
- •3. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность». Смысл ритуала. Ритуальное священнодействие и древнегреческая трагедия. Религия, богословие, философия.
- •5. Новый Завет и радикальная «неразумность» христианства. Ветхий Завет в свете Нового. Иудеохристианство и павлинистская экклесиология. Универсализм св. Павла.
- •7. Размежевание христианства и «лжеименного знания» (гносис). Основные представители гностицизма. Гностицизм ученый и «массовый». Ириней Лионский.
- •8. Античные критики христианства. Кельс, Порфирий, Юлиан Отступник.
- •11. Феномен монашества. Антоний Великий. Роль каппадокийцев в оцерквлении монашества. Киновитское монашество. Пахомий великий.
- •12. Тринитарные и христологические споры. Основные ереси (арианство, несторианство, монофизитство). Принцип отторжения ересей. Халкидонское вероопределение (451 г.).
- •13. Латинская патристика IV - V вв. Иларий Пиктавийский: перевод греческой тринитарной терминологии. Деятельность Мария Викторина Африканского.
- •14. Поздняя патристика. Особенности восточного и западного монашества.
- •16. Продолжение христологических споров. «Моноэнергизм» патриарха Сергия, монофелитство. Максим Исповедник. Жизнь и труды. Смысл учения о двух волях. Мистагогия.
- •4. Оживление мистических настроений в конце X - начале XI вв.
- •23. Этика Абеляра. Школы и университеты. Аббат Сюжер и начало Готики. Мистика Бернарда Клервоского. Иоанн Солсберийский. Сен-Викторские мистики. Иоахим Флорский: содержание и судьба учения.
- •25. Перипатетизм Альберта Великого. Схоластическое учение о трояком существовании универсалий. Три рода реальности.
- •28. Логика в XIII веке. Петр Испанец. Жизнь и творчество Раймунда Луллия.
- •2. Филипп Красивый и Бонифаций VIII.
- •3. Полемика с томизмом.
- •4. Дунс Скот и постепенный самороспуск схоластики
- •Третий этап исихастских споров: столкновение исихазма и схоластики - Феофан Никейский и Иоанн Кантакузин против кружка братьев Кидонисов.
- •Гл. 1. О том, что знание есть незнание.
- •Гл. 3. О том, что точная истина не постяжима.
- •Гл. 4. Абсолютный максимум, совпадая с минимумом, понимается непостижимо.
- •Гл. 9. О вечном исхождении связи.
- •36. XVI в. Гуманисты и скептики. Мишель Монтень. «Открытие» и «удвоение» мира в эпоху Возрождения. Круг и прямая. Маятник. Новая наука и утопия. Коперниканский переворот.
- •37. Традиция немецкой мистики (от Майстера Экхарта) и реформа Лютера. Лютер и Эразм. Реформация и контр-реформация. Спор Эразма и Лютера о свободе воли.
- •38. Натурфилософия Возрождения XV-XVI вв. (понятие sympathia universalis.
- •40. Контрреформация, иезуиты и вторая схоластика. 1600. Шекспир, Сервантес, Веласкес. Мир-картина и удостоверение личности. Б. Грасиан: наука благоразумия. Завершение схоластики у ф.Суареса.
Гл. 1. О том, что знание есть незнание.
«Бесконечное ускользая от всякой соразмерности, остается неизвестным».
«Соразмерность, означая вместе и сходство в чем-то общем, и различие, не мб понята помимо числа. Поэтому все соразмерное так или иначе охватывается числом».
«… наверное, ввиду этого Пифагор рассудил, что все образуется и постигается благодаря силе числа».
«Одназначное приведение неизвестного к извесному насколько выше человеческого разума, что Сократ убедился, что он знает только о своем незнании». «Аристотель пишет в своей «Первой философии», что природу самых очевиднейших вещей нам увидеть так же трудно, как сове – солнечный свет».
«Все, что мы желаем познать, это наше незнание».
«Если мы сможем достигнуть этого в полноте, мы достигнем знающего незнания».
Гл.2.
