Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Особенная часть, Рарог.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
5.11 Mб
Скачать

Глава 10

Квалифицированным хулиганством (ч. 2 ст. 213) является соверше­ния деяния, предусмотренного ч. 1, если оно: а) совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка; в) совершено лицом, ранее судимым за хулиганство.

О понятии группы лиц, группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. ст. 35 УК. При этом совершение хулиган­ства группой лиц или группой лиц по предварительному сговору воз­можно только в соисполнительстве, а организованной группой — как в соисполнительстве, так и с распределением ролей.

Под сопротивлением представителю власти или иному лицу сле­дует понимать активное противодействие соответствующим лицам при исполнении ими своих служебных или общественных обязанно­стей по охране общественного порядка. Ответственность за сопро­тивление указанным лицам квалифицируется по ч. 2 ст. 213 только тогда, когда оно оказывается в процессе пресечения хулиганства. Со­противление, оказанное после прекращения хулиганских действий, в частности в связи с последующим задержанием виновного, не долж­но рассматриваться как квалифицирующее обстоятельство хулиганст­ва и подлежит квалификации по совокупности с последним (п. 9 По­становления Пленума от 24 декабря 1991 г.). Иными лицами следует признавать представителей общественности (народных дружинни­ков, общественных инспекторов и т. д.), а также отдельных граждан.

Ответственность за хулиганские действия лицом, ранее судимым за хулиганство, наступает в случаях, когда лицо имеет не снятую или не погашенную судимость. При этом не имеет значения, по какой ча­сти ст. 213 лицо было ранее осуждено.

Особо квалифицированным видом преступления (ч. 3 ст. 213) явля­ется хулиганство, совершенное с применением оружия или предме­тов, используемых в качестве оружия.

Под применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, следует понимать использование поражающих свойств соот-

41.7

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

ветствующих предметов дня причинения физического вреда потерпев­шим либо в качестве средства психологического давления и устраше­ния потерпевших. Под предметами, используемыми в качестве оружия, следует понимать как предметы хозяйственно-бытового назначения (кухонные ножи, топоры, бритвы и т.д.), так и любые иные предметы, применяемые для причинения физического вреда человеку (дубинка, палка, камень и т.д.), вне зависимости от того, были ли они приготовле­ны и приспособлены заранее или нет. В случае умышленного причине­ния смерти, тяжкого или средней тяжести вреда, здоровью, содеянное должно дополнительно квалифицироваться по соответствующим ста­тьям о преступлениях против личности. Так, в определении Судебной Коллегии Верховного Суда РФ от 4 февраля 1998 г. по делу Демидова сказано: «Суд обоснованно квалифицировал действия виновного по со­вокупности преступлений как хулиганство,совершенное с применени­ем предметов, используемых в качестве оружия (ч. 3 ст. 213 УК РФ), и применение насилия, опасного для здоровья, в отношении представи­теля власти (ч. 2 ст. 318 УК РФ)». Как установлено судом, и это не ос­паривалось в протесте, Демидов, совершая хулиганские действия, ока­зал сопротивление представителю власти — работнику милиции В., ударил его молотком по голове, причинив легкий вред его здоровью. Поскольку в данном случае Демидов знал, что В. — работник милиции, представитель власти, но, несмотря на это, применил по отношению к нему насилие, опасное для его здоровья, суд правильно квалифициро­вал действия осужденного дополнительно и по ч. 2 ст. 318 УК РФ '.

Вандализм (ст. 214 УК). Вандализм, т.е. бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей пред­ставляет общественную опасность прежде всего в силу дерзкого, че­ловеконенавистнического надругательства над нормами обществен­ной нравственности.

Объективная сторона вандализма выражается в двух формах: в осквернении зданий и иных сооружений и в порче имущества на об­щественном транспорте или в иных общественных местах.

• См.: ВВС РФ. 1999. № 1. С. 16.

418