывают эксперименты, очень важна. Многие квалифицированные интервьюеры почти не используют слова для достижения благоприятного клима­та. При установлении контакта они улыбнутся, пожмут руку, предложат удобное кресло и предпримут прочие аналогичные действия, чтобы снять первичное напряжение.

Невербальные способы установления контакта могут быть дополнены вербальными. Некоторые авторы рекомендуют на­чать разговор о чем-нибудь нейтральном, например, о погоде. Не отрицая возможности использования данного метода, отме­тим, что невербальные способы установления контакта, по на­шему мнению, являются главными, и при умении интервьюера ими пользоваться он может практически сразу переходить к делу. Помимо перечисленных выше, невербальные способы включа­ют в себя открытый взгляд, естественную позу, внимание, тон разговора. Очень важны собранность и быстрая реакция, выра­жающаяся в способности «на лету» схватывать слова и реакции респондента.

Общепризнанно, что важным мотивирующим фактором, которым располагает интервьюер, является серьезность его на­мерений. Американский журналист Х.Шервуд, обобщая свой многолетний опыт, писал: «Покажите, что Вы ставите серьез­ную задачу, и Вы обязательно увлечете этим интервьюируемо­го». Это подтверждают и высказывания советских журналистов, собранные Т. Шумилиной. В частности, она приводит при­мер из интервью с журналистом Е. Фадеевым: «Первая встреча с разведчицей Марией Ф. у меня не получилась. Стал думать, почему. И понял, что она посчитала меня мальчишкой, неопыт­ным в жизни, неспособным понять всей сложности ее судьбы. Тогда я попросил разрешения прийти еще раз и принес свои работы — интервью с различными людьми, в том числе с извест­ными общественными деятелями, учеными, военачальниками. Она спросила, зачем. Я говорю: "Мне показалось, что Вы

176