Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник 2.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2.01 Mб
Скачать

Способности

В то время как потребности и мотивы характеризуют направленность личности, способности характеризуют успешность ее деятельности. «Всякая способность, – указывал С. Л. Рубинштейн, – является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических данных. Мы говорим об этих данных как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и данные, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые от нее исходят».4

Признаки способностей. Для характеристики содержания категории «способность» советский психолог Б. М. Теплов выделяет следующие три наиболее существенных признака.5

  1. Под способностью подразумеваются индивидуально-психологические особенности личности, отличающие одного человека от другого. Естественно, что нет необходимости называть способностями такие свойства личности, по которым не существует индивидуальных различий между людьми.

  2. Способностями называются не всякие индивидуальные психологические особенности личности, а только те, которые оказывают влияние на успешность какой-либо деятельности или нескольких видов деятельности. Такие свойства, как раздражительность, конфликтность, самоуверенность и др., хотя и являются бесспорно, индивидуально-психологическими особенностями личности, не являются способностями, потому что не доказано, что они необходимы для успешного выполнения деятельности. С другой стороны, мы считаем способностями такие индивидуально-психологические особенности, как абсолютный слух или зрительно-моторная координация, потому что они необходимы для успешности (соответственно) музыкальной и спортивной деятельности.

  3. Способности не сводятся к наличным знаниям, умениям или навыкам. Способности – это такие индивидуально-психологические особенности, которые объясняют легкость и быстроту приобретения знаний, умений и навыков.

Нередко бывает, что руководитель недоволен достижениями своего подчиненного, хотя он показывает результаты более высокие, чем некоторые его коллеги. Руководитель объясняет это тем, что данный работник не полностью реализует свои способности и при более добросовестном отношении к работе его результаты могли быть гораздо выше. Одинаковые результаты у разных людей не означают, что у них одинаковые способности: у одного человека, обладающего блестящими способностями, эти результаты указывают на недостаточную работу, у другого – свидетельствуют о больших достижениях.

Когда выдвигают молодого руководителя на вышестоящую должность и мотивируют это хорошими педагогическими и организаторскими способностями, то, конечно, не считают, что его хорошие способности свидетельствуют о наличии необходимых, навыков и умений для такой ответственной работы. Как раз наоборот: руководство предполагает, что, хотя молодой и пока, еще неопытный специалист не имеет необходимых знаний и умений в полном объеме, благодаря хорошим способностям он сможет приобрести их в достаточно короткие сроки.

Таким образом, эти примеры показывают, что способности только облегчают приобретение знаний, умений и навыков, но сами не сводятся к ним.

Обобщая перечисленные признаки способностей, можно определить их как такие индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит быстрота приобретения знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения деятельности.

Способности и задатки. В обыденном представлении с понятием «способности» связывается представление о врожденности. Многие люди ошибочно считают, что способности передаются от родителей к детям. Для доказательства наследования способности обычно говорят о семействах, в которых на протяжении нескольких поколений появились лица с выдающимися способностями. Прапрабабка Л. Н. Толстого Ольга Головина (в замужестве Трубецкая) и прабабка А. С. Пушкина Евдокия Головина (Пушкина) были родными сестрами. У пяти крупнейших представителей немецкой культуры – поэтов Шиллера и Гильдерлина, философов Гегеля и Шеллинга, физика Планка общим предком был живший в XV в. Иоган Вакт. Умерший в 1719 г. житель Вены Симон Михель был прадедом К. Маркса и Г. Гейне6. В семье Иоганна Себастьяна Баха в пяти поколениях предков насчитывалось 18 композиторов, из них 11 приходилось на родственников по нисходящей линии, причем всего 10 мужчин из этой семьи не обнаруживали музыкальных способностей7. В семье Моцарта насчитывалось пять талантливых музыкантов, у Иоганна Штрауса, автора всемирно известных венских вальсов, отец был известным композитором и т.д. Известны семейные династии артистов, врачей, юристов, спортсменов и т.п.

Основываясь на этих данных, многие ученые считают, что одни семьи обладают наследственными высокими способностями, а другие – нет и поэтому даже при благоприятных условиях развития не смогут сделать ничего выдающегося.

Ошибочность подобного вывода обусловлена тем, что он делается на основании тенденциозных исследований только семей выдающихся людей, без анализа родственных связей малоталантливых людей. Вместе с тем если детально проследить их родственные связи, то обнаружится, что у этих людей тоже есть выдающиеся родственники. Кроме того, в подобных исследованиях не учитывается так называемая социальная наследственность. Нет ничего удивительного, что дети известных спортсменов тоже занимаются спортом и добиваются заметных успехов: они с детства приобщены к спорту и полюбили его благодаря горячей увлеченности своих родителей.

