
8 Августа
До обеда мы воплотили в жизнь культурно-познавательное мероприятие, а именно поход в краеведческий музей. Отправились туда всем гуртом.
Музей располагался недалеко от гостиницы, в старом, сталинском доме. Занимал весь первый этаж и состоял из 4-х залов. Залы не большие, но достаточно информативные, причем мы заказали экскурсию. Многое из того, что я там узнал я рассказал в зарисовке о городе.
После обеда снова решили попытать счастья на разрезе, на этот раз, подготовившись более тщательно. Но, не смотря на все наши изыскания, мох так и не обнаружился.
Сигналом к завершению работ послужили две бутылки, пролетевшие над головами и разбившиеся в 10 метрах от нас. Мы решили тогда ретироваться, если не хотим лишиться здоровья. (Правильно говорит Олег: «Нет ничего в мире страшнее человека.»)
На обратном пути немного прогулялись по городу. А вечером опять устроили ужин при свечах. На этот раз он получился более веселым и радужным. Песен и баек Игнатова нам хватило до поздней ночи.
9 Августа
На утро у нашей четверки был такой план – идти к реке, на разрез на другом берегу, у заброшенного района. Мы долго совещались стоит ли это делать, и не опасно ли это. Местные жители, у кого мы спрашивали про это место, нас всячески отговаривали от этого безумного поступка. Олег был яростно против, но Игнатов рвался в бой.
К счастью небо затянуло тучами и полил сильный дождь. Вздохнув с облегчением, мы остались в гостинице паковать вещи – мхи, оставшиеся камни, гербарий, одежду. Олег, в честь жены, даже совершил героический поступок – выкинул две рваные рубашки, в которых проходил всю экспедицию. Я, правда, сперва предлагал оставить их для чучела на огород, но потом вспомнил, что я биолог и отказался от этой мысли. Уж слишком много безвинных птичек погибло бы от разрыва сердца.
В 17.00 сдали номера и поехали на вокзал. В 18.30 загрузились в поезд. Игнатов прихватил пиво и шампанское, и все дружно сели отмечать удачное завершение экспедиции.
10 Августа
Весь день в поезде. Спали, болтали. Встретили знакомого биолога с кафедры геоботаники МГУ. Он прилетел с Ямала. Пригласили к себе, распили коньячок. Потравили походные байки. Я сидел в уголке, держал в одной руке бутылку пива, в другой – надкусанный огурец, передо мной стояла кружка с чаем и миска с лапшой «Ролтон», и в это мгновение я ощущал настоящие блаженство от проживания собственной жизни.
Байка первая. Чёртов вездеход.
В городе Инта живет один водитель и механик вездехода. Он невысок ростом, темный, ходит в неизменном черном комбинезоне, весь перемазанный в масле и мазуте. За такой внешний вид народ прозвал его «чёртом».
И вот однажды едет черт на своем гусеничном вездеходе по тундре. И тут что-то застучало под колесами. По правильному, надо было бы остановить машину, выйти и разобраться в чем дело. Но, как известно, нет таких трудностей, которые мы не могли бы создать. И черт решил все сделать на ходу. Уж не знаю как, но он поставил вездеход на автоматический ход и вылез из кабины. На первой же кочке машину тряхнуло так, что он свалился с нее прямо в канаву. А вездеход едет, по заданному курсу. Черт вскакивает и бросается вдогонку, что по тундре сделать очень не просто, учитывая непролазный кочкарник и топкие ямы. Где-то через километр он все-таки догнал сбежавшее транспортное средство, но тут возникла другая проблема. Из-за своего маленького роста черт никак не мог запрыгнуть на борт вездехода, а только бегал вокруг него, пытаясь уцепиться, падал, отставал и догонял заново.
Так продолжалось какое-то время, но тут вездеход выехал на берег реки. И, не забавляя скорости, заехал в воду и поплыл. Что делать? Машина-то казенная, денег стоит немерено! Не скажешь же в оправдание, мол извините не доглядел, ему сильно хотелось на свободу! И черт, понимая, что за вездеход он никогда не расплатиться, бросился в реку! А вода холоднющая, течение сильное. И откуда только берутся силы в критическую минуту. Черт самоотверженно греб, греб, чуть не потонул, так как плавать почти не умел, но нагнал таки проворную машину! На его счастье осадка вездехода была большая и взобраться на борт не представляло труда. Ну а дальше уже было дело техники. Так что никогда не пытайтесь чинить машину, предварительно ее не остановив.
Байка вторая. Вёсельный вездеход.
Геоботаники перед поездкой на Ямал купили маленький, симпатичненький, новенький шведский вездеход, у которого в процессе выявились три интересные особенности.
Первая – машина, конечно, была иностранная, но комплектовали ее наши ребята. Поэтому бачок для топлива отсутствовал, хотя должен был быть, но зато прилагалось целых два аккумулятора, не смотря на то, что конструкция вездехода данный агрегат не предусматривала в принципе.
Вторая – то ли вездеход был разбалансирован, то ли рассчитан не на нашу тундру, а на капиталистическую, но нормально он мог ездить только по утрамбованной дороге. Для езды по бездорожью его пришлось впрягать в оленью упряжку, арендованную у чукчей-оленеводов.
И третья – еще перед отправкой, старшему по экспедиции по-дружески сообщили, что этом вездеход неплохо держится на воде, но поступательно плыть практически не может, а только вращается на месте. Нужны весла. Старший, без всякой задней мысли, написал заявление с просьбой оплатить покупку двух лодочных весел для моторного вездехода, и пошел к начальству подписывать. Как говорили, надо было видеть глаза этого начальства, когда оно прочло эту бумагу! Видимо воображение нарисовало такую живописную картинку (на шведском вездеходе по реке на веслах, только баяна и девчонок не хватает), что начальство предложило старшему незамедлительно взять двухнедельный отпуск и путевку в оздоровительный санаторий. Правда потом, когда все разъяснилось, весла все-таки были куплены, хотя, к сожалению, и они оказались не очень эффективны. Как поведал рассказчик – стриптизный шест подошел бы лучше.
Мораль истории такова – покупайте наше, уже адаптированное для нашей природы.
После ухода попутчика Игнатов и Олег затеяли научные беседы. Я читал, или слушал и кивал. Нина пыталась спать, но это ей не очень удавалось. Пока она молча сидела рядом – все шло хорошо, но как только она забиралась на верхнюю полку, разговор сразу затихал. Начинался бессвязный обмен репликами, Игнатов что-то вспоминал и сразу будил девушку, чтобы спросить. Нина отвечала, затем спускалась и беседа возобновлялась. И так раза четыре. Так что правильно говорят – женщина мужчине нужна для вдохновения.
За ужином речь зашла о симметрии мира и спиралях (левая спираль моллюсков, левая спираль ДНК). Игнатов тут же решил произвести проверку опытным путем. Разбудил опять Нину на верхней полке, попросил ее лечь на живот, свесить волосы (они у нее вьющиеся), и долго изучал. Оказалось, волосы закручиваются тоже влево.