
- •И региональный сепаратизм в Византии в конце XI – начале XIII вв.
- •Содержание
- •Глава 1.
- •Глава 2. Алексей I Комнин и его внутренняя политика стр.15
- •Глава 3.
- •Глава 4.
- •Глава 5.
- •Предисловие
- •Обзор источников
- •Историография темы
- •Глава 1. Формирование в Византии предпосылок к развитию феодальных отношений.
- •Глава 2. Алексей I Комнин и его внутренняя политика.
- •Глава 3. Династия Комнинов в XII веке. Нарастание кризисных тенденций.
- •Глава 4. Андроник I Комнин и его попытки оздоровления экономики.
- •Глава 5. Династия Ангелов и распад Византийской империи.
- •Заключение
- •Список использованных источников и литературы
Глава 4. Андроник I Комнин и его попытки оздоровления экономики.
В ситуации финансового кризиса, стремительного обнищания населения и потери внешнеполитического престижа Византии регентша Мария начала активно покровительствовать итальянским купцам, вызвав в стране крайнее недовольство правительством150. Вскоре в Константинополе поднялось неудачное восстание, инспирированное сестрой малолетнего Алексея II Марией151. Поэтому, когда пребывавший наместником Пафлагонии неугомонный Андроник Комнин двинулся в 1182 году с войсками на столицу, то поддержку ему оказали и столичное население, и жители провинций, и большая часть константинопольской знати, и наместники большинства провинций, за исключением Никеи и Фракии, где управляли родственники протосеваста Алексея Комнина, подручника регентши152. Направленные против Андроника войска и флот перешли на его сторону. Распространив в столице слухи, что регентша готова ради сохранения власти передать страну латинянам, Андроник спровоцировал мятеж в столице, перешедший в грандиозный грабёж европейских купцов и их избиение, при котором погибло почти всё латинское население Константинополя153. В этот момент Андроник занял столицу. Первоначально он провозгласил себя регентом при малолетнем императоре. Основной задачей Андроника было избавиться от возможных соперников и вообще всякой оппозиции. Первым делом убита была дочь Мануила Мария154. Затем начались масштабные казни, ссылки и ослепления аристократов из самых различных партий155, причём при наличии малейшей возможности приговор проводился через официальный суд156. В своей политике новый регент традиционно опирался исключительно на лично преданных ему сторонников, назначая их на все освободившиеся должности157. В то же время и креатуры Андроника могли быть легко репрессированы по одному подозрению нового правителя в измене или же просто рассердив его158. Императрица Мария была подвергнута суду и по его приговору, формально утверждённому малолетним императором, казнена. Наконец Андроник был объявлен соправителем Алексея II, через несколько дней тот был тайно удушен, и Андроник, женившись на невесте убитого, занял императорский трон159.
Социальная политика Андроника вызывает в историографии многочисленные дискуссии. Среди историков XIX века господствовал взгляд на него как на беспринципного тирана, не брезгующего любыми средствами. В то же время Ш. Диль считал, что Андроник мог бы стать великим государем и «вступил на верный путь» подавления феодалов, однако внешнеполитические неудачи привели к его свержению160. Ф. И. Успенский, отдавая должное его способностям и, одновременно, низким чертам характера, отмечает, что Андроник стремился быть «крестьянским царём» и поставил себе задачу «очистить империю от иностранцев и родовитых людей», достигнуть популярности у толпы, но не смог достигнуть стабильности, утратил поддержку масс и был свергнут161. Отмечает он также, что в первое время простой народ оказывал широкую поддержку Андронику, оказавшемуся символом патриотических сил. Ещё в изгнании Андроник был очень популярен, о нём сочинялись песни162. Советский исследователь М. В. Левченко придерживался мнения о демократическом характере правления Андроника, который стремился улучшить положение народа163. С другой стороны, К. Н. Юзбашян доказывал, что все мероприятия Андроника носили демагогический характер и имели целью предотвратить массовое народное возмущение небольшими подачками164. В действительности же, по его мнению, Андроник выражал скорее интересы столичной бюрократии165. М. М. Фрейденберг в рецензии на работу К. Н. Юзбашяна выдвинул предположение, что Андроник опирался на провинциальные народные