Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Особенная часть, Рарог.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
5.11 Mб
Скачать

Глава 19

лет и для основной массы военнослужащих по призыву определяет двухгодичный срок службы. Поэтому, если дезертирство субъекта, проходящего службу по призыву, не было прекращено его задержани­ем, явкой с повинной, то окончанием длящегося преступления следу­ет считать достижение виновным 29-летнего возраста, так как с этого момента он в любом случае подлежит освобождению от прохождения военной службы на законных основаниях. Лишь только с этого време­ни завершения преступления, когда на лицо перестают возлагаться обязанности военной службы, начинает исчисляться срок давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 338 УК.

В ч. 2 ст. 338 УК в качестве признаков квалифицированного соста­ва предусмотрены дезертирство с оружием, вверенным по службе (штатное вооружение), а также его совершение группой лиц по пред­варительному сговору или организованной группой.

Если дезертирство с оружием, вверенным по службе, содержит признаки его хищения, то содеянное должно оцениваться, кроме ч. 2 ст. 338 УК, и по ст. 226 УК (хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств).

Если при рассматриваемом уклонении военнослужащий уносит оружие, которое не было вверено ему по службе, то его действия не могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 338 У К по признаку дезер­тирства с оружием. Противоправное завладение оружием при совер­шении дезертирства, в зависимости от конкретных обстоятельств, мо­жет быть самостоятельно квалифицировано как хищение и незакон­ное хранение оружия (ст. 226 и 222 УК).

Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК). Характер­ная особенность названных способов уклонения от военной службы состоит в том, что виновные достигают своей цели незаконного осво­бождения от исполнения обязанностей военной службы, как правило, с разрешения соответствующих начальников. Внешне такое освобож­дение происходит на легальном основании, а в действительности яв­ляется фиктивным, основанным на обмане.

С объективной стороны для состава рассматриваемого нрссгуплс-

827

, РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

ния обязательно необходимо наличие, во-первых, хотя бы одного из указанных в норме обманных способов с целью уклонения от испол­нения обязанностей военной службы и, вр-вторых, постоянное или временное фактическое уклонение от исполнения этих обязанностей.

Формы уклонения перечислены в диспозиции статьи: симуляция болезни, причинение себе каких-либо повреждений (членовредитель­ство), подлог документов или иной обман. Симуляция болезни или иной обман, не приведшие к фактическому освобождению от испол­нения обязанностей военной службы, могут признаваться покушени­ем на совершение этого преступления.

Рассматриваемое преступление может быть совершено в целях ос­вобождения от исполнения всех или лишь некоторых обязанностей военной службы (например, освобождению от участия в войсковых учениях путем симуляции болезни и помещения в связи с этим в ла­зарет санчасти). Поэтому, в отличие от самовольного оставления час­ти и дезертирства, преступление, предусмотренное ст. 339 УК, не все­гда связано с нахождением виновного вне пределов расположения во­инской части.

Членовредительство — это умышленное и различными способами совершенное искусственное повреждение органов или тканей тела, расстройство нормальной деятельности внутренних органов, вызыва­ние различных заболеваний, в том числе психических, позволяющих констатировать негодность субъекта по состоянию здоровья к воен­ной службе. Оно может состоять также в искусственном ухудшении или обострении действительно существующих болезней различными способами.

Вред здоровью при членовредительстве могут причинить либо сам военнослужащий, либо по его просьбе другие лица: относящиеся и не относящиеся к субъектам воинских отношений. В любом случае ис­полнителем преступления, предусмотренного ст. 339 УК, является во­еннослужащий, которому причиняется вред и который уклоняется от службы.

Состав оконченного преступления образует не собственно причи­нение какого-либо повреждения, а уклонение от исполнения обязан-