«Максимум, в кот. и видит бога вера всех народов». 52
Абсолютная максимальность емть абсолютное бытие, универсальное единство, идущее от него – тоже максимому, исходящий от неог потому существующий как Вселенная – его единство определилось во множество, вне которого не может [ничего] существовать».
«Вселенная как с своей конечной цели актуально существует максимальным и совершеннейшим образоми который поэтому соединяется с абсолютом, всеобщим пределом… вместе конкретный и абсолютный, которому имя Иисус вечно благословенный».
«Корень знающего незнания – в неуловимости точной истины»3.
Гл. 3. О том, что точная истина не постяжима.
«Не являясь истиной, наш разум тоже никогда не постигает истину так точно, чтобы уже не мог постигать всё точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности, он никогда не станет равен кругу, если не разрешиться в тождество с ним».
«В точности, как она есть, истина неуловима, наш разум относится к истине, как возможность – к абсолютной необходимости».
«Суть вещей… непостижима в своей чистоте. …Чем глубже наша ученость в этом незнании, тем ближе мы приступим к истине». 54
Гл. 4. Абсолютный максимум, совпадая с минимумом, понимается непостижимо.
«Абсолютный максимум пребывает в полной актуальности, будучи всем, он не может быть по той же причине, по которой не может больше, он не может быть и меньше..=> максимум очевидным образом сопадает с минимумом».
«Противоположности (в разной мере) свойственны только вещам, допускающий превышающее и превышаемое, абсолютному максимому они никак не присуще, он выше всякого противоположения».
«Поскольку абсолютный максимум есть абсолютная актуальности всего могущего быть, то он одинакого выше и всякого утверждения, и всякого отрицания». – опроверг и катафотич., и апофотич. методы.
«Максимум и минимум заключают в своей абсолютной простоте всё».
«Абсолютный максимум именуется через неименуемость».
гл. 8 «Рождение есть повторение единства».
Гл. 9. О вечном исхождении связи.
«От единства рождается равенство единство, и от них обоих исходит связь, всё равно и единство, и его равенство, и исходящая от обоих связь одно и тоже, “это - оно - тоже”».
«Троица: “единство – оность – тождество”, оность – отнесенность к единству, тождество оности и единства – связь, всё вместе довольно близко сообстветсвует Троице».
«Отдаленное сохдство: Единство – Отец, равенство – Сын, связь, или любовь – Св. Дух».
« “Единство есть максимум” уже выражает троичность».
Николай Кузанский (1401-1464, селение Куза в Германии) – нем. кардинал, его иногда считают родоначальником нем. философии. Главный труд «Об ученом незнании» -- логич. рассуждения не в русле Аристотеля, ориентация на неоплатонизм: синтезирует апофатическую теологию и натурализм, спекулятивную логику и эмпиризм. Бог существует в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы. (4.) Сверхприродность Бога, но в определениях Кузанский деперсонализирует его и отожд. Бога с Единым, мировым целым – что ведет к пантеизму. Н.К. отдает последнюю дань креацианизму, но однократное творение уступает неоплатоническому «вечному порождению» (вневременному) и идее генезиса бесконечного конкретного мира из бесконечной ничем не ограниченной возможности.
Его воззрения не выходили за пределы религии (предмет познания - Бог), но 1. метод познания по аналогии с математическим доказательством (как бы пифагорейским) был по сути антисхоластическим и предвосхищал дух естествознания Нового времени (представление о мире как космической машине: «Трактат о конфигурации качеств» - мир, созданный божественным мастером в соответствии с числом, мерой и весом, предстает как огромный небесный механизм). «Об опыте с весами» -- введение колич. методов для более точного познания явлений природы. Один из предшеств. диф. исчисления в математике, автор первой географич. карты Европы; реформы юлианского календаря, осущ. полтора столетия спустя; астрономич. модели, рассматривавшей идеи гелиоцентризма, высказанные на столетие позже Коперником, как частный случай.
