Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ словарь социологический джери...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.45 Mб
Скачать

169 Понятие происходит от произведения Парсонса (1951) о значе­нии медицины в индустриальных обществах и описывает форму

Роль пациента

социально санкционированной девиации больного человека, кото­рый обладает следующими характеристиками:

(а) освобожден от нормальных социальных обязанностей;

(б) не в состоянии о себе заботиться;

(в) как правило, желает возвратиться к нормальной жизни;

(г) обычно обращается за компетентной профессиональной по­мощью.

Согласно Парсонсу, больной тяготится нормальными социальны­ми обязанностями и стремится освободиться от них. Следователь­но, это иногда желательный статус и поэтому медицина может иметь функции социального контроля в дополнение к терапевтической, сдерживая симулянтов и способствуя осознанию социального обя­зательства больным.

Формулировка Парсонса серьезно критиковалась на эмпиричес­ких и теоретических основаниях. Однако "роль больного" продол­жает использоваться как понятие, придающее чувствительность и организованность эмпирическому изучению интеракции в клини­ческих учреждениях социологией здравоохранения и медицины. См. также Симптом айсберга; Ограниченная консультация.

РОЛЬ ПАЦИЕНТА (patient role) — см. Роль больного.

170

РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ (romantic love) — усиление и иде­ализация любовного отношения, в котором объект любви наделя­ется экстраординарными достоинствами, красотой и т.д. настоль­ко, что это отношение берет верх над всеми иными соображения­ми, включая материальные. Концепции романтической любви воз­никли отчасти как оправдание внебрачных сексуальных отноше­ний, поскольку брачные в значительной степени определяются эко­номическими соображениями или целесообразностью. В более ши­роком значении романтическая любовь отражает отношения в За­падной Европе и в других уголках мира, пришедшие на смену ста­рым ценностям, например, заключение браков по договоренности родителей. Редко полностью осознаваемая, эта идея остается эле­ментом концепций гражданского брака, индивидуалистских крите­риев в выборе брачных и/или сексуальных партнеров, ожиданий от брака в большинстве современных обществ и может быть источни­ком усиленного удовольствия и чувства личной совершенности, с одной стороны, и причиной разочарования и разрыва отношений — с другой. См. также Интимность.

Роулз Джон

РОСТОУ УОЛТ (Rostow, Walt) (1916— ) - американский экономический историк, который внес значительный вклад в изу­чение экономического и социального развития и неоднократно вы­ступал консультантом администраций Кеннеди и Джонсона. Его наиболее известная работа — "Стадии экономического роста" (1960) — имела подзаголовок "Некоммунистический манифест". Ростоу выделил пять "стадий экономического роста": традици­онное общество; предпосылки сдвига; сдвиг; движение к зрелос­ти; зрелость. Уровень инвестиций расценивался как решающий фактор в направлении обществ на траекторию роста. Это иссле­дование предназначалось в качестве теоретического подспорья в решении проблемы недоразвитости, применимой ко всем обще­ствам. Подход критиковался А.Г. Франком (1969) как теоретичес­ки и эмпирически неадекватный и вряд ли способный быть под­ходящим рецептом развития, поскольку в нем игнорируется ис­тория империализма и диалектическая связь между развитостью и недоразвитостью.

РОТАЦИЯ ТРУДА (job rotation) — см. Перепроектирование труда.

РОУЛЗ ДЖОН (Rawls, John) (1921— ) — американский соци­альный философ, чья главная работа — "Теория социальной спра­ведливости" (1971) — выдвигает "контрактный" подход к правам человека, основанный на принципе равенства, приравнивающем права к основным свободам, и принципе различия, оправдывающем неравенство, только если наихудшим будет житься лучше, чем в условиях равных основных свобод. Здесь имеется сходство с акцен­том Хабермаса на разуме и универсальности.

