Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП пособие.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
258.29 Кб
Скачать

Часть 2 ст. 230 ук предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное при наличии четырех квалифицирующих признаков:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в отношении заведомо несовершеннолетнего либо двух или более лиц;

Для квалификации содеянного как склонения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ в отношении заведомо несовершеннолетнего, необходимо установить, что виновный сознавал или допускал, что совершает преступление в отношении лица, не достигшего 18 лет.

Субъект данного преступления – лицо, достигшее 18-летнего возраста;

в) в отношении двух или более лиц. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ двух или более лиц охватывается единым умыслом;

г) с применением насилия или с угрозой его применения.

Физическое насилие выражается в нанесении ударов, побоев, в лишении или ограничении свободы, в причинении легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, истязании потерпевшего. Совершение указанных действий охватывается п. «г» ч. 2 ст. 230 УК и дополнительной квалификации не требуется. Исключение составляют квалифицированные виды причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего (ч. 2, 3, 4 ст. 111 УК), которые требуют квалификации по совокупности.

Психическое насилие (угроза физическим насилием) – предполагает запугивание потерпевшего причинением такого физического вреда.

Часть 3 ст. 230 УК предусматривает ответственность за склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, если это повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Данный состав по конструкции объективной стороны материальный. Необходимо установить, что смерть потерпевшего явилась результатом именно склонения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, т.е. что между деянием и смертью потерпевшего имеется причинная связь. Смерть потерпевшего может наступить в результате передозировки введенного наркотика. Если же по делу будет установлен умысел на убийство, действия виновного требуют самостоятельной квалификации.

Под иными тяжкими последствиями можно понимать причинение, также по неосторожности, тяжкого вреда в результате приема наркотиков (например, тяжелая степень отравления), а также самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего, развитие у него наркотической зависимости, тяжелое заболевание, связанное с потреблением наркотических средств или психотропных веществ, заражение ВИЧ-инфекцией и т.п.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ статья 230 УК РФ дополнена примечанием, в котором предусмотрено, что действие настоящей статьи не распространяется на случаи пропаганды применения в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных инфекционных заболеваний соответствующих инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ, если эти деяния осуществлялись по согласованию с органами исполнительной власти в области здравоохранения и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 231 УК РФ, является здоровье населения.

Предметом преступления закон называет запрещенные к возделыванию наркотикосодержащие растения: опийный мак, индийская, южная маньчжурская, южная чуйская, южная архонская и южная краснодарская конопля и др.

Данные культуры отличаются значительной концентрацией наркотиков, поэтому они сами или их части в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.98 г. перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров признаются наркотическими средствами. Культивирование этих культур допустимо лишь для нужд фармацевтической промышленности либо в научных целях.

Объективную сторону преступления составляют посев или выращивание запрещенных к возделыванию наркотикосодержащих растений, а также их культивирование.

Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 27 мая 1998 года указал, что под посевом запрещенных к возделыванию растений понимается внесение семян или высадка рассады без надлежащего разрешения на любых земельных участках, в том числе на пустующих землях. Преступление признается оконченным с момента посева независимо от последующего всхода либо произрастания растений.

Посев запрещенных к возделыванию наркотикосодержащих растений признается преступлением независимо от величины засеянной площади, места посева (приусадебный участок, земли, отведенные для государственных, общественных, частных предприятий, организаций, пустующие земли и т.п.).

Выращивание запрещенных к возделыванию растений – это уход за посевами и всходами с целью доведения их до определенной стадии созревания (полив, рыхление, прополка, прореживание, окучивание, внесение удобрений и т.д.).

Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 27 мая 1998 года разъяснил, что по смыслу ст. 231 УК РФ культивирование означает возделывание наркотикосодержащих растений и включает в себя их посев и выращивание. Наряду с этим под культивированием следует понимать также совершенствование технологии выращивания растений, содержащих наркотические вещества, выведение новых сортов, повышение их урожайности, развитие устойчивости к неблагоприятным погодным условиям, уход за дикорастущими растениями (например, рыхление почвы, полив) и т.д.

Объективную сторону преступления образуют только незаконные посев, выращивание и культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества. Культивирование будет признано незаконным, если оно осуществляется ненадлежащими субъектами либо в объемах, превышающих разрешенные.

Состав преступления – формальный, т.е. вопрос об ответственности не связывается с наступлением определенных последствий. Данное преступление признается оконченным с момента посева или работ по выращиванию и культивированию.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Для квалификации преступления не имеет значения цель посева, выращивания и культивирования наркотикосодержащих растений.

Согласно разъяснениями Пленума Верховного суда РФ, данным в постановлении от 27.05.98 г., посев и выращивание запрещенных растений и незаконное изготовление из них наркотических средств, их последующие хранение, перевозку, производство, пересылку, а также сбыт следует квалифицировать по совокупности ст. 231 и ст. 228, ст. 228.1 УК РФ.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 231 УК, могут быть не только частные лица, достигшие 16-летнего возраста, но и должностные лица (например, руководители сельскохозяйственных организаций, предприятий).

