Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0990867_6E327_44_polnyh_otveta_k_itogovomu_zachetu_po_kultorologii_yur_vuz.rtf
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.01.2020
Размер:
1.64 Mб
Скачать

20. Элитарная культура.

В понятии «м.к» нашли отражение существенные сдвиги в механизме буржуазной культуры: развитие средств массовой информации - радио, кино, телевидения, большие тиражи газет, дешевых «карманных книг», журналов, грампластинок. Через систему массовой коммуникации «м.к.» охватывает подавляющее большинство членов общества; через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жизни и одежды да типа хобби. Серийная продукция «м.к.» обладает рядом специфических признаков: примитивность характеристики отношений между людьми, сведение социальных конфликтов к сюжетно занимательным столкновениям «хороших» и «плохих» людей, чья цель-достижение своего блага любой ценой, развлекательность, забавность комиксов, коммерческое кино с натуралистическим смакованием насилия и секса; ориентированность на подсознание, инстинкты-чувство собственности, расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности. Плодом такого типа развития является так называемый «одномерный человек», у которого утрачена цельность и деформирован внутренний мир. Кроме этого, особенно при выраженном социологическом подходе к исследованию культуры, структурно могут выделяться так называемые субкультуры, “под”-культурные образования, возникающие в рамках той или иной культуры. Они сохраняют ведущие характеристики основной культурной формы, но при этом имеют локальные отличия, придающие им некоторую особенность. Подобными субкультурами можно назвать некоторые неформальные молодежные объединения. В настоящий момент таковой становится и элитарная культура. Культура “новых русских”, еще некоторое время назад являвшаяся яркой субкультурной общностью, начинает постепенное сращение с официальной культурой

Субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и типологич. разновидностях — фольклору, народной культуре, офиц. культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры. В этом отношении Э.к. — характерно маргинальный феномен в рамках любого истор. или нац. типа культуры и всегда — вторична, производна по отношению к культуре большинства.

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рас­сматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества — элита (от франц. elite — лучшее, отборное, избранное). Одна­ко в философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного спе­цифическими духовными способностями. Элита есть в каждом общественном классе. Элита — это часть общества, наиболее способная к духов­ной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстети­ческими задатками. Именно она обеспечивает общественный про­гресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетво­рение ее запросов и потребностей. Основные - элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

В своем основополагающем труде «Мир как воля и пред­ставление» А. Шопенгауэр в социологи­ческом плане разделяет человечество на две части: «людей гения» (т. е. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (т. е. ориентирован­ных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).

В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформули­рованных им в известных трудах элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверх­человек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической воспри­имчивостью.

Совер­шенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни.

Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сло­жившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитар­ной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры. Так, например, в России на рубеже XIX—XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художествен­ное объединение «Мир искусства». Лидерами «мирискусников» бы­ли редактор одноименного журнала С. П. Дягилев и талантливый ху­дожник А. Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о «самоцель­ности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве». Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры «мирискусничества» в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности твор­ца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности.

Эта культура принципиально обращается только к элите. Она не стремится к тому, чтобы быть понятой всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людям. У массы излюбленным является такое искусство, в центре внимания которого находится человек и его страсти.

Долгое время особенности элитарной культуры рассматривались "от противного", точкой отсчета была массовая культура. Унифицированности и тривиальности последней элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности - закрытость и зашифрованность культурных кодов; минимуму изобразительных средств - самый широкий спектр средств выразительности и т.д.

Но главное отличие элитарной культуры от массовой состоит в том, что истинно творческой является культура элитарная: именно здесь создаются новые культурные формы и определяются пути дальнейшего развития. Знаменитый "Улисс" Дж.Джойса, произведения Г.Гессе и Х.Л.Борхеса, французский "новый роман"; картины П.Пикассо, К.Малевича, В.Кандинского; фильмы А.Тарковского, А.Сокурова, Дж.Джармуша, П.Гринуэя; музыка Дж.Кейджа и Э.Денисова являются тому примером.

В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которому исследователи относят так называемую "поп-классику" - "Танец маленьких лебедей" П.Чайковского, "Времена года" А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства). Время стирает границы между массовой и элитарной культурами. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу реципиентов, а еще позже может стать в культуре общим местом.