массы, ущемляемые до этого как политикой аристократии, так и про-латинской политикой166. К. Н. Юзбашян позднее в соответствующей главе в «Истории Византии» несколько скорректировал своё мнение, признав, что Андроник опирался не только на крупную аристократию, но и на столичную толпу, однако ещё раз подчеркнул, что вся деятельность Андроника не выходила за пределы внутренней борьбы среди аристократии, и уничтожение Андроником представителей аристократии никак не означала, что они находились в оппозиции его политике167. М. Я. Сюзюмов одновременно высказал плохо сочетающиеся предположения, что Андроник действовал в пользу торговых кругов столицы, стремился к ликвидации проний, но не боролся целенаправленно против аристократии168. Отечественный историк-эмигрант Г. А. Острогорский считал деятельность Андроника противоречивой. По его мнению, Андроник стремился обновить страну, ликвидировать «засилье знати» и улучшить положение в провинциях, однако, не умея применить никаких методов, кроме террора, потерпел поражение169. Наконец, современный исследователь О. Юревич подчёркивает, что единственной целью и причиной реформ Андроника было удержать власть, поэтому он стремился ликвидировать аристократию, вставшую в оппозицию к нему, и провёл в результате ряд реформ по оздоровлению экономики, однако не смог улучшить положение народа и потерял и его поддержку170. Тем не менее, все исследователи признают, что Андроник попытался реформировать систему управления страной.
Ещё будучи регентом, Андроник отменил распоряжения Мануила, запрещавшие перепродажу пожалованной императором земли не аристократам. Одновременно Андроник поощрял передачу проний в наследственную собственность, надеясь, что в этом случае хозяин, не ограниченный в сроках владения, будет менее жёстко взимать платежи с крестьян171. В провинции назначались преторы — гражданские чиновники на государственном жаловании, следившие за правильным взиманием налогов, коррупционеры в налоговом ведомстве подвергались суровым наказаниям, запрещена продажа должностей172. Это несколько улучшило положение крестьянства и, следовательно, увеличило налоговые поступления в казну. Для оздоровления экономики Андроник стремился поощрять торговлю. Было отменено «береговое право», по которому жители могли грабить потерпевший крушение у их берегов корабль, начата борьба с пиратством173. Массовая резня иностранцев в Константинополе вполне резонно ликвидировала их влияние в торговле страны. Между тем, расправившись с пизанцами и генуэзцами, Андроник попытался пойти на союз с венецианцами, выплатив им компенсацию за все понесённые в ходе погрома и репрессий Мануила убытки. В результате, хотя прежние льготы венецианцам возвращены не были, но они вновь стали укрепляться в городах империи.
Таким образом, можно сказать, что основной целью Андроника было оздоровить экономику. Для этого им принимались противоречивые меры, порой имевшие двоякие последствия. Однако в любом случае политика Андроника вызывала крайнее недовольство всей аристократии, что, вкупе с подозрительностью Андроника, приводило к ещё большим репрессиям, которые нанесли тяжелейший удар по столичной аристократии. Меры по искоренению налоговых злоупотреблений оттолкнули от императора и мелких феодалов, первоначально поддержавших Андроника.
В 1183 году в Никее и Бруссе Ангелы и Кантакузины подняли восстание. После взятия городов Андроник не только подверг жестоким казням его руководителей и участников, но и разграбил города174, что вызвало возмущение торгово-ремесленных кругов в других городах. Многие аристократы бежали в соседние страны, в результате чего Венгрия и Конийский султанат начали боевые действия, а сицилийские норманны высадились в Эгейском море и подкупом захватили Фессалоники175, причём посланная против них Андроником армия (точнее, целых пять армий с пятью разными командующими, чтобы они нейтрализовали друг друга) стояла у города и ничего не делала. Наконец, Исаак Комнин, родственник Андроника, чьё происхождение неясно, хотя Никита Хониат считал его внуком Исаака Комнина и внучатым племянником Иоанна II, с наёмным войском направился на Кипр, предъявил там местным властям фальшивые документы, по которым он назначался наместником, и провозгласил себя сперва независимым деспотом, а потом императором176. Андроник не предпринял никаких действий.