Генетическая наследственность, конечно, играет определенную роль в развитии способностей человека, но они не являются функцией только одной этой наследственности. Во-первых, генетическое и социально формируемое слитно в каждой способности в неразрывное единство, так что только гипотетически можно говорить о преобладании одного над другим. Во-вторых, наследуются не сами психические способности в их конкретном психологическом содержании, а лишь органические предпосылки их развития.

Эти органические наследственно закрепленные предпосылки развития способностей называются задатками. Для двигательных способностей такими задатками являются особенности нервно-мышечного аппарата, для интеллектуальных – сила и подвижность нервных процессов, хорошее кровоснабжение мозга и т.п. Задатки служат предпосылками развития способностей, но совершенно не однозначны с ними и не определяют развития способностей автоматически. «Способности не заключены в задатках. В онтогенезе они не проявляются, а формируются. Задаток – не потенциальная способность (а способность не задаток в развитии), так как анатомо-физиологическая особенность ни при каких условиях не может развиться в психическую особенность. Следует учитывать также, что природные предпосылки и сами по себе являются продуктом исторического развития. То, что запечатлевается в нервной системе и что передается от поколения к поколению в виде определенных задатков, является тоже результатом длительного филогенетического развития»8.

Задатки полифункциональны. Это означает, что на базе одних и тех же задатков могут быть сформированы самые различные способности. Какие – зависит от окружающей среды, условий воспитания и обучения, требований конкретной деятельности. Например, высокая подвижность нервных процессов может войти в структуру способностей к разным видам спорта, связанным с необходимостью реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, изменять темп и ритм (игровые виды спорта, бокс, фехтование, стендовая стрельба и т.п.).

Разовьются ли задатки в способности,, зависит не только от самого человека или выбранного им рода деятельности, но и от конкретных исторических условий и потребностей общества. В качестве иллюстрации этого положения психолог Я.Л. Коломинский рассматривает следующую воображаемую ситуацию: «Где-то на одиноком и далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой музыки, кроме одноголосого пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана. В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокой музыкальной культурой и попал там к хорошим педагогам»9.

Таким образом, отвергая положение о врожденности способностей многие психологи ни в коей мере не отвергают того факта, что в основе их развития лежат задатки. Различие здесь примерно такое же, как между рудой и полученным из нее металлом. Руда, конечно, определяет в какой-то степени конечный продукт, но еще больше он зависит от потребностей общества в определенном типе сплавов, уровне технологии, способах обогащения руд и т.п.

Виды способностей. В психологии принято различать общие и специальные способности. 0бщие способности обусловливают успешность выполнения широкого круга видов деятельности, а специальные – только строго определенных видов деятельности. Так, ловкость, хорошая зрительно-моторная координация движений необходимы представителям разных видов деятельности, а устойчивость позы – преимущество стрелкам или натурщикам.

К общим способностям, необходимым для успеха почти во всех видах деятельности, относят интеллект и креативность.

Интеллект. Попытки психологов измерить умственные способности привели к разработке понятия «интеллект», Оно было идентифицировано с коэффициентом интеллекта (КИ), получаемым с помощью тестов умственных способностей. Такие тесты по меньшей мере частично измеряют различные аспекты общих умственных способностей, важных для адаптации в той культурной среде, в которой эти тесты разрабатывались. По содержанию тесты умственных способностей представляют задачи, допускающие только один правильный ответ. Правильным считается тот ответ, который использует всю информацию, содержащуюся в условии задачи.

Это положение хорошо иллюстрирует известная задача английского психолога Г. Айзенка10. Карлик живет на 20-м этаже небоскреба. Каждое утро, отправляясь на работу, он входит в лифт, нажимает кнопку и спускается на 1-й этаж. Вечером, возвращаясь с работы, он входит в лифт, поднимается на 10-й этаж, а с 10-го этажа до 20-го идет пешком. Почему он сразу не едет на 20-й этаж? Ответы: «тренируется», «сгоняет вес», «навещает знакомую на 10-м этаже» – вполне правдоподобны, но не верны. Правильный ответ: «Карлик не может дотянуться до кнопки 20-го этажа», так как только в этом ответе используется вся информация, содержащаяся в условии задачи. В остальных ответах не использована информация о росте.

Другой пример. Он построен по принципу «исключение лишнего». Даны названия семи городов: Бухарест, Варшава, Лондон, Магадан, Панама, Тбилиси, Торонто. Требуется исключить слово, которое не подходит к остальным шести. Каждое из перечисленных слов можно считать лишним по какой-либо причине. Можно выделить самый северный или самый южный, самый многолюдный или малонаселенный город. Можно исключить Торонто, потому что он единственный заканчивается буквой «о», или Тбилиси, потому что только он заканчивается на «и», и т.д. Критериев может быть много, и соответственно много решений. Но правильное решение одно: лишнее слово Бухарест, так как в этом слове три различных гласных буквы, а во всех остальных словах гласные буквы одинаковые. Однако все ответы, кроме одного, не учитывают этой информации и не выделяют общего для всех слов признака повторяемости гласных. Этот принцип нахождения одного единственно правильного решения, наиболее полно использующего информацию, содержащуюся в условии задачи, характеризует все тесты и испытания, направленные на измерение интеллекта. Поэтому интеллектуальные тесты называют также тестами конвергентного (сходящегося) мышления (Дж. Гилфорд). По правильности решения человеком стандартного набора конвергентных задач вычисляется коэффициент интеллекта (КИ).