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 231 УК) предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в крупном размере. В данном случае речь идет о масштабах посевов и количестве культивируемых наркотикосодержащих растений. Размеры запрещенных к возделыванию на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 г. № 454.

Основным непосредственным объектом ст. 232 УК РФ является здоровье населения; дополнительным – общественная нравственность.

Объективная сторона преступления выражается в двух действиях: организации или содержании притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Под организацией притона следует понимать действия, направленные на его создание, например: подыскание помещения или иного места, пригодного для притона, приспособление его для данной цели (приобретение мебели, шприцев, наркотиков), поиск клиентуры, обеспечение тайности, нейтрализации мер контроля и т.п.

Содержание притона означает систему действий, направленных на обеспечение функционирования притона (его материальное обеспечение, охрана, производство ремонта, организация уборки помещения, обслуживание клиентуры и т.п.). Это фактическое владение помещением, используемым для потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Чаще всего содержание притона сочетается с его организацией.

Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 27 мая 1998 года разъяснил, что ответственность за организацию либо содержание притона наступает при неоднократном (два или более раза) предоставлении любого жилого или нежилого помещения одним и тем же либо разными лицами для потребления наркотических средств или психотропных веществ. При этом не имеет значения, какую цель – корыстную или иную преследовал виновный.

Преступление имеет формальный состав.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивы чаще всего носят корыстный характер, но они не являются обязательным элементом субъективной стороны состава преступления.

Обязательным признаком субъективной стороны деяния является специальная цель – обеспечение потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся организатором или содержателем притона. Другие лица, способствовавшие организации или функционированию притона для наркоманов (охранники, обслуживающий клиентом персонал и пр.), несут ответственность как пособники по п. 5 ст. 33 и ст. 232 УК РФ.

В постановлении от 27 мая 1998 года Пленум Верховного суда РФ указал, что если организатор либо содержатель притона снабжал посетителей притона наркотическими средствами или психотропными веществами либо склонял других лиц к их потреблению, его действия надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 232 и ст. 228 или ст. 230 УК РФ.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 232 УК РФ) предусматривает ответственность за совершение данного преступления организованной группой.

Ст. 233 УК предусматривает, по сути, два состава преступления:

1) незаконную выдачу рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ;

2) подделку рецептов или иных документов, дающих такое право.

Составы эти различаются по особенностям объективной и субъективной стороны, а также по субъекту деяния. Общим для этих составов является лишь объект посягательства.

Основным непосредственным объектом данного преступления является безопасность здоровья населения.

Дополнительным – установленный нормативными актами порядок выдачи рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

Предметом преступления являются рецепты или иные документы, дающие право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

Под рецептом понимается письменное предписание врача о составе и изготовлении лекарства, содержащего наркотические или психотропные вещества, и о способе его применения больным.

К иным документам, дающим право на получение наркотических средств или психотропных веществ, относятся, как указал Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 27.05.98 г., документы, являющиеся основанием для выдачи (продажи) указанных средств или веществ. Такими документами могут быть лицензия на определенный вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, заявка медицинского учреждения на получение наркотических средств или психотропных веществ для использования в лечебной практике, выписка из истории болезни стационарного больного, товарно-транспортная накладная и т.п.

Объективную сторону преступления образуют незаконная выдача рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, либо подделка таких документов.

Пленум Верховного суда РФ в вышеупомянутом постановлении от 27.05.98 г. разъяснил, что под незаконной выдачей рецепта следует понимать выдачу рецепта с нарушением установленных правил оформления или содержащего назначения наркотических средств или психотропных веществ без соответствующих медицинских показаний.

Выдача рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, предполагает не только их выписку, но и передачу их другому лицу, не имеющему права на их получение.

Подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, может включать в себя:

а) физический подлог – внесение заведомо ложных сведений в подлинный рецепт или иной документ (исправление даты, количества наркотических веществ, фамилии лица, которому он выписан, и т.п.);

б) интеллектуальный подлог, когда в подлинный бланк вносят заведомо ложные сведения;

в) полная подделка рецепта или иного документа, когда подделывается и фактическая основа, и содержание документа.

Рассматриваемое деяние является преступлением с формальным составом.

Подделка рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотического средства или психотропного вещества, полностью охватывается ст. 233 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков) не требует.

Если же указанные действия сопряжены с похищением выданных в установленном порядке рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотического средства или психотропного вещества, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности ст. 233 и 325 УК РФ (похищение или повреждение документов, штампов, печатей).

Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Мотивы данного преступления могут быть различные, в т.ч. и корыстные.

Субъект преступления при выдаче рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, – специальный; или могут быть только лица, наделенные правом выдачи таких документов (врачи, главврачи, завотделениями, провизоры и др.). При подделке рецептов или иных документов субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста (как частное, так и должностное).

Должностные лица, совершившие данное преступление из корыстной или иной личной заинтересованности, подлежат также ответственности по ст. 285 УК РФ.