Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Против жизни и здоровья (Ю3).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
339.97 Кб
Скачать

Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 108 ук рф)

Необходимая оборона и задержание лица, совершившего преступление, – действия правомерные и более того, общественно полезные, а, следовательно, социально одобряемые. Отражение противоправного посягательства, а равно и задержание посягателя – обстоятельства исключительно важные для эффективного решения вопросов борьбы с преступностью и профилактики правонарушений. Посредством поощрительных норм, создающих условия правомерности причинения вреда при отражении преступления или задержании лица, его совершившего, государство создает эффективные условия как для социально одобряемой активности граждан в вопросах борьбы с преступностью, так и для повышения действенности работы практических правоохранительных органов.

Статья 108 УК включает в себя два состава преступлений, предусматривающих пониженную ответственность в случае убийства, сопряженного с превышением пределов применения мер по обороне от преступных посягательств и задержании лица, совершившего преступление. Объектом преступлений, предусмотренных в ст. 108 УК, является жизнь нападающего, а также жизнь задерживаемого лица, совершившего преступление, которые в случае превышения необходимых мер становятся потерпевшими.

Объективная сторона убийства, совершенного при превышении пределов необходимой обороны заключается в действиях, явно не соответствующих характеру и степени общественной опасности посягательства, обстановке совершения деяния. Явное несоответствие означает очевидность, абсолютную ясность для обороняющегося, что в данной конкретной обстановке посягательства, судя по его интенсивности, степени и характеру общественной опасности, количеству посягающих и т.п., нападение может быть эффективно отражено иными, более мягкими средствами. Однако, обороняющийся все же причиняет смерть нападающему. Такие ситуации возможны в случае убийства заведомо более слабого противника, с которым легко можно было справиться иным способом, не причиняя смерти.

Право на необходимую оборону, как это явствует из анализа статьи 37 УК РФ, возникает не только в момент непосредственного нападения, но в момент его реальной угрозы. При этом вред, причиненный при отражении посягательства, может быть больше вреда предотвращенного. То есть закон презюмирует возможность причинения смерти нападающему даже в случае всего лишь угрозы, но при условии, что эта угроза реальна и иными средствами спасти собственную жизнь или жизнь других лиц не представляется возможным. Но если причинение смерти не было вызвано необходимостью, и для обороняющегося этот факт был очевиден, тогда появляются основания для квалификации деяния по ч.1 ст.108 УК.

Однако в ситуации нападения обороняющийся не всегда в состоянии взвесить реальность угрозы и возможности нападающего по ее реализации. Помимо того, обороняющийся не всегда может точно определить момент окончания нападения, за гранью которого причинение вреда нападающему в рамках необходимой обороны недопустимо. Например, причинение смерти лицу, которое фактически нападение окончило, но по обстоятельствам дела этот момент не был достаточно ясен обороняющемуся. Он может полагать, что нападение лишь приостановлено и через короткий промежуток времени возобновится вновь. В случаях такого рода неочевидности, когда обороняющийся добросовестно заблуждался, полагая, что итогом действий нападающего будет смерть, его действия следует считать правомерными.

В случае убийства лица при мнимой обороне, при добросовестном заблуждении относительно нападения, вопрос решается также, как и относительно необходимой обороны.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 108, характеризуется прямым или косвенным умыслом: виновный сознает, что в данных конкретных обстоятельствах лишение жизни нападающего не вызвано необходимостью, предвидит конечный результат своих действий и желает его наступления или сознательно допускает причинение смерти.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 108 УК, заключается в лишении жизни субъекта, совершившего преступное деяние. В отличие от убийства, совершенного при превышении пределов необходимой обороны, в данном случае жизни лишается лицо, уже совершившее преступление. Его убийство происходит не из мести за совершенное деяние, а с целью его задержания и, что пожалуй самое главное – с целью устранения опасности, которая может угрожать обществу, если преступника не нейтрализовать.

Норма части 2 ст. 108 УК в определенной мере бланкетная. Ее бланкетность заключается в том, чтобы определить правомерность причинения смерти лицу при его задержании. Правомерность таких действий регулируется законом, в частности, Законом РФ “О милиции”, в котором норма статьи 15 устанавливает перечень, причем исчерпывающий, ситуаций, при наличии которых разрешено применение огнестрельного оружия. В законе ничего не сказано об убийстве лица, совершившего преступление, при его задержании. Однако, факт применения оружия означает, что в таких случаях возможны любые последствия, вплоть до лишения жизни.

Статья 15 Закона “О милиции” устанавливает шесть ситуаций, при наличии которых можно применять огнестрельное оружие:

1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;

2) для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения оружием;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

5) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объединений, учреждений и организаций;

6) для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Перечисленные в Законе “О милиции” случаи правомерного использования оружия, а значит и правомерной возможности лишения жизни лица, совершившего преступление, раскрывают более полно общие положения нормы ст. 38 УК, устанавливающей правомерность причинения вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании. Вместе с тем следует иметь в виду, что ст. 15 Закона “О милиции” предоставляет лишь право использовать огнестрельное оружие, как факультативную возможность его применения в случаях, когда это вызвано необходимостью. Поэтому, если возникла ситуация, при которой оружие может быть применено, но у сотрудника милиции есть все возможности задержать лицо, совершившее преступление, с помощью иных средств, тогда фактическое применение оружия и убийство задержанного должны быть квалифицированы по правилам ч. 2 ст. 108 УК.

Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред (ч. 2 ст. 38 УК). Явность превышения пределов необходимости в данном случае полностью соответствует интерпретации аналогичного признака превышения пределов необходимой обороны – очевидность для виновного отсутствия необходимости, в данном случае лишения жизни. В случае добросовестного заблуждения относительно обстоятельств, сопутствующих задержанию и вызывающих, по мнению задерживающего, необходимость причинения смерти, действия задерживающего следует признать правомерными.

Задержание лица, совершившего преступление, часто сопровождается довольно сильным душевным волнением, поэтому не исключены случаи неосторожного причинения вреда, например, причинения смерти задерживаемому. В данном случае состав преступления отсутствует.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 108, характеризуется прямым или косвенным умыслом.

Субъектом преступлений, предусмотренных статьей 108 УК, является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.