Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
727a1f1a_osnovy_obscheiy_ekologii.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
24.44 Mб
Скачать

8.2.5. Демографическая ситуация в Сибири

В последние годы демографическая ситуация в Сибири, как и во всей России, характеризуется: снижением рождаемости, высоким уровнем смертности, естественной убылью населения, начавшейся в 1991-1992 гг. и сохраняющейся до сих пор, снижением количества браков, старением насе­ления. Среди трех выбранных регионов Сибири, положение в Новосибир­ской области такое же как и в России в целом (табл.6), В Красноярском крае и в Иркутской области демографическая ситуация несколько лучше.

Показатель рождаемости за все послевоенные годы является самым низ­ким. В сельской местности он выше. Так, в Новосибирской области ро­ждаемость в селе 9,9, а в городах - 8,1 на 1000 человек. В Новосибирской области показатель рождаемости ниже, чем в России в целом, в Краснояр­ском крае и в Иркутской области он выше.

С одной стороны, наступивший с 1988 г. спад рождаемости связан со значительным ее сокращением во второй половине 60-х годов (в эти годы в детородный возраст, вступили малочисленные контингенты женщин воен­ных и первых послевоенных лет рождения). С другой стороны снижение рождаемости - результат перехода к массовому регулированию деторожде­ния, характерного для многих стран Европы, их стремлению к созданию семьи с одним ребенком. Вместе с тем на уменьшение рождаемости, сказы­вается и ухудшение социально-экономических условий, обострение политической обстановки, снижение уровня и качества жизни. Среднедушевой доход семьи к 1995г. уменьшился на 25-30% и поэтому второго и третьего ребенка большинство семей не планируют. В 1995г. в Новосибирской об­ласти число детей, рожденных женщиной в течение жизни, составил 1,3 про­тив 2,15-2,17, необходимых для простого воспроизводства населения. Неко­торое увеличение рождаемости в России в 1997 г. может быть началом сла­бой тенденции к повышению рождаемости.

Коэффициент смертности непрерывно повышался в России с 1887 г. и увеличился с 10,5 до 15,7 к 1995 г. Во всех регионах Сибири показатель смертности был близок к общероссийскому и только в 1995 г. он несколько снизился в Новосибирской и Иркутской областях.

Естественный прирост населения держался положительным до 1991 г. по России и Новосибирской области и до 1992 г. в Красноярском крае и Иркут­ской области; в 1994 г. в Новосибирской области он был ниже, чем в России в целом, в Красноярском крае и в Иркутской области, хотя и отрицатель­ным, но выше, чем в России.

8.3. Емкость среды обитания

Чтобы попытаться ответить на вопрос "Может ли биосфера перенести нагрузку в 10 млрд. человек?" надо дать хотя бы приблизительные ответы на следующие вопросы:

1. Сколько людей может прокормить Земля?

2. Как влияет высокая численность человеческой популяции на биосферу?

3. Как может повлиять на численность человеческой популяции изменившаяся биосфера?

8.3.1 Пищевые ресурсы

Один из задаваемых сейчас вопросов о размере человеческой популяции - это "Сколько людей может жить на Земле?" Подобный вопрос, но в более общей форме, является одним из часто задаваемых в экологии: "Какова ем­кость среды обитания?". Для поддержания определенного размера популя­ции в данном местообитании, необходим, кроме всего прочего, адекватный приток энергии в систему. В случае человеческой популяции непосредст­венным источником энергии является пища, потребляемая людьми. Таким образом, для ответа на вопрос о количестве людей, которое биосфера спо­собна содержать, надо знать ответ (хотя бы частично) на другой вопрос: "Сколько людей способна прокормить Земля?" Этот вопрос поднимался неоднократно. Много лет назад в 1798 году Томас Мальтус предсказал, что увеличение человеческой популяции будет происходить быстрее, чем обес­печение ее пищевыми ресурсами, что в конечном итоге приведет человече­ство к голоданию. С тех пор, было сделано множество попыток оценить ем­кость Земли на основании подсчета доступных источников пищи.

Большой разброс значений оценок максимально возможной числен­ности населения Земли связан с недостатком наших знаний о демографии человека и концептуальными различиями в методиках подсчета. Обеспече­ние пищей населения Земли, несомненно, является ключевым фактором ус­тойчивого развития. Из-за различий в качестве и количестве потребляемой пищи среди населения различных географических областей очень сложно найти приемлемый индикатор, характеризующий достаточность пищи. Од­ним из таких показателей может быть производство зерновых на душу на селения (как среднее для всего мира), что позволяет проследить растет или уменьшается доступность пищи. Другой возможный показатель - величина запасов зерна, что позволяет судить о том, превышает ли продукция по­требление. Разумеется, это очень приблизительные показатели, но, тем не менее, попытаемся оценить ситуацию.

В период между 1950 и 1984 гг. десятикратное увеличение объема вно­симых удобрений в значительной мере обусловило рост сельскохозяйствен­ного производства. Общее производство зерна в мире возросло с 1950 по 1990 гг. с 630 до 1670 млат. Таким образом, урожаи росли на 2,6% в год, а популяция планеты за те же годы - на 1,9%. Увеличение продукции зерна на душу населения достигло в 1984г. (самый урожайный год) 40% по сравне­нию с 1950г. Ежегодный прирост составил, следовательно, 1,2%.

Несмотря на то, что рост валового сбора зерна увеличивался более быст­рыми темпами, чем прирост населения, сотни миллионов людей голодали из-за несправедливого распределения продуктов питания или, все чаще, из-за снижения их объема на душу населения в отдельных регионах земли.

