
Меланома кожи.
Меланомой (меланомобластомой) называется опухоль, клетки которой обладают способностью образовывать пигмент меланин. Благодаря этому она в большинстве своем имеет темную окраску. Термин меланома появился относительно недавно - в XIX веке, хотя заболевание было известно врачам еще до нашей эры.
Несмотря на многолетние усилия ученых всего мира, вопросы, связанные с гисто- и патогенезом меланомы, клинической диагностикой и особенно лечением, остаются одними из важнейших в современной онкологии. Пожалуй, нет такой проблемы, которой бы за последние десятилетия было посвящено столь большое количество научных работ, проведенных симпозиумов, конференций и т.д.
В СНГ данной проблемой занимаются центральные научно-исследовательские онкологические институты Москвы, Санкт-Петербурга и Киева.
В последние годы отмечается значительное возрастание частоты меланомы в различных странах. Так, в Англии за последнее десятилетие заболеваемость увеличилась на 50-100%. Причем в северных районах заболеваемость выше, чем в южных. В Норвегии отмечено такое же соотношение, а в Австралии - обратное. По видимому, именно этот факт послужил основанием считать основанием считать солнечную радиацию одним из провоцирующих факторов в развитии меланомы.
В подавляющем большинстве случаев меланома встречается после периода полового созревания, в зрелом возрасте. Наиболее часто поражаются лица в возрасте от 30 до 60 лет. Редко наблюдается заболевание в юношеском возрасте, еще резе у детей.
Патогенез меланомы кожи
Как известно, солнечная радиация, а именно ультрафиолетовые лучи, является одним из физических канцерогенов для злокачественных опухолей кожи. Злокачественная меланома может возникнуть под действием солнечных лучей. Связь между появлением ограниченного предракового меланоза Дюбрея и солнечной радиацией неоднократно описана в литературе. В пользу роли солнечной радиации в развитии меланомы свидетельствуют факты более частого развития этой опухоли у лиц, работающих на открытом воздухе, чем у лиц, занятых работой в закрытых помещениях. Однако в отличие от рака кожи, который наиболее часто возникает в местах, подвергшихся наибольшей инсоляции, т. е. на участках бывшего солнечного ожога, меланома не всегда возникает на таких местах. Действие солнечной энергии является, по-видимому, более сложным, чем при раке кожи. Имеются работы, посвященные озлокачествлению врожденных или приобретенных пигментных невусов под действием ультрафиолетовых лучей, в которых отмечены различия в локализации опухоли у лиц разного пола, подвергающихся длительной инсоляции. Так, у мужчин чаще поражается туловище, а у женщин—голени.
Имеются работы и о роли ионизирующего излучения в этиологии меланомы. Кроме того, к физическим факторам патогенеза относят ожоги, отморожения, а также хронические раздражения.
Кроме внешних факторов, имеют значение и генетические факторы этнического порядка. Так, у блондинов и рыжеволосых меланома встречается чаще и прогностически протекает хуже. G. Pack, N. Davies (1961) изучили частоту возникновения меланомы у американцев белой расы. Авторы отметили, что около 11% американцев— рыжеволосые, а среди больных меланомой они составляют явное большинство—65%.
Имеется и эндокринная зависимость, в основе которой лежат факты крайне редкого возникновения у детей меланомы, частота поражения во время полового созревания и беременности. Интересна связь беременности с развитием меланомы и течение меланомы на фоне беременности.
Рост и активизацию невусов во время беременности связывают с эндокринными изменениями, при этом одни исследователи указывают на усиление секреции адрено-кортикотропного и меланостимулирующего гормона, а другие—на стимулирующий эффект гонадотропных гормонов плаценты.
Большинство авторов, имеющих достаточный материал, приводят много случаев развития меланомы на месте пигментных невусов после их травмы. А. П. Шанин (1959) из 337 больных меланомой отметил травму у 91 (27%).
Какие же виды невусов могут давать начало злокачественной меланоме? Как известно, у любого человека имеется то или иное количество пигментных невусов. В последние годы благодаря тщательному анализу случаев меланомы, развившейся на фоне невусов, доказано, что далеко не все пигментные невусы могут трансформироваться в меланому. Наиболее меланомоопасными, по выражению Н. Н. Трапезникова с соавт. (1977). являются пигментный пограничный невус, синий или голубой невус, невус Отта, ограниченный предраковый меланоз Дюбрея.
