Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гримак Общение-2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
183.81 Кб
Скачать

Межполушарная асимметрия мозга ­­­механизм совершенствующейся саморегуляции

В результате эволюции, развития психики человека, его сознания и самосознания совершенствовались и структуры мозга как материального носителя этих функций. Возникла так называемая меж­­­полушарная асимметрия мозга. Порожденная растущей социализацией чел века, полушарная асимметрия наложила существенный отпечаток на отражательные и ло­­­гико-эвристические функции мозга.

Считается общепризнанным, что качественный скачок в процессе становления человека, обусловивший развитие речи, логичес­­­кого мышления и сознания, был совершен благодаря структурному развитию лево­­­го полушария.

Более того, некоторые исследователи считают что "мысли и знания может иметь только левое полушарие" '. Правому же полу­­­шарию, наоборот, приписывается функция преимущественно эмоционального реаги­­­рования. Однако более детальное ознакомление с состоянием данного вопроса показывает, что дело обстоит значительно сложнее. Крупнейшие советские спе­­­циалисты в этой области Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова пишут о том, что в настоящее время сформулированы в литературе, по крайней мере, четыре гипотезы об участии полушарий мозга в формировании эмоциональных реакций и состояний. Эти гипотезы состоят в следующем:

1. Оба полушария ответственны за формиро­­­вание разных, а именно отрицательных и положительных эмоциональных состоя­­­ний. Механизмы отрицательных, как более древних, эмоций находятся в правом, положительных (сравнительно молодых в эволюционном плане) - в левом полуша­­­рии.

2. Все эмоциональное состояние, настроение человека как более или менее стабильная установка чувств, соотношений отрицательных и положительных пере­­­живаний определяется активностью структур главным образом левого полушария.

3. Все эмоциональное состояние человека формируется при ведущей роли функци­­­онирования правого полушария мозга.

4. В формировании эмоционального состоя­­­ния участвуют оба полушария. Эмоциональные переживания определяются главным образом активностью структур левого полушария (словесный отчет о переживани­­­ях). Эмоциональная экспрессия в двигательной (выразительности переживаний) и чувственной (опознание эмоциональной окраски поведения дру­­­гих людей) сферах обеспечивается главным образом структурами правого полуша­­­рия. Как видно, из четырех приведенных точек зрения три свидетельствуют в пользу большей или меньшей причастности правого полушария к формированию эмоциональных реакций.

Сами авторы, связывая эмоциональные состояния с восп­­­риятием времени и пространства, разделяют точку зрения, сформулированную в четвертом пункте. Они утверждают, что оба полушария имеют отношение к форми­­­рованию эмоционального состояния человека, но переживания при этом бывают различного характера. Так, тоскливая депрессия наблюдается обычно при пора­­­жении правого, а тревожная депрессия – левого полушария. При этом различие специфически психического содержания сочетается с обращенностью всей психики больных в разные времена. Больные с тоскливой депрессией - в прошлое, больные же с тревожной депрессией обращены скорее в будущее.

Такое утверждение представляется обоснованным, если учесть, что именно левое полушарие на основе процессов аналитического и эвристического мышления осуществляет функции долговременного прогнозирования, позволяющие, кроме всего прочего, предвидеть изменения собственной личности под воздейс­­­твием как своих усилий, так и жизненных обстоятельств. Известно, что эта функция свойственна только человеку. Поэтому вполне естественно, что филоге­­­нетически более старая функция эмоционального реагирования на наличные, те­­­кущие ситуации и их следовые процессы (переживания прошлого) привязана к структурам правого полушария.

С этой точки зрения следует признать, что ре­­­гуляция поведения посредством отрицательных эмоций является филогенетически более ранней и в значительной степени ориентирована на избегание наличных воздействий. Результаты исследований показывают, что такого рода регуляция осуществляется с участием механизмов правого полушария. Говоря о преимущест­­­ве в эмоциональном реагировании правого полушария, следует упомянуть и о том, что высокая его активность способствует успешному процессу функциональ­­­ных перестроек иммунных и других внутренних систем организма при воздействии экстремальных условий.