После 1984 г. продукция зерна на душу населения, колеблясь, начала снижаться. По миру в целом среднегодовые темпы прироста производства зерна за период с 1984 по 1990 гг. составляли 1%, тогда как население пла­неты за эти годы увеличивалось на 1,8%. И в 1984г., и в 1990г., в мире была зарегистрирована очень высокая урожайность трех основных культур: пше­ницы, риса и кукурузы, что явилось результатом необычайно благоприят­ных погодных условий, сложившихся в основных сельскохозяйственных регионах. Однако, при этом объем производства зерна на душу населения в 1990г. был ниже, чем в 1984г. (табл. 8).

Таблица 8.

Производство зерна на душу населения

Регион

Максимальный годовой уровень

Уровень в 1990г.

Изменение по сравнению с максимальным уровнем

год

кг

кг

Африка

1967

169

121

-28

Восточная Европа и

1978

826

763

-8

СССР

Латинская Америка

1981

250

210

-16

США и Канада

1981

1509

1324

-12

Западная: Европа

1984

538

496

-8

Азия

1984

227

217

-4

Весъмир

1984

343

329

-4

Такие факторы, как снижение темпов роста урожайности при увеличении количества вносимых удобрений, деградация окружающей среды и отсутствие новых сельскохозяйственных технологий, способных заменить минеральные удобрения, предопределяют возможность голода для боль­шинства человечества в будущем.

Тенденция снижения темпов производства зерна могла бы иметь более серьезные последствия, если бы не наличие рекордных запасов зерна» сде­ланных в середине 80х годов. Переходящие запасы зерна, являясь, возмож­но, наиболее точным показателем "продовольственной безопасности", были максимальными в 1987 г. Имевшихся тогда 461 млн. т зерна, хватило бы населению планеты на 102 дня. Однако, в течение последующих трех лет потребление зерна в мире превышало его производство, и к 1990 г. перехо­дящие запасы зерна уменьшились до 290 млн.т. Населению Земли их может хватить лишь на 62 дня. С 1990 г. мировые запасы колеблются на уровне 62-72 дней потребления. Когда объем запасов зерна становится меньше 60 дневной нормы потребления, цены на пшеницу теряют стабильность. По­следний раз подобная ситуация сложилась в 1973 г., когда запасы снизи­лись до 55 дней потребления, а цены на зерно в течение нескольких меся­цев удвоились.

В последние годы наблюдается рост зависимости многих стран от про­изводимого в Северной Америке зерна. Неурожай, вызванный, например, засухой в зерновом поясе Америки может привести к серьезным проблемам в мировом масштабе.

Огромное значение имеет состав потребляемых продуктов. Растительные продукты составляют 92% человеческой диеты, животные – лишь 8% из них 2% морского происхождения. Диета же населения развитых стран энергетически гораздо дороже. В ней 30% калорий приходится на жи­вотные продукты.

Если бы развивающиеся страны имели такую диету, то тогда сегодня можно было бы прокормить всего 2,5 миллиарда человек. Так может ли Зем­ля обеспечить пищей 10,5 млрд. человек?

Лауреат нобелевской премии Н.Борлауг (Borlaug and Dowswell, 1994), многие годы отдавший борьбе с голодом, считает, что 8,3 миллиарда чело­век (один из прогнозов численности населения Земли к 2025 году) могут быть сыты. Чтобы обеспечить население земли пищей при сегодняшней диете надо к 2025 г. иметь продукцию на 57% превышающую сегодняш­нюю. Но чтобы улучшить диету в голодающих странах, надо увеличить продукцию вдвое. Для этого требуется повысить урожай во всем мире по всем зерновым. Н.Борлауг считает, что в мире есть резервы для этого: вве­дение высокоурожайных технологий, изменение маркетинга, улучшение инфраструктуры развивающихся стран. Урожаи могут быть повышены на 50-100% во многих районах Азии, Латинской Америки, бывшего СССР и Восточной Европы.

Таким образом, мнение одного из крупнейших мировых экспертов по продовольствию достаточно оптимистично и противоречит выше приведенным суждениям о новой тенденции - снижении темпов роста продукции.

Считается, что ограниченность земельных ресурсов препятствует росту объемов продовольствия. При анализе вопроса "А есть ли земли для ввода в агрокультуру", мы видим, что положение в разных регионах земли абсо­лютно различно.

В Азии, например, некультивируемых, но потенциально возможных для культивации земель, практически нет, т.к. часть земель этого региона необ­ходимо уже вывести из культивации в связи с эрозией. А в Азии живет око­ло 50% всего населения Земли. Большие же площади "свободных" земель Африки и Южной Америки - это тропические леса с их огромным биораз­нообразием и "газовыми функциями", которые стабилизируют круговорот кислорода и углекислого газа.

Оценка возможности использования некультивируемых, но потенциально годных для сельского хозяйства земель, различны. Одни ученые и политики считают возможным введение их в сельскохозяйственный оборот, другие утверждают, что распашка этих земель должна сопровождаться вы­водом такой же площади деградированных почв из землепользования для их постепенного восстановления, пока они еще могут быть "вылечены" природой. Третья группа считает, что мы уже перешагнули предел разру­шения природных экосистем и необходимо остановиться.

На объем производства продуктов питания влияют не только почвенные ресурсы, но и технологии сбора урожая, его переработки, транспортировки, распределения, а также экологическое и экономическое положение стран и этнические традиции. Являются ли сегодняшние тенденции отставания темпов роста пищевых ресурсов от темпов роста населения временными и локальными, вызванными местными условиями, такими как погодные, со­циальные, политические и пр., или долговременными и глобальными - во­прос спорный. На данный момент мы не можем с достаточной дос­товерностью оценить емкость среды нашей планеты для человеческой по­пуляции, но в одном мы должны быть уверены, что наши оценки не могут основываться только лишь на учете необходимых пищевых ресурсов или любых других потребностей человека.