Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семья как система.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
92.16 Кб
Скачать

Семейные подсистемы и границы

Семейные подсистемы — это локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье избирательно выполнять определен­ные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность (Nichols М., 1984; Минухин С., Фишман Ч., 1998). Один из членов семьи может быть участником сразу несколь­ких подсистем — родительской, супружеской, детской, женской и др.

Одновременное функционирование в нескольких подсистемах обычно мало­эффективно. Когда мать ругает сына за плохую оценку, полученную в школе, и при этом замечает: «Это потому, что твой отец рохля и он не хочет показать, что такое настоящий мужчина», — то она неосознанно совмещает сразу две подсисте­мы — родительскую и супружескую. Такое поведение приводит к тому, что ни сын, ни муж не воспринимают критику в свой адрес, но предпринимают меры, иногда сообща, чтобы от нее защититься.

Внешние и внутренние границы — это правила, которые определяют, кто и ка­ким образом выполняет семейные предписания в определенном аспекте семейной жизни — супружеском, родительском, детской группе и др. (Минухин С., 1974). Любая система имеет свои границы, задающие ее структуру и динамику функци­онирования. Внешние границы в норме способствуют формированию идентично­сти семьи, внутренние границы — структурированию ее психологического про­странства, что в конечном итоге дает сильные импульсы к развитию. Границы бывают жесткие, размытые и проницаемые.

Если внешние границы жесткие (семья живет очень замкнуто, гости приходят редко, по конкретным поводам и только по приглашению), то у родственников нередко возникает страх перед окружающим миром, не формируются навыки об­щения с другими людьми. В результате внутренние границы между подсистема­ми становятся размытыми. Например, в таких семьях родители много времени могут посвящать детям и нередко ответственность за их дела берут на себя. Воз­никает поведенческое оформление размытых границ: мама делает с ребенком уро­ки, и поэтому он за них не отвечает. И если ребенок получит двойку, то это не его двойка — это двойка мамы.

Недостаточно четкие границы между подсистемами не только тормозят разви­тие семьи и взросление ее членов, но также способствуют образованию коали­ций — объединений между родственниками. Коалиции, как правило, предполага­ют наличие триангуляции — использования третьего лица для решения конфлик­та между двумя другими членами семьи. Например, отец, которому никак не удается наладить теплые отношения с «деловой» женой, излишне приближает к себе дочь, неосознанно воспринимая ее не только как ребенка, но также как подру­гу и объект эротической привязанности.

Если внешние границы размытые, то семья нередко становится похожей на «проходной двор», куда в любую минуту могут вторгнуться извне посторонние люди. Тогда границы подсистем внутри семьи с целью ее сохранения становятся более жесткими. Например, раньше дети в нашей стране больше времени прово­дили в дошкольных и школьных учреждениях, а на улице существовали детские компании. И поэтому чаще можно было наблюдать подсистемы родителей и де­тей, а не смешанные детско-родительские, как это проявляется сейчас (Варга А. Я., 2001).

В нормальных, здоровых семьях границы между подсистемами ясно очерчены и проницаемы. В обследованных нами дисфункциональных семьях, для которых характерны нарушения в выполнении супружеской, родительской, материально-бытовой и других функций, наблюдались либо жесткие, либо размытые внутрен­ние границы (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999). В первом случае коммуни­кация между подсистемами была ослаблена, не происходил обмен информацией. Например, родителей совсем не интересовали занятия, увлечения и переживания детей. Дети ничего не знали о финансовых или производственных проблемах от­цов и матерей. При размытых границах стрессы, переживаемые в одних подсисте­мах, легко иррадиировали на другие (например, простуда ребенка мгновенно «вы­бивала из колеи» мать, находящуюся с ним в симбиотических отношениях).