Для детей КИ вычисляется как отношение «умственного» и «паспортного» возрастов:

КИ= .

Для взрослых такое вычисление КИ не имеет смысла. Для них КИ вычисляется путем сравнения индивидуальных оценок с распределением оценок в популяции. Результаты и статистической классификации людей по уровню интеллекта представлены в табл. 1.

Таблица 1. Классификация населения по уровню интеллекта

Оценка КИ в баллах

Уровень интеллекта

Процент лиц с данным КИ в популяции

130 и выше

Очень высокий

2,2

120-129

Высокий

6,7

110-119

Хорошая норма

16,1

90-109

Средний

50,0

80-89

Низкая норма

16,1

70-79

Пограничная зона

6,7

69 и ниже

Умственная отсталость

2,1

Нижний и верхний диапазоны распределения КИ составляют умственно отсталые и высоко талантливые индивиды. Поскольку распределение КИ непрерывно и нормально, то умственная отсталость и очень высокий интеллект встречаются одинаково редко, всего в 2% случаев. Определение КИ имеет в настоящее время большое значение и используется главным образом при профотборе, при диагностике социальной запущенности и умственной неполноценности. Однако отношение к содержанию и интерпретации значений КИ в настоящее время существенно изменилось по сравнению с некритическим отношением в 30-е годы. Появились многочисленные исследования, показывающие изменчивость КИ, чувствительность его к обстановке, а также зависимость от социальных и культурных факторов. Впрочем, это не снижает важности измерения КИ для личностной диагностики как способа получения информации об интеллектуальных способностях индивида по сравнению со способностями других лиц и о текущем состоянии психического функционирования.

Креативность (творческие способности). Измерение КИ обычно производится для решения задач профотбора. Допустим, необходимый для какой-нибудь деятельности КИ равен 120. Это означает, что большинство квалифицированных специалистов в этой профессии имеют КИ, близкий к 120. Лица, имеющие КИ гораздо ниже 120, плохо справляются с данной работой. Возникает вопрос: а что, если КИ будет значительно выше 120, например 160? Кажется, что человек с высоким КИ наверняка справится с данной работой. Однако в большинстве случаев такой вывод оказывается ошибочным. Значение величины КИ позволяет делать только негативные заключения; например, что лица с КИ ниже 120 не смогут справиться с данной работой. В отношении лиц, имеющих КИ выше 120, определенного вывода об успешности деятельности сделать нельзя.

Неудачи с использованием тестов для определения интеллекта побудили психологов к разработке концепции творческих способностей. С середины 50-х годов измерение творческих способностей стало одним из основных направлений психологического тестирования. Исследования убедительно показали, что творческие способности не сводятся к понятию «интеллект» и не могут быть измерены с помощью КИ. Понятие «интеллект» соответствует конвергентному мышлению, которое приводит к единственно правильному решению, вытекающему из всего множества имеющихся фактов. Понятие «креативность» соответствует дивергентному, или расходящемуся, типу мышления, т.е. идущему в разных направлениях, продуцирующему множество различных решений. Дивергентное мышление меньше ограничено заданными фактами и условиями задачи, допускает изменение путей решения проблемы, приводя к неожиданным выводам и результатам.

При оценке творческих способностей используются такие категории, как «легкость», «гибкость» и «оригинальность».

Легкость оценивается по скорости выполнения заданий.

Гибкость измеряется количеством переключений с одного класса объектов на другие. «Гибкость» и «легкость» – не совпадающие категории. Например, в задании, где требуется придумать разнообразные способы использования консервной банки, могут быть следующие ответы: чашка, кастрюля, копилка… При оценке легкости это три разных ответа, а при оценке гибкости – только два, потому, что кастрюля и чашка, – это посуда, т.е. предметы одного класса.

Оригинальность оценивается по частоте данного ответа в популяции. Если 15% (и более) испытуемых дают такие ответы, то он относится к категории тривиальных. Оригинальность выполнения заданий в общем согласуется с творческими способностями, но лишь тогда, когда она не превращается в вычурность. Люди, придумывающие решения, частота которых менее 0,5%, не принадлежат к числу особо одаренных.

Как видно, оценка уровня творческих способностей менее формализована по сравнению с оценкой уровня интеллекта.