Онтология. Учение о “возможности-бытии” и бесконечности. (также «О возможности-бытии», «Об игре в шар», «О вершине созерцания»)
2. Бог как актуальная бесконечность, "абсолютный максимум", чье "самоограничение" есть "развертывание" единства и простоты во множественность и сложность мира, мыслимого как потенциальная бесконечность, "ограниченный максимум". Божественное бытие т.о. мыслится как абсолютная возможность (posse-est), "форма форм", будучи одновременно и абсолютной действительностью (est). «Развертывание» мира дополняется его «свертыванием»: возвращением его в лоно Божественного абсолюта.
3. Мир – не изолированный шар в лоне абсолюта, но бесконечный шар. Поскольку мир безграничен и Богом может быть задано любое "ограничение", постольку бытие не может быть центрировано каким-либо одним определенным способом: "Машина мира имеет свой центр... повсюду, а свою окружность — нигде, потому что Бог есть и окружность, и центр". Такая структурировка мироздания, с одной стороны, приводила к пантеизму ("Бог везде и нигде"), а с другой — предвосхищала гелиоцентрич. теорию Коперника, выступая по отношению к ней более общей моделью ("Как земля не есть центр мира, так и окружность его не является сферой неподвижных звезд"). Нет устойчивого и абсолютного центра, нет и абсолютного покоя. Абсолютной является лишь бесконечность.
4. Мироздание -- единый живой организм, одушевленный мировой душой: "сама растительная жизнь в своей темноте скрывает в себе жизнь духовную". Рассмотрение разума в качестве божественной космической силы в опр. мере предвосхитило концепцию ноосферы.
5. «Согласие веры»: мысль о единой для всех народов религии «божественного Логоса», у всех людей в разуме есть идея Единого Бога, соед. все сущ. религ. вероисповедения разумным подходом – универсалистские стремления, широко распр. в эпоху гуманизма (позднее эта идея в Платон. академии Фичино). Максимально бесконечный и предельно единый Бог – межрелигиозное понятие, присущее вере любого народа («Об ученом незнании» I, 2, 5, 7, 18), а не объект к.-л. положительной религии. Абстрактно-философская суть такого Бога выражается словами «не иное», «возможность-бытие», «форма всех форм», «максимально простое единство» («сокрытый Бог», который повсюду и нигде, предстает как всегда явленное, но непрестанно ускользающее от нас единство мира) и т.д..
Гносеология: (0а.) Познание есть соизмерение неизвестного с известным. Но Бога не измерить, Бог есть бесконечное, а оно ускользает от соразмерности. «Все исследуется в сравнении через посредство пропорции». След., знание о Боге есть форма незнания (Троицу), отсюда апофатика. Но может, знание о Боге невозможно? – понятие предельного перехода из математики [уравнение бесконечного приближения к пределу – решаемо]. Дуга при увеличении радиуса становится касательной, стороны треугольника при уменьшении угла образуют прямую. (1.) Метод познания по аналогии с математическим доказательством: "все установлено и понято на основе чисел", и "кто исчисляет, тот развертывает и свертывает". (0б.) Но в отличие от тварного мира, Бог принципиально непознаваем рац. средствами: разум может лишь асимптотически приближаться к истине, «как многоугольник к кругу» -- антидогматический отказ от претензии на обладание абсолютной истиной.
6. Бог выше противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу. Диалектический тезис о единстве и борьбе противоположностей: в Боге совпадают все противоположности: абсолютный максимум: единое, оно есть все, а поскольку ему ничто не противостоит, с ним совпадает и минимум (оно «ничто из всего», т.к. нигде не обретаемо – «Об ученом незнании» I, 16, 43). «Непостижимость совпадения противоположностей для рассудка и есть корень всех его утверждений» -«О предположениях» II, 1, 76). Простота и «свёрнутость» абсолюта ставит его вне противоположноСтей, которые тонут в нём, как капли в океане.
Бесконечность заставляет нас полностью преодолевать всякую противоположность (так, по мере увеличения радиуса окружности она совпадает со своей касательной", а потому "бесконечная кривизна есть бесконечная прямизна"; аналогично треугольник по мере уменьшения одного из углов превращается в прямую).