171

Подобно Хабермасу, теория Роулза вызвала большие дискуссии. Утверждалось, что он не в состоянии решить проблемы предостав­ления предпочтения гражданским и политическим правам перед экономическими и социальными (например, Доял и Гау "Теория человеческой потребности", 1991). Как подсказывают, однако, Доял и Гау, критический анализ Роулза не равнозначен утверждению, будто социалистическое общество легко решило бы такие пробле­мы. Не означает она и принижения важности прогресса, достигну­того в удовлетворении потребностей в благосостоянии в конститу­ционно управляемых обществах. Рассматриваемое в таком контек­сте, исследование Роулза предстает важной попыткой обратиться к центральным проблемам и дилеммам справедливости. См. также Ра­венство.

172

Руссо Жан-Жак

РУССО ЖАН-ЖАК (Roussean, Jean-Jacques) (1712-1778) - ро­дившийся в Швейцарии и живший главным образом в Париже по­литический и социальный теоретик — ведущая, хотя и неоднознач­ная, фигура эпохи Просвещения (см. Эпоха просвещения) — чьи идеи были восприняты Великой французской революцией. Его важ­нейшей заботой было счастье людей, основополагающим условием чего являлись свобода и автономия воли. Критический анализ су­ществующего общества показал пагубное воздействие частной соб­ственности на возникновение неравноправного отношения хозяи­на и слуги. Людям никогда не воссоздать "естественную" независи­мость досовременного общества, но с помощью образования и де­мократического правительства они могли бы улучшить свое поло­жение. В "Эмиле" (1762) — своей главной работе в области образо­вания — Руссо показывает, каким образом ребенок способен полу­чить физическое и психологическое самоудовлетворение посред­ством системы индивидуального обучения в зависимости от его раз­вития. Руссо утверждал, что в стремлении к самоусовершенствова­нию люди сделали неправильный выбор относительно того, как сле­дует жить в гражданском обществе. В "Общественном договоре" — основном произведении по политической философии — он стре­мился показать им верный путь. Каждый человек — равноправный член независимого органа, бесклассового народного собрания, кол­лективно определяющего законы. Все люди передают часть своих прав и имущества такому собранию, и оно устанавливает экономи­ческие и политические правила. Тогда каждый получает обратно те же самые права по отношению к другим, которые он допускает по отношению к себе. При условии такого равенства люди способны вырабатывать законы, изначально подходящие всем. Поскольку един­ственное, чему они повинуются, — это законы, выработанные ими же, то их воля останется свободной и автономной, и у них появит­ся возможность достичь всеобщего благоденствия. При создании законов люди выражают общую волю — волеизъявление каждого человека в той мере, в какой это относится к тому, что они прини­мают участие как равные члены суверенного народа. Данное пред­ставление Руссо считалось утопическим, но "рассматривая людей такими, какими они являются", он соглашался с наличием у каж­дого особой воли, отличающей его от остальных и потенциально всегда находящейся в оппозиции воле коллективной. Он отстаивал ряд механизмов, способных предотвратить дегенеративное влияние личной воли на общую. Людей следует воспитать гражданами, и их принадлежность к гражданству должна укрепляться, помимо про-

Ручной и неручной труд

чих вещей, гражданской религией. Он не признавал вечным какое- либо творение рук человеческих. Даже созданное совершенное об­щество в конечном счете поддалось бы внутренним силам разруше­ния, концентрирующимся в индивидуальной воле. Было ли или не было утопическим либо двойственным отношение Руссо к новому времени, многие его идеи, например, о неравенстве, демократии, политической легитимности (см. легитимный авторитет) и нрав­ственном сообществе, оказывали глубокое влияние и на социальные науки, и на политическую жизнь. Основная критика его творчества сводилась к тому, что оно может трактоваться как такое решение проблем, например, напряженных отношений между властью и свободой, которое способно вести к тоталитаризму. Но в равной мере отношение Руссо к модерну высвечивает такие проблемы и даже находит некоторые отклики в современных движениях, вроде постмодернизма.

