Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Особенная часть, Рарог.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
5.11 Mб
Скачать

§ 2. Преступления, посягающие на субъектов управленческой деятельности

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК). Опасность этого преступления заключается в его

1У>

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

многообъективности. Основным непосредственным объектом пре­ступления является нормальная деятельность соответствующих орга­нов по охране общественного порядка. Дополнительный объект — жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а также их близких. Поскольку рассматриваемое посягательство каса­ется высшей ценности — жизни человека (хотя и в качестве дополни­тельного объекта), постольку преступление, предусмотренное ст. 317 УК, является наиболее опасным из всех преступных посягательств на порядок управления.

В качестве потерпевших закон называет сотрудников правоохра­нительных органов, военнослужащих, их близких. К сотрудникам правоохранительных органов, выполняющих функции по охране об­щественного порядка и обеспечению общественной безопасности, от­носятся лица, наделенные в законном порядке полномочиями по ох­ране жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интере­сов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, а также наделенные правом применения мер принуж­дения. Это, например, сотрудники милиции, осуществляющие пат-рульно-постовую службу, сотрудники ГИБДД, участковые инспектора и т.п. Следователи, работники оперативно-розыскных служб, дознава-тели не могут быть потерпевшими по ст. 317 УК. Однако в том слу­чае, если они специально наделены полномочиями по охране общест­венного порядка и обеспечению общественной безопасности и в этой связи совершается посягательство на их жизнь, тогда они становятся своеобразным «предметом» рассматриваемого преступления. То же самое касается близких тех лиц, в функции которых не входит охрана общественного порядка, но которые временно привлекаются к этой деятельности. Посягательство на близких тех лиц, которые привлече­ны к охране общественного порядка и являются сотрудниками право­охранительных органов, квалифицируется по ст. 317 УК.

К военнослужащим относятся лица рядового, офицерского соста­ва и генералы, проходящие срочную военную службу по контракту или по призыву в Вооруженных Силах РФ, пограничных и других войсках и т.д. Согласно закону эти лица могут привлекаться для вы-

760

Глава 18

полнения обязанностей по охране общественного порядка, и в таком случае на них распространяются обязанности и права, гарантии пра­вовой и социальной защиты, предусмотренные для сотрудников пра­воохранительного органа.

В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Пле­нума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о вымога­тельстве» от 4 мая 1990 г. № 3 с изменениями от 21 декабря 1993 г., а также в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 У К РФ)» от 27 января 1999 г. к близким потерпевшему лицам относятся две категории граждан. Во-первых, это близкие родственники, перечень которых предлагает­ся в ст. 34 УПК РСФСР: родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг. Этот перечень яв­ляется исчерпывающим.

Во-вторых, к близким относятся лица, жизнь, здоровье и благопо­лучие которых дороги потерпевшему '. Это могут быть, например, любовница, учитель, друг.

Объективная сторона деяния определяется как посягательство на жизнь. Под посягательством в данном случае следует понимать как фактическое лишение жизни потерпевшего, так и покушение на убий­ство. Оконченным деяние считается в момент покушения на убийство.

Если результатом посягательства на сотрудника правоохранитель­ного органа, военнослужащего, осуществлявших миссию по охране общественного порядка, а также на их близких оказались различной степени тяжести телесные повреждения, тогда деяние следует квали­фицировать в зависимости от направленности умысла. Фактическое причинение телесных повреждений может быть рассмотрено как не­доведения до конца задуманного убийства. В этом случае деяние ква­лифицируется по ст. 317 У К. Однако если субъект имел целью причи­нить лишь телесный вред здоровью, тогда, в зависимости от обстоя­тельств, деяние может быть квалифицировано либо как преступление против здоровья, либо по ст. 318 УК.

' См.: БВС РФ. 1999. № 3. С. 3.

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЙ ПРАВО

Уфозу убийством или неосторожное лишение жизни в отношении перечисленных потерпевших действия субъекта следует квалифици­ровать, соответственно, по ст. 119 или ст. 109 УК.

Субъективная сторона деяния характеризуется прямым умыслом:

субъект осознает, что посягает на жизнь сотрудника правоохрани­тельного органа, военнослужащего или их близких, и желает совер­шить соответствующие действия.

Обязательными признаками субъективной стороны посягательства являются мотив или цель.

Цель преступления заключается в воспрепятствовании сотруднику правоохранительного органа или военнослужащему выполнять воз­ложенные на них законом обязанности по охране общественного по­рядка и общественной' безопасности. При этом необходимо, чтобы потерпевшие выполняли законную деятельность. Если субъект пося­гает на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военно­служащего, деятельность которых носила неправомерный характер, то варианты квалификации могут быть различны.

Если соответствующие сотрудники явно незаконно применяли к субъекту меры репрессии, то он, посягая на их жизнь, вполне мог на­ходиться в состоянии необходимой обороны. Но если он явно превы­сил ее пределы для данного конкретного случая, то ответственность наступает по фактически содеянному.

Мотивом деяния является месть сотруднику правоохранительного органа или военнослужащему за законное выполнение ими указанной деятельности. Субъект будет нести ответственность по ст. 317 УК вне зависимости от того, когда произошло посягательство: в период вы­полнения соответствующими служащими своих обязанностей по ох­ране общественного порядка или после этого. Например, сотрудник милиции пресек совершение кражи, за что субъект отбыл назначен­ный ему судом срок лишения свободы. Выйдя на свободу, он решил отомстить задержавшему его в прошлом сотруднику милиции. Подка­раулив последнего, он попытался нанести ему ножевые ранения, но был пойман. В данном случае важен не временной фактор посягатель­ства, а факт мести за прошлое.

762