Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Особенная часть, Рарог.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
5.11 Mб
Скачать

Глава 10

щества, к тому же главное не столько причинить физический вред, сколько материальный и организационный.

От посягательств на личность, собственность, порядок управления и т.п. терроризм отличается тем, что причинение вреда названным объектам является способом совершения терроризма и воспринима­ется виновными как промежуточный, но необходимый этап в дости­жении конечной цели, которое преследует виновное лицо. Примене­ние общеопасного способа обусловлено не столько стремлением при­чинить вред как можно большему кругу охраняемых интересов, сколько с желанием лица добиться максимальной эффективности сво­его деяния.

Захват заложника (ст. 206 УК). В уголовное законодательство на­шего государства норма о захвате заложника пришла из международ­ного права, в соответствии с которым оно классифицировалось как преступление международного характера '.

Это преступление нарушает общественную безопасность, ставит под угрозу жизнь и здоровье нередко значительного числа лиц, ог­раничивает личную свободу и нарушает безопасность и неприкос­новенность человека, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах и гарантированные ст. 22 Конституции Российской Феде­рации.

Объективная сторона захвата заложника определяется в диспози­ции ст. 206 УК в форме активных действий — захвата или удержания лица в качестве заложника. В русском языке слова «захват» («захва­тить») означают «силой овладеть кем-чем-нибудь», а «удержание» («удержать») — «сдержав, остановить или заставить остаться» 2. В этом смысле основной неотъемлемой характеристикой захвата и удержания является их насильственный характер. Поэтому в уголов-но-правовом смысле под захватом следует понимать незаконное насильственное ограничение свободы передвижения человека, а под

' Подробнее об этом см.: Комиссаров В. Захват заложников: происхождение нормы, во­просы совершенствования. // 3. № 3. 1995.

2 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1986. С. 194, 717.

та

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

личными: отказ от выполнения определенных обязательств, освобож­дение лица от должности или, наоборот, принятие на работу, освобож­дение арестованного или осужденного, требование выезда за границу, предоставления оружия, транспорта, денег, наркотиков и т.п. Конкрет­ный характер или особенность требовании на квалификацию влияния не оказывают '. Исключением являются лишь случаи, когда требования носят правомерный характер. Стремление лица к защите своих закон­ных прав и интересов здесь сочетается с нарушением установленного порядка защиты таких интересов. Поэтому такого рода действия следу­ет рассматривать в некоторых случаях как самоуправство с соответст­вующей квалификацией по ст. 330 УК РФ 2.

Захват заложника по своей конструкции описывается в законе как формальный состав преступления. Поэтому он будет окончен с момен­та фактического ограничения свободы передвижения человека либо фактического воспрепятствования лицу в оставлении определенного места, независимо от того, были ли предъявлены какие-либо требования соответствующим субъектам и были ли они выполнены или нет. Про­должительность времени, в течение которого заложник был лишен воз­можности свободного передвижения или удерживался в определенном месте, на квалификацию содеянного как захвата заложника не влияет.

С субъективной стороны захват заложников характеризуется пря­мым умыслом и специальной целью. Осуществляя свои действия, ви­новное лицо осознает, что оно совершает захват или удержание за­ложника, и желает действовать именно таким образом. Специальная цель, с которой действует виновное лицо, заключается в понуждении конкретных адресатов к выполнению или, наоборот, невыполнению определенного действия в соответствии с требованиями виновного. Указанные действия оказываются настолько значимыми для ви­новных лиц, что они избирают заведомо опасные для окружающих

' Так, Верховным судом Дагестана были осуждены к различным срокам лишения свобо­ды Ч. и Д., которые в сентябре 1995 года захватили пассажирский автобус «Икарус», следо­вавший по маршруту Махачкала — Минеральные Воды. В обмен на освобождение заложни­ков — пассажиров автобуса они потребовали 1,5 млн. долларов.

г Подробнее об этом см.: Комиссаров В. Захват заложника: стремление к наживе или пре­ступление от безысходности.//Законность. №3. 1999.

374