Симптомы активизации невуса:
1. Быстрый рост невуса, который в течение ряда лет оставался практически неизмененным или медленно увеличивался пропорционально росту всего тела. Асимметрическое увеличение одного из участков невуса, уплотнение его.
2. Изменение пигментации: исходный цвет становится более темным или пестрым или наступает посветление одного из участков невуса.
3. Появление чувства ощущения невуса, покалывания, зуда, жжения, напряжения.
4. Появление папилломатозных выростов, трещин, кровоточивости.
5. Выпадение волос с поверхности невуса. К симптомам активизации относят также появление новых узелков (сателлиты), увеличение регионарных лимфатических узлов и появление меланурии. Однако эти симптомы относятся к уже развившейся меланоме и чаще к генерализованной ее форме.
Меланомы очень рано дают лимфогенные и гематогенные метастазы. Иногда они бывают первым обращающим на себя внимание проявлением болезни. Практически метастазы меланомы могут возникать в любом органе, однако наиболее излюбленной их локализацией являются (кроме регионарных лимфатических узлов) легкие, печень, кожа и кости. Меланома может метастазировать в мышцу сердца, она способна давать отдаленные метастазы в самые различные области тела, в том числе и во внутренние органы. Поэтому, если у больного, ранее леченного по поводу меланомы, появляется необъяснимая анемия, необходимо обследовать его рентгенологическим методом для исключения метастазов в желудочно-кишечный тракт.
Чаще метастазы бывают множественные. Солитарные метастазы для меланомы нехарактерны. Бывают случаи, когда первичная опухоль на коже не определяется, при этом в клинической картине на первое место выступают вторичные проявления заболевания —регионарные или отдаленные метастазы. Методы диагностики.
Возможности клинической диагностики широки, но не беспредельны. Множество различных проявлений самой меланомы, разнообразие пигментных образований кожи затрудняют диагностику, и процент ошибок, даже у опытных онкологов, достигает 25—40. Нередки случаи, когда с уверенностью сказать о характере пигментного образования не представляется возможным.
В настоящее время дополнительными методами исследования в диагностике меланом являются: 1) радиоизотопная диагностика с помощью 32Р, 2) термография, 3) реакция Якша или лучевая меланурия, 4) морфологическая диагностика (цитологическое исследование и биопсия).
Метод цитологического исследования при злокачественной меланоме в последние годы находит все большее распространение в силу своей незначительной травматичности и высокой информативности. Опасность пункции меланомы тонкой иглой несколько преувеличена. Ряд исследователей отмечает, что генерализация процесса после пункции не наблюдается, а отдаленные результаты лечения не ухудшаются.
Объектом исследования служат, как правило, отпечатки с изъязвившейся опухоли и пунктаты из опухоли или подозрительных на наличие метастазов лимфатических узлов. Совершенно безопасно взятие отпечатка с изъязвившейся опухоли путем прикладывания к ее поверхности обезжиренного предметного стекла. В отдельных случаях, при неизъязвленной опухоли, подозрительной на меланому, ряд исследователей прибегают к пункции тонкой иглой (до 0,7 мм в диаметре), стараясь как можно меньше травмировать опухоль. Можно ли подвергать биопсии опухоль, подозрительную на злокачественную меланому? Безусловно, частичное удаление опухоли, подозрительной на меланому, недопустимо.
Биопсию производят только в операционной и под общим обезболиванием. Отступя на 1—2 см от видимого края опухоли (на кисти, стопе и лице приходится суживать границы разреза) производят окаймляющие разрезы и иссекают участок с опухолью без подлежащей фасции. Послеоперационную рану зашивают наглухо. Разрезают препарат, осматривают его и приготовляют отпечатки для срочного цитологического исследования. Затем препарат направляют в гистологическую лабораторию для приготовления замороженных или парафиновых срезов.
Дифференциальный диагноз.
При меланомах кожи дифференциальный диагноз приходиться проводить с пигментными невусами, меланозами (веснушки, пигментные пятна при болезни Реклингаузена). Среди последних особенно заслуживает внимания меланоз Дюбрея. Это поражение чаще наблюдается у женщин в пожилом возрасте, локализуется на лице, груди, кистях, рук в виде пятен темно-коричневого, синевато-коричневого цвета, размером от чечевицы до величины детской ладони. Кожный рисунок сохранен, иногда отмечаются кератотические, папилломатозные изменения. Рост очень медленный, годами, но возможна (почти всегда) малигнизация, о чем свидетельствуют присоединяющиеся воспалительные изменения, инфильтрация.
