Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Особенная часть, Рарог.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
5.11 Mб
Скачать

Глава 18

если субъект добросовестно ошибался и вместо представителя влас­ти оскорбил другое лицо, внешне на него похожее, деяние квалифи­цируется как покушение на оскорбление представителя власти. Но ес­ли оскорбление адресуется вовсе не представителю власти, тогда при­меняется норма ст. 130 У К.

Оскорбление может иметь различные формы. Оно может быть на­несено словесно, конклюдентными действиями и даже посредством физического воздействия. В последнем случае возникает вопрос о со­вокупности либо конкуренции норм ст. 319 и 318 УК. Этот вопрос, думается, следует решать следующим образом. Если оскорбление представителю власти наносится путем действия, причиняющего боль, например пощечина, и умысел виновного направлен исключи­тельно на унижение чести и достоинства представителя власти, то де­яние полностью по.шалае! пол признаки преступления, предусмот­ренного ст. 319 УК. Если же субъект был намерен оскорбить предста­вителя власти, осуществляющего функции по охране общественного порядка, и причинил ему телесные повреждения (не имеет значение, какие), деяние должно квалифицироваться по направленности умыс­ла и по фактически содеянному, т.е. по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 319 У К и соответствующей статьей о преступ­лении против здоровья человека. То же самое касается оскорбления с причинением реальных физических повреждений в отношении любо­го представителя власти. В данном случае имеется ввиду аксиома, со­гласно которой более тяжкое деяние не может быть способом осуще­ствления менее тяжкого.

Уголовно наказуемое оскорбление должно быть таким, которое способно унизить честь и достоинство представителя власти. Таковы­ми могут быть действия, роняющие авторитет представителя власти среди окружающих или наносящие ему личную обиду.

Однако для уголовно наказуемого оскорбления данных признаков недостаточно. Оскорбление должно быть непременно выражено в не­приличной форме. О неприличности оскорбления свидетельствует факт явного, т.е. очевидного для самого виновного лица несоответст­вия его поступка принятому в обществе порядку обращения с ирсд-

Ж

российское уголовное право

ставителями власти. Неприличная форма имеет место, например, при использовании нецензурных выражений или неприличных, оскорби­тельных жестов.

На признание действий лица оскорблением не влияет, соответству­ет ли оценка, выраженная в унизительной форме, истинному положе­нию вещей. Так, гласно характеризуя представителя власти как дура­ка, субъект будет нести ответственность по ст. 319 УК даже тогда, ког­да, по единодушному мнению других лиц, оценка верна.

Одним из основных признаков оскорбления является его публич­ность, т.е. совершение соответствующих действий в присутствии по­сторонних лиц или хотя бы одного лица, не имеющего отношения к представителям власти. Данный вывод явствует из анализа непосред­ственного объекта рассматриваемого преступления, под которым по­нимается авторитет органов власти.

Авторитет представляет собой общественное признание, следова­тельно, нарушен он может быть тогда, когда дискредитируется в об­щественном сознании. Такого не происходит, если один представи­тель власти оскорблен в присутствии других. В данном случае ответ­ственность наступает по признакам ст. 130 УК.

Оскорбление как умышленное унижение чести и достоинства представителя власти следует отличать от критических замечаний в его адрес, выраженных в приличной форме. В последнем случае уго­ловное преследование исключено.

Оскорбление представителя власти квалифицируется по ст. 319 УК, если оно нанесено в период исполнения должностным лицом своих обязанностей или в связи с их исполнением. Для квалификации преступления не имеет значения, в какое время представитель власти выполнял свои должностные обязанности — в рабочее или во внеслу­жебное. Так, сотрудник милиции, находясь в отпуске, принял участие в пресечении противоправных действий, и в этой ситуации был ос­корблен.

Деяние квалифицируется по ст. 319 также и в том случае, если ос­корблен представитель власти, который находился не при исполнении должностных обязанностей, а в связи с их исполнением. Например,

ш