Кузанский и Дионисий Ареопагит: Идеи Ареопагитиков о непознаваемости и неизреченности божественного существа -"О божественных именах", где дан термин «апофатическое богословие») и диалектика (тезис о "бытии бога в его небытии"), его мистическое постижение, а также пантеизм, присущий неоплатонизму (все во всем) - оказали влияние на мыслителей эпохи Возрождения (Николай Кузанский, Бруно, Фичино, написавший комментарий к собственному переводу "О божественных именах", Пико делла Мирандола).
Мистико-идеалистическая направленность (также работы «О сокрытом Боге», «Об искании Бога», «О видении Бога», «О даре Отца светов» и др.). 7. Идея априорного предвосхищения результата познания, основанного на творческой силе воображения (vis imaginativa): "поскольку первообраз всего отражается в уме, как истина в образе, постольку ум имеет в себе то, на что он взирает и в соответствии с чем создает суждения о внешнем" (ср. с кантианским трансцендентальным единством апперцепции как условием возможности всякого синтеза в рамках когнитивной процедуры). Чувство (вместе с силой воображения vis imaginativa)- рассудок (ratio)- разум (intellectus - творч. способность "умозрения", которая "постигает лишь всеобщее, нетленное и непрерывное"). 6-7. В разуме происходит "совпадение противоположностей" (coincedenica oppositorum): в его системе отсчета "противоположности существуют лишь для вещей", но на них "спотыкается рассудок, что не может связать противоречия, разделенные бесконечностью" (> антиномии Канта и гегелевская диалектика противоположностей). Под влиянием позднего номинализма Н. К. одобряет принцип сенсуализма «В разумении нет ничего, чего раньше не было бы в чувстве» (Об уме II, 64) – сила рассудка не мб приведена в действие без чувств. представления. Но разум (интеллект) не связан со сферой чувств.-телесного, он не принадлежит «ни времени, ни миру, будучи абсолютно свободным от них». Он постигает только всеобщее, нетленное и постоянное (силой интуиции).
Диалектика истины. Совпадение противоположностей также означает, что истина неотделима от заблуждения. Под влиянием оккамизма, Н.К. не раз повторяет, что подлинные сущности вещей непостижимы. Познаваемость мира предполагает непознаваемость Бога. В сфере науки знание важнее незнания, но в сфере философии необходимо «ученое незнание»: «Знает по-настоящему только тот, кто знает свое незнание» («О сокрытом Боге», 6) – лучше всего это давалось Сократу, а хуже всего – схоластам.
8. Гуманизм: "в человеке все возведено в высшую степень", а человеческая природа мыслится "полнотой всех всеобщих и отдельных совершенств". Человек – это человекобог - Бог, хотя и не в абсолютном смысле. Абсолютное слияние божественного и человеческого реализовалось лишь во Христе, отсюда христологический характер учения Кузанского о человеке. Но есть тенденция трактовать Христа не как богочеловека, а как человекобога - максимального человека. Утверждал мощь человеческого познания: через творческую деятельность своего ума человек уподобляется Богу (“человек есть его ум”). Гносеологический оптимизм: человеческий ум (mens) способен в когнитивной процедуре реконструировать "развертывание" Бога в природу (т.е. "развертывать" тот смысл, "интеллигенцию", что скрыты в ее глубинах). Познание “развернутого” мира, т.е. Бога, является делом разума, а не веры, которая хочет постичь Бога в его “свернутой” форме. «Разум направляется верой, а вера раскрывается разумом».
Человек – «малый мир», универсум – «большой мир», Бог – «максимальный мир», малый подобие большого, большой – максимального («Об игре в шар») – [т.о. мир между человеком и Богом, путь к Богу проходит через мир – возрожденческая черта].
Книга вызвала нападки (гейдельбергского богослова И. Венка «Невежественная литература», сторонник традиц. схоластики, против отождествления Творца и творения), однако ответная "Апология ученого незнания" Н.К. оказалась удачной, и он не только не подвергался преследованиям за свои взгляды, но умер одним из влиятельнейших руководителей Римской церкви (папа-гуманист Николай V возвел его в кардинальский сан). В науке предвосхитил появление бесконечно малых, методологию математических понятий для познания природы (механику Галилея).