Меланому не всегда легко отличить от пигментной базалиомы. Последнюю отличает более медленный рост, отсутствие воспалительных явлений по периферии, более равномерное распределение пигмента.
Трудности дифференциальной диагностики могут вызвать ангиофиброма, нейрофиброма (при окраске их гемосидерином), гранулема, болезнь Боуэна. Происхождение пигмента в этих случаях (при гистологическом исследовании) может быть установлено окраской на гемосидерин.
В связи с отсутствием общепризнанной классификации стадий при меланоме и учитывая особенности течения заболевания, целесообразно выделять лишь раннюю (локализованную) стадию процесса и позднюю, при которой определяются метастазы.
Лечение.
План лечения больных меланомой является строго индивидуальным и зависит от клинической формы опухоли, данных дополнительных исследований, возраста больного и стадии заболевания.
Хирургическое лечение. Основным принципом современного хирургического лечения злокачественной меланомы является радикальное удаление первичной опухоли и регионарных метастазов. Все операции производятся под общим обезболиванием. Опухоль должна быть иссечена широко в пределах видимых здоровых тканей.
Расстояние, на которое хирург должен отступить от видимого края опухоли, варьирует от 3—4 до 10—12 см. При локализации опухоли в подногтевом ложе показана ампутация пальца.
Ограниченное, заведомо нерадикальное иссечение меланомы является грубейшей ошибкой и приводит к тяжелым последствиям (рис. 15). При хирургическом вмешательстве на первичной опухоли необходимо особо бережное отношение к опухоли и окружающим ее тканям.;
Практически нет возражений против оперативного вмешательства на путях регионарного оттока лимфы при наличии метастазов в лимфатических узлах. Такие операции осуществляют раздельно, в случаях большого отдаления первичной опухоли от регионарных метастазов, или одним блоком иссекают первичную опухоль с подлежащими тканями, производят лампасный разрез кожи до регионарных узлов и удаляют последние.
В случаях обнаружения метастазов в первом регионарном барьере объем оперативного вмешательства должен быть расширен. На нижней конечности производят бедренно-пахово-подвздошную лимфаденэктомию, а на верхней конечности удаляют аксиллярные и подключичные лимфатические узлы.
Комбинированное и лучевое лечение. Задачей лучевой терапии на первом этапе лечения является повреждение опухолевых клеток и подавление биологической их активности. На открытых участках тела (особенно на лице) и у естественных отверстий радикальное хирургическое лечение часто неосуществимо. Как правило, граница оперативного вмешательства в этих случаях суживается, и для создания абластичных условий для операции необходима предварительная лучевая обработка опухоли и ближайших окружающих ее зон.
Химиотерапия. В настоящее время еще не найден специфический химиотерапевтический препарат прямого действия на меланомные клетки. Применяют комбинированную химиотерапию (введение комбинации препаратов различного механизма действия) с расчетом на суммарное действие в разных стадиях развития опухолевой клетки. Эффект лечения непродолжительный, химиотерапия токсична, процент ремиссий небольшой.
Наиболее эффективным, как показали многочисленные рандомизированные исследования, из новых противоопухолевых препаратов признан диметил-триазеноимидазол-карбоксамид — ДТIС (до 57%). Больным назначают циклофосфаи, винбластин, прокарбазин, винкристин и актиномицин D.
В последние годы появились сообщения об обнадеживающих результатах лечения опухолей путем введения собственных лимфоцитов больного, обработанных каким-нибудь активатором (фитогемагглютинин, метотрексат и др.). Наиболее эффективной формой иммунотерапии является комбинация двух ее методов или сочетание с другими видами лечения. Предшествующие иммунотерапии методы (хирургический, комбинированный и др.) позволяют уничтожить основную массу опухоли. Иммунотерапия, стимулируя собственные реакции организма, помогает разрушить оставшиеся в организме опухолевые клетки.
Иммунотерапия в настоящее время еще только начинает развиваться. Потребуется немало времени, чтобы она заняла прочное место в лечении больных со злокачественной меланомой.
Прогноз при злокачественной меланоме остается всегда серьезным и зависит от ряда факторов и в первую очередь от стадии опухолевого процесса.