РУТИНИЗАЦИЯ (routinization) — 1. Социальная ситуация, в которой социальная деятельность повторяема и может осуществ­ляться со степенью мотивационного отделения и отсутствия прича­стности (см. также аномия). 2. (В значении, используемом Шюцем, этнометодологами и Гидденсом) "принимаемый на веру" привыч­ный характер большинства действий "повседневной" социальной жизни: заведенный порядок.

РУТИНИЗАЦИЯ ХАРИЗМЫ (routinization of charisma) - см. Легитимный авторитет.

173

РУЧНОЙ И НЕРУЧНОЙ ТРУД (manual and non-manual labour) - различие между физическим трудом (ручным или синеворотничко- выми рабочими) и умственным (неручным или беловоротничковыми рабочими). Шкалы занятости обычно применяют данное различие как основную меру социального класса. Важно, однако, иметь в виду следующее: хотя эти шкалы широко отражают представление о том, что ручной труд — это "рабочий класс", а умственный труд — "сред­ний класс", оно не является истиной для марксистских исследова­ний, где классовое положение рассматривается с точки зрения вла­стных отношений и функций различных занятий по отношению к процессу накопления капитала (см. Класс; Классовые границы). Так­же нельзя считать, будто ручное или неручное содержание занятий является неизменным. Действительно, до появления основанных на фабрике систем производства оба элемента были слиты в труде

Рынок труда

ремесленников и женщин. Поскольку ремесленный труд был разбит на отдельные операции, выполняемые фабричными рабочими, ум­ственный или "плановый" элемент, задействованный в процессе труда, был удален и перемещен на контролирующий уровень. Это — явная цель научного управления. Сегодня технологические измене­ния (см. Новая технология) продолжают преображать характер тру­да, превращая многие прежде ручные операции (например, в кни­гоиздательской промышленности) в "беловоротничковый" труд, предполагающий обработку скорее информации, чем вещей. В дан­ном смысле изменяющееся соотношение между ручным и неруч­ным трудом связано с тезисом о постиндустриальном обществе и с возникновением постфордизма (см. Фордизм и постфордизм). В той мере, в какой некоторые из таких достижений предполагают тони­зацию, "перепрофилирование" рабочих ручного труда способно в действительности приводить к восстановлению "умственных" эле­ментов в их работе. См. Интеллектуальный труд; Средний класс(ы); Беловоротничковый рабочий; Работа; Класс; Пролетаризация.

РЫНОК ТРУДА (labour market) — экономические отношения между покупателями (нанимателями) и продавцами (работника­ми) рабочей силы. Классическая политическая экономия предпо­лагает, что обеспечение труда определяется его стоимостью — уров­нями заработной платы. Альтернативные экономические модели ука­зывают на существование внутри фирм относительно автономных, то есть неконкурентных, внутренних рынков труда, которые нельзя объяснить классической моделью; Кларк Керр (1954) назвал их раздроблением рынков труда. Эти специфические для предприятия рынки соединены с внешними рынками труда через механизмы найма (критерии отбора), упоминаемые как порты входа и явно подчер­кивающие образовательные квалификации, техническое качество и опыт, но неявно включающие критерии, предопределяемые тра­дицией, географическим положением и даже предубеждением.

174

Социологи стали особенно интересоваться анализом рынка тру­да в начале 1970-х гг. в попытке лучше объяснить разновидности занятости различных социальных категорий, в частности, женщин, этнических и молодежных групп. Первоначально это касалось моде­ли двойного рынка труда, состоящей из двух секторов: первичного и вторичного. Модель была заново разработана экономистами, в ос­новном Доурингером и Фларом (1971). Предприниматели платили высокую заработную плату и предлагали хорошие перспективы ка­рьеры лишь постольку, поскольку стремились сохранить устойчи-

Рынок труда дипломированных специалистов

вую группу рабочих первичного сектора, обладающих необходимой квалификацией и гарантией сохранить конкурентоспособность фирме путем адаптации к любым технологическим изменениям. Именно по этой причине первичный сектор находится в крупных корпора­циях, вкладывающих капитал в поддержание их преобладания на рынке через применение технологических новшеств. Однако поли­тика сохранения ядра рабочих первичного сектора (как правило, взрослых белых мужчин) дорогостояща и для своей жизнеспособ­ности другие группы рабочих должны иметь более низкую заработ­ную плату или менее хорошие условия занятости. Во вторичном сек­торе (обычно состоящем из молодых взрослых женщин, как черно­кожих, так и других этнических групп) предприниматели могут допустить намного более высокие коэффициенты текучести рабо­чей силы, ибо выполняемые ими задачи в целом считаются менее квалифицированными и менее важными для процесса производ­ства. Как правило, он характерен для более мелких фирм, находя­щихся в отношениях субподряда с крупными корпорациями.

Модель двойного рынка ограниченно объясняет некоторое не­постоянство условий на рынке труда, поскольку основана на тех­нологически детерминистском предположении, согласно которому политика фирм в данной области направлена исключительно на поддержание своего экономического преобладания путем приме­нения технологии (Рабери, 1978). Модель не в состоянии объяснить и социальные группы, связанные с двумя частями двойного рынка труда, например, почему женщины имеют тенденцию получать ра­боту во вторичном секторе. Предпринимая анализ форм рынка тру­да, социологи попытались преодолевать указанные ограничения, особенно с помощью развития понятия сегментации (см. Сегмен­тированный рынок труда) и идентификации локальных рынков труда (см. Локальный рынок труда). Оба достижения подчеркивают социо- исторические модели, подкрепляющие поведение рынка труда и интегральные взаимосвязи между работой и нерабочими институ­тами (например, семьей). См. также Гибкие рынки труда.

РЫНОК ТРУДА ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

175

(graduate labour market) — сектор рынка труда, на котором только или главным образом нанимаются дипломированные специалисты. В последнее время он охватывает все более широкий диапазон за­нятости, поскольку растет число таких специалистов, ищущих ра­боту, и поскольку многие предприниматели стремятся или желают их нанять. Он включает нисходящую замену дипломированных спе-

Рыночная экономика

циалистов на недипломированных, с точки зрения первых, и вос­ходящую замену, с точки зрения предпринимателей.

Непосредственно связанные с расширением высшего образова­ния в современных обществах в последние десятилетия (см. также Массовое высшее образование; Университет; Политехникум; Новый университет), значения этой трансформации занятости стали воп­росом многих работ, включая обсуждение возможных последствий:

(а) нехватки дипломированных специалистов в некоторых обла­стях (например, в ряде отраслей машиностроения) наряду с оче­видной перенасыщенностью в других;

(б) появления безработицы среди дипломированных специали­стов или более продолжительных поисков работы, чем прежде;

(в) возможной "неполной занятости" отдельных дипломирован­ных специалистов как действие сокращения рынка, то есть очевид­ного парадокса "обновления образования" при "недоиспользова­нии способностей" (Берг, 1970).

Такие проблемы иногда становились основой аргументов в пользу сдерживания объемов высшего образования в целом, особенно в областях низкого предпринимательского спроса, и переадресации части ресурсов в области его нехватки (см. также Креденциализм). Есть и другая точка зрения: проблемы являются главным образом вопросом корректировки по отношению к новым условиям, обес­печиваемой дополнительным снабжением образованной рабочей силы, а ценность непрерывного роста высшего образования не дол­жна подвергаться сомнению (см. Постиндустриальное общество; Социальная потребность в образовании).

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА (market economy) — экономичес­кая система, в которой производство и распределение скорее опре­деляются решениями конкурентоспособных рынков, чем управля­ются государством.