Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответПИС.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
970.75 Кб
Скачать

39. Защита прав патентообладателей и авторов изобретений

П.В. Пасякин – 50% плагиата с В. Резеповой (2004)

Любое физическое или юридическое лицо, использующее запатентованные изобретение, полезную модель или промышленный образец с нарушением законодательства, считается нарушителем патента.

В этом случае патентообладатель вправе требовать:

а) прекращения нарушения патента;

б) возмещения лицом, виновным в нарушении патента, причиненных убытков в соответствии с гражданским законодательством;

в) публикации решения суда в целях защиты своей деловой репутации;

г) осуществления иных способов защиты прав в порядке, предусмотренном законодательством РФ (в частности, ст. 12 ГК РФ).

Требования к нарушителю патента могут быть заявлены также обладателем исключительной лицензии, если иное не предусмотрено лицензионным договором.

За нарушение прав патентообладателей и авторов может наступить:

1) гражданско-правовая ответственность.

ГК РФ предусмотрены следующие споры, рассматриваемые в судебном порядке:

- об авторстве изобретения, полезной модели, промышленного образца;

- об установлении патентообладателя;

- о нарушении исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец;

- о заключении, об исполнении, об изменении и о прекращении договоров о передаче исключительного права (отчуждении патента) и лицензионных договоров на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца;

- о праве преждепользования;

- о праве послепользования;

- о размере, сроке и порядке выплаты вознаграждения автору изобретения, полезной модели или промышленного образца;

- о размере, сроке и порядке выплаты компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом.

2) административная ответственность (п. 2 ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав»);

3) уголовно-правовая ответственность (ст. 147 УК РФ «Нарушение изобретательских и патентных прав»).

40. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания

О. Молодцова

Фирменное наименование – имя компании, которое позволяет потребителю и контрагентам выделить ее из сотен тысяч таких же. Равно как и товарный знак, оно может обладать высокой различительной способностью, иметь определенную репутацию на рынке, а соответственно, индивидуализировать компанию, его носящую.

Право на фирменное наименование как средство индивидуализации в России существует и законодательно охраняется достаточно давно. Так, действовавшее до вступления в силу 4 части ГК РФ Положение о фирме 1927 г. устанавливало, что всякий, кто обладает правом на фирму, может требовать в судебном порядке прекращения пользования тождественной или сходной фирмой со стороны других лиц, а равно возмещения убытков, причиненных таким пользованием, поскольку у него право на фирму возникло раньше других и поскольку вследствие тождества или сходства фирм возникает возможность их смешения.

Право на фирму, как было указано в названном Положении, возникало с момента, когда фактически началось пользование ею. При этом под пользованием фирмой данный документ понимал, в частности, использование фирменного наименования.

Нормы части первой ГК РФ в противовес Положению о фирме установили, что право на фирменное наименование возникает с момента регистрации юридического лица. По такому же пути шла и судебная практика. Вместе с тем, в связи с нечетким законодательным регулированием право на существование имели оба названных подхода.

4 часть ГК РФ несколько упростила и уточнила разрешение этого вопроса. Прежде всего, стоит отметить, что Положение о фирме 1927 г. прекратило свое действие. Это исключает противоречие относительно даты возникновения права на фирменное наименование. Оно, очевидно, возникает в связи с регистрацией юридического лица в ЕГРЮЛ. При этом для фирменного наименования никакой дополнительной регистрации не требуется.

Говоря о соотношении прав на фирменное наименование с правами на иные средства индивидуализации, нужно обратить внимание на следующее. Помимо правила о невозможности использования чужого фирменного наименования, которое, по сути, было заимствовано из Положения о фирме , 4 часть ГК РФ дополнена рядом норм о соотношении фирменных наименований и товарных знаков. Ранее данный вопрос ни в Законе РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», ни в иных нормативных актах решен не был.

Согласно ГК РФ (4 часть, глава 75. Часть 1. Ст. 1476):

1. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения.

Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.

2. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания.

Фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания.

Следует отметить, что в силу нормы п. 8 ст.1483 ГК РФ в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в РФ фирменным наименованием или его отдельным элементом в том случае, если они заявлены на регистрацию в отношении однородных товаров или услуг, для которых фирменное наименование уже используется.

С принятием 4 части ГК РФ в законодательстве также появилась новелла, призванная урегулировать соотношение прав на фирменное наименование и на товарный знак. Так, п. 6 ст.1252 ГК РФ закрепил, что если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Данное законодательное решение представляется логичным, если принимать во внимание то, что и фирменное наименование, и товарный знак выполняют общую функцию – индивидуализации, различения лиц и производимых ими товаров.