Билет 21. Генезис культуры: структурные элементы первобытной культуры. Древние формы дизайна на ранних стадиях возникновения в эпоху первобытности являлись неотъемлемым способом коллективного творчества, тесно связанным с праздником, религиозными культами заклинания удачи перед охотой. Тотемизм, как вид первобытной духовной культуры, выражал единение духа природы, воплощенного в конкретном животном или растении, и человека. Тотемизм создает в культуре первобытности одну из первых концептуальных моделей мира (впоследствии это станет основой дизайнерского мышления) – человек воспринимался как существо окруженное различными соседствующими мирами (миром растений, животным миром), а человеческий способ достижения гармонии мира был изначально мифологическим (древнему человеку помогал медиум, посредник, знавший оба мира – тотемический символ). Тотемические корни имеет зооморфная символика. Человек, используя образы зверя, стремился понять гармоничную концепцию пространства обитания, внешней среды, свойственную от природы животному как инстинктивная программа жизнедеятельности, но не присущую человеческому роду. Анализируя эту гармонию животного мира, человек стремился к ее моделированию, ставшей первой формой концептуального дизайнерского мышления. Изображения (воспроизведенные в материале образы) рассматривались древним человеком неразрывно с изображенным объектом: очевиден уровень восприятия первобытного человека, предшествующий уровню абстрактного мышления. Говоря о культуре как способе очеловечивания бытия и самого человека, нужно обратиться к проблеме ее генезиса и структурных особенностей. На протяжении длительного времени ведущим компонентом в культуре была технология обеспечения жизненного цикла человека. При внешних сходстве телесных функций человека и животного (еда, питье, выделения…) именно в этих процессах начиналось различие биологического и социального. В процессе удовлетворения физиологических потребностей формировалась телесная культура человека как фундаментальный базовый слой культуры. Недаром самые древние и наиболее мощные нравственные запреты табу (связанные с пищевым и половым поведением человека) были предпосылками становления культуры. Обеспечение себя пищей и водой, защита от погодных и климатических явлений, ритуализация половой и детородной функции требовали все более и более совершенной организации жизни общины. Постепенный переход от присваивающего типа хозяйства к производящему и, тем самым, от пользы к выгоде, означало нарастание потенциала второй грани культуры – ее организационных форм. Новая стадия развития потребовала принципиально новой организационной культуры, сущность которой было обеспечение технологии деятельности путем управления людьми. В этом заключается глубинный смысл феномена и идеи государственности. Самообеспечение и управление как явления культуры принимали форму символического выражения. Люди не просто ели, укрывались от холода, размножались и старели, но культивированный процесс осуществления этих биологических потребностей, порождая формы, до сих пор удивляющее наших современников. Самовыражение в одежде и постройках, празднествах и мистериях, войнах и походах, имело не только и не столько утилитарный смысл, но и далеко превосходящее его символическое значение. Феномен культуры все время подтверждали и обозначали социальный статус человека и общества. По характеру сооружений, оружия и утвари можно достаточно точно судить о состоянии третьего компонента культуры - духовной сферы. Если первые два как-то ограничены ресурсами и физическим потенциалом данного общества, то мир духовной культуры в точном смысле слова беспределен. Постепенно он остановился в сознании многих людей доминирующим, ибо служение Богу, Абсолюту, культу предков и т. д. рассматривалось как основная сфера самовыражения личности, и общества. Из этого можно сделать вывод, что культура носит символическо-знаковый характер и ее постижение не может не учитывать этого важнейшего положения. Билет 21. Особенности первобытного мышления и роль в формировании культуры. Одно из основных свойств первобытного мышления, характеризующее все сферы деятельности человека- коллективный характер представлений. Они присущи всем членам социальной группы, передаются в ней из поколения в поколение в форме ритуала, коллективного праздника, верования и обычаев. Рисунок в эпоху первобытности также являлся неотъемлемым способом коллективного творчества, тесно связанным с праздником, религиозными культами заклинания удачи перед охотой. Вера в тотем становится основой для возникновения одного из первых стилей в искусстве древнего графического дизайна - звериного стиля. Тотемизм, как вид первобытной духовной культуры, выражал единение духа природы, воплощенного в конкретном животном или растении, и человека. Тотемом становилось не всякое животное. Тотем- существо, наделенное магическими свойствами посредника между мирами. Тотемизм создает в культуре первобытности одну из первых концептуальных моделей мира (впоследствии это станет основой дизайнерского мышления) – человек воспринимался как существо окруженное различными соседствующими мирами (миром растений, животным миром), а человеческий способ достижения гармонии мира был изначально мифологическим (древнему человеку помогал медиум, посредник, знавший оба мира –тотемический символ).Тотемический корни имеет зооморфная символика. Человек , используя образы зверя, стремился понять гармоничную концепцию пространства обитания, внешней среды, свойственную от природы животному как инстинктивная программа жизнедеятельности, но не присущую человеческому роду. Анализируя эту гармонию животного мира , человек стремился к ее моделированию, ставшей первой формой концептуального дизайнерского мышления. Изображения (воспроизведенные в материале образы) рассматривались древним человеком неразрывно с изображенным объектом: очевиден уровень восприятия первобытного человека, предшествующий уровню абстрактного мышления. Наряду с этим первобытному человеку свойственен другой уровень абстракции — мистическая абстракция, т.е. при разных обстоятельствах один и тот же предмет может иметь совершенно разные значения. В последствии мистическая абстракция привела к зарождению аналитических приемов восприятия бытовых качеств предмета и развитию представлений об изменчивости формы предмета, связанной с улучшением ее функциональности. Способ объяснения мира так тесно был связан с бытием человека, что ни один из членов социума не мог представить себя вне его. В форме предания этот мифологический способ объяснения происхождения мира передавался человеку подобно татуировке или рубцеванию оставался с ним до кона жизни- член первобытного социума не мог представить себя вне этого предания. Так передача духовного опыта в художественной форме первобытных графических изображений становится важнейшей духовной потребностью человека, выполняя эту функцию в течении эпох развития графического дизайна .