Характерно, что межполушарные взаимоотношения меняют­­­ся в зависимости от степени экстремальности воздействия. В субэкстремальных условиях наблюдается относительное возрастание функциональной активности правого полушария. Оно становится особенно чувств тельным к эмоционально значимой информации. Интересно, что восприятие при этом индифферентной ин­­­формации существенно снижается. Следовательно, можно говорить о том, что в экстремальных условиях с помощью правого полушария происходит избирательный анализ поступающей информации, с предпочтением эмоционально значимой за счет индифферентной. Это способствует более быстрой адаптации человека в сложных условиях. Такая реакция рассматривается в качестве компенсаторной, так как она сочетается с успешным выполнением разнообразных функциональных задач. Нарас­­­тание выраженности экстремального воздействия и его длительности приводит к снижению функциональной активности не только левого, но и правого полушария (несмотря на активационные показатели со стороны вегетативных систем). Все это рассматривается как проявление декомпенсации приспособительной реак­­­ции центральной нервной системы, срыва адаптивного процесса. При этом всту­­­пает в действие ряд защитных механизмов: уменьшение эффективности обработки правым полушарием значимой информации, снижение психической установки на эф­­­фективность деятельности и т. п. Такое ограничение возможностей правого по­­­лушария приводит к срыву эмоциональной регуляции и, как результат, к возмож­­­ному возникновению состояния патологического реагирования, протекающего по типу неврозов.

Проведенные нами исследования позволяют уточнить и скорректи­­­ровать связь адаптационных процессов с функциями обоих полушарий. Возможно, что базовые биологические адаптационные явления в организме на уровне обмен­­­ных процессов имеют и более тесную связь с правым полушарием. Однако на информационном, психологическом уровне, как показали эксперименты, в приспособительных реакциях участвуют оба полушария.

Ведущим может быть каждое из них. Все зависит от характера задачи. Эти дан­­­ные позволяют объяснить тот неизвестный раньше факт: вектор межполушарной асимметрии не имеет постоянной направленности и колеблется в значительных пределах, даже в естественных условиях. Так, например, в утренние часы у здорового человека тонус левого полушария, даже без функциональной нагрузки, бывает более высоким, чем вечером, когда возрастает правополушарная асиммет­­­рия.

Именно с этой точки зрения можно объяснить, например, данные, получен­­­ные при обследовании больных гипертонией.

Предварительно следует сказать, что биологическими предпосылками обусловлено: межполушарная ассимметрия головного мозга у мужчин в среднем образуется за счет преобла­­­дания тонуса левого полушария, тогда как у женщин чаще ведущим бывает правое полушарие.

При исследовании этой функции у больных гипертонией выявилась ее своеобразная инверсия: в мужской группе имело место преобладание функцио­­­нального тонуса правого полушария, тогда как в женской - левого. Следова­­­тельно, имеется основание говорить о том, что контингент больных артериаль­­­ной гипертонией складывается из лиц, у которых по каким-то причинам произош­­­ло извращение нормальных межполушарных взаимоотношений, повлекших нарушение деятельности сосудистой системы. Можно предположить, что причиной возникно­­­вения психосоматических нарушений при гипертонии, наряду с другими фактора­­­ми, является хроническое утомление ведущего полушария головного мозга, в ре­­­зультате чего резко снижается его тонус и доминирующую роль берет на себя противоположное полушарие. Это обстоятельство, в свою очередь, затрудняет реализацию прежних жизненных установок и стереотипов личности. Таким обра­­­зом, складывающийся функциональный порочный круг способствует поддержанию психосоматического расстройства. Эти допущения оказались справедливыми, так как в экспериментах (с трехсуточной непрерывной деятельностью) оказалось, что межполушарная асимметрия может меняться на противоположную в связи с сильным утомлением.

По-видимому, в связи с тем, что функции правого полуша­­­рия являются филогенетически более старыми, многие авторы считают их как бы застывшими на том уровне развития, какой был достигнут высшими млекопитающи­­­ми. Эту точку зрения оспаривает советский психофизиолог В. С. Ротенберг ( См.: Ротенберг В. С. Две стороны одного мозга и творчество. Интуиция, логика, творчество. С. 36-54.).

Конечно, одной из отличительных черт человека, сформированных в процессе эволюции, является возникновение преимущественно левополушарного символичес­­­кого мышления и обусловленного речью сознания. Такое фундаментальное измене­­­ние функций левого полушария не могло не сказаться как на работе мозга в целом, так и на содержании дея­­­тельности правого полушария. В результате оно стало отвечать за образную компоненту мышле­­­ния, то есть за создание многозначных контекстов. А это уже предпосылка для формирования свойственных только человеку свойств и качеств, таких, как, например, ...художественное, образное мышление, являющееся одним из условий становления доброты, способности к сопереживанию и сочувствию. Нет необходи­­­мости лишний раз подчеркивать, что художественное мышление, способность к созданию и восприятию произведений искусства принципиально отличается от не­­­посредственно-чувственного восприятия мира, общего свойства как для челове­­­ка, так и для высших животных. В принципе оно не претерпело существенной эволюции в процессе филогенеза. Более того, в связи с развитием понятийного мышления это свойство в какой-то степени у человека даже редуцируется и представитель современной цивилизации уже становится не способен к проявле­­­нию, например, того "звериного" чутья к опасности и потенциальной угрозе, которое свойственно примитивным н родам.

Безусловно, непосредственное чувс­­­твенное восприятие мира также является прерогативой правополушарного мышле­­­ния и исходной предпосылкой к развитию мышления художественного, однако пос­­­леднее представляет собой качественный скачок, отделяющий человека ыслящего от животных не в меньшей, если не в большей степени, чем понятийное мышле­­­ние. То же самое относится и к творческим способностям в целом. Творчество человека несопоставимо с теми комбинаторными возможностями, которые в слож­­­ных ситуациях обнаруживают высшие животные.

Специализация полушарий - основ­­­ной путь эволюции мозга, и в первую очередь человеческого мозга, недаром у человека она и выражена больше всего - результат и вместе с тем условие для полноценного общения человека с самим собой, становления его сознания и самосознания. Если правое полушарие, так же как у высших животных, моде­­­лирует наглядно-чувственный внешний мир, то левое - специализируется на ло­­­гическом (причинно-следственном) анализе природы такого рода моделей. Очень важно, что такому анализу способны подвергаться не только наличные ситуации, но в еще большей степени - ситуации, являющиеся достоянием прошлого, по крайней мере, те из них, которые человек по каким-либо причинам счи­­­тает значимыми. Как правило, он переосмысливает их многократно и с различных точек зрения. Такая отстраненность позволяет не только проникать в существо процессов объективного мира, но и в самого себя, в свой внутренний мир.

Это не всегда было так. По крайней мере, в те времена, когда человек, его жизнь, "сознание" были непосредственно вплетены в ткань жизни, а действия были исключительно ситуативны. Или, например, когда психика человека нуждалась в коллективном сознании как инструменте стабилизации, вынесенной вовне субъективности, без которой просто невозможно было само существование, освоение и мира и себя. Образование полушарий, сложившиеся механизмы их взаимодействия позволяют человеческому индивиду создавать, а не просто отражать общественный и природный миры, в том числе и самого себя, в самом себе. Принцип работы, взаимодействия полушарий при этом можно себе наглядно представить на примере человека (левое полушарие), смотрящегося в зеркало (правое полушарие). Вначале смотрящий обозревает свой общий вид и, допустим, оказывается им недоволен. Далее он начинает уточнять, что именно ему не нравится (бледность лица, новая морщинка и т. п.). Это служит поводом к размышлению о причинах такого рода изменений, а может быть, и к осуждению себя за некоторые нарушения режима, скажем питания, и к решению исправиться в самое ближайшее время. Вот примерная схема, "развертка" основных этапов саморефлексии, реализующая этот принцип.

Интересно отметить, что если чело­­­век долгие годы занимается только рутинной работой, не требующей продуктив­­­ных операций мышления, асимметрия межполушарий, психических функций развива­­­ется у него слабо. С трудом обнаруживается она и у больных олигофренией, угасает и сглаживается у стариков, не занятых умственным трудом. Как показы­­­вают исследования, проведенные в неврологической клинике Первого московского медицинского института, асимметрия заметно ослабляется и у больных невроза­­­ми, то есть функция саморефлексии, способность общения с самим собой у такого рода больных затрудняются.

Надо сказать, что несовершенство процессов само­­­управления и саморегуляции психики человека очень часто бывает обусловлено дефицитом информации, необходимой для своевременной организации адаптивных реакций. Широкое использование в будущем синергетических компьютерных систем, вероятно, поможет человеку получать более полную информацию, в том числе и прогностического характера, на любом из этапов его жизни и деятельности и тем самым значительно расширит существующие возможности саморегуляции, которые большинство из нас используют пока не слишком осознанно.