Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Особенная часть, Рарог.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
5.11 Mб
Скачать

Глава 19

а также функционирование федерального органа обеспечения моби­лизационной готовности (п. А—9 ст. 1 Закона «Об обороне» 1996 г.).

Военные строители являются лицами, приравненными к военно­служащим по своему правовому статусу, в том числе и по ответствен­ности, вследствие чего на них распространяют свое действие нормы главы 33 о преступлениях против военной службы.

Существенное значение в характеристике каждого субъекта пре­ступления против военной службы имеет возраст. Помимо положений ст. 20 УК, следует учитывать, что по общему правилу военная служ­ба по призыву может начинаться не ранее достижения лицом 18 и не позднее 27 лет (ст. 22 Закона «О воинской обязанности и военной службе»). Для граждан, добровольно поступающих в военно-учебные заведения, этот возраст может быть и меньшим, а именно 16-летним (ст. 35 указанного Закона).

На решение вопроса о субъекте воинского преступления оказыва­ет влияние правильное установление моментов начала и окончания военной службы. Все, что совершается вне сроков военной службы, не может признаваться воинским преступлением '.

Статья 38 Федерального закона «О воинской обязанности и воен­ной службе», определяя сроки военной службы для военнослужащих, проходящих службу по призыву или по контракту, устанавливает так­же начальный и конечный ее моменты. Так, началом военной службы для вновь призываемых граждан считается день их убытая из военно­го комиссариата субъекта Российской Федерации к месту ее прохож­дения, а для граждан, поступивших на службу по контракту, — день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окон­чанием военной службы считается дата исключения военнослужаще­го из списков личного состава части, что должно быть сделано по об­щему правилу в день истечения срока службы.

Преступление против военной службы всегда представляет собой нарушение виновным обязанностей военной службы. В связи с этим

' См.: Ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». // РГ. 1998. 2 апреля; ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы. Укач Проидента РФ № 1237-1999 г. // РГ. 1999. 28—29 сентября.

К/г

РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

положением возникает вопрос об ответственности за нарушение ли­цом таких обязанностей, которые были возложены на него незаконно. Например, подчиненный уклоняется от исполнения приказа началь­ника, отданного вопреки интересам службы; лицо, не прошедшее первоначальной военной подготовки и не принявшее присяги, назна­чается вопреки требованиям устава в наряд в караул и нарушает пра­вила несения этой службы. Во всех подобных случаях речь идет о на­рушении лицом незаконно возложенных на него обязанностей воен­ной службы. Таким образом, во всех случаях, когда военнослужащий нарушает обязанности, возложенные на него противозаконно, и такое нарушение подпадает под преступление против военной службы, он не может признаваться субъектом данного преступления. Если же в фактически совершаемых им действиях содержатся признаки состава иного (общеуголовного) преступления, лицо может быть привлечено к ответственности за такое преступление.

В системе преступлений против военной службы существует ряд составов, субъектами которых могут быть не все военнослужащие, а лишь ограниченный специальный их круг. Имеет место своеобразное выделение более специализированного круга субъектов в специаль­ном же субъекте. К таким составам относится, например, нарушение правил несения караульной службы (ст. 342 УК), субъектом которого признается только лицо, входящее в состав караула. Военнослужа­щие, не являющиеся субъектами воинских преступлений со специ­альным составом, могут нести ответственность за участие в них по правилам ч. 4 ст. 34 УК, т.е. в качестве организаторов, подстрекателей или пособников.

По статьям, предусматривающим ответственность за преступле­ния против военной службы, могут нести ответственность и гражда-•' не, не относящиеся к субъектам воинских преступлений, при усло­вии, что они участвуют в совершении данных деяний вместе с воен­нослужащим.

Соучастники, не являющиеся специальными субъектами, в соот­ветствии с ч. 4 ст. 34 УК отвечают в качестве организаторов, пособни­ков или подстрекателей преступлений против